Войти в почту

Анатомия прогресса McLaren-Renault

Чуть больше двух лет назад мы публиковали статью с названием «Анатомия провала McLaren-Honda», а сегодня с большим интересом наблюдаем за подъемом легендарного коллектива. Всего два года, а как изменился вектор. Прошлогодний Гран При Франции был низшей точкой McLaren в сезоне. Тогда на автодроме имени Поля Рикара у команды была вторая по скорости машина с конца пелотона, в то же время коллектив изнутри раздирали постоянные перестановки и увольнения, новости о которых появлялись с незавидным постоянством. И как только в Уокинге подумали, что кризис уже достигнут и дальше будет только лучше, грянула концовка сезона, в которой за девять гонок пилоты команды лишь дважды смогли финишировать в первой десятке. Переносимся на год вперед и видим, что минувший Гран При в Ле-Кастелле стал для McLaren высшей на данный момент точкой в сезоне! В квалификации Ландо Норрис уступил регулярно сражающемуся за подиумы Максу Ферстаппену всего 0,009 секунды, и если бы не проблемы с гидравликой на его машине в гонке и "картинговые приемчики" от Даниэля Риккардо в концовке дистанции, дуэт команды вполне мог возглавить второй эшелон пелотона. Это был уже третий раз за прошедшие восемь этапов сезона, когда машина McLaren была быстрейшей в Формуле 1(б). И хотя в прошлом году на этой стадии чемпионата у команды было примерно столько же очков – 40, всем очевидно, что тогда это было падение, а сегодня – возрождение. В минувшем сезоне гонщики команды – в основном Фернандо Алонсо – извлекали из имеющейся техники максимум возможного. Но и Стоффель Вандорн 8 из 12 своих очков в сезоне заработал именно в первой его половине. В целом же команда не прогрессировала, и об этом говорят цифры. Если посчитать в процентном отношении отставание McLaren в прошлом году от лидеров на быстром круге, получатся неутешительные 2,923%. И даже если учитывать только первые восемь гонок, когда команда еще хоть как-то ехала, выйдет 2,512%. В этом сезоне отставание McLaren от лидеров снизилось до 1,796%, а это всего 0,644 секунды в расчете на гипотетический 90-секундный круг. Во Франции гандикап уменьшился еще больше и составил 1,244%. Пилоты McLaren в квалификации и гонке смогли оставить не у дел своего поставщика моторов – заводскую команду Renault, несмотря на обновление мотора на машине Даниэля Риккардо. И хотя Нико Хюлькенберг после заезда выразил удивление тем, что в гонке пилоты McLaren не показали той же скорости, что и в квалификации, стоит отметить, что Карлос Сайнс уверенно контролировал движения второй части пелотона. К тому же, именно дуэт команды из Уокинга на протяжении нескольких кругов сдерживал позади Себастьяна Феттеля, который смог сломить их сопротивление лишь на седьмом обороте по трассе. Карлос Сайнс и Ландо НоррисФото: autosport.com В этом году мы отчетливо видим, что потенциал у машины McLaren присутствует, и даже когда они проваливаются в квалификациях, зачастую в гонках выправляют ситуацию и приезжают в очки. Отчасти это происходит из-за того, что в команде хорошо разобрались с работой шин Pirelli на гоночной дистанции, а в нынешнем сезоне этот аспект работы трудно переоценить. «Я очень впечатлен работой команды в этом сезоне, – сказал Карлос Сайнс после этапа во Франции. – Завод постоянно поставляет нам обновления, которые помогают извлечь максимум возможного из шасси, а иногда и больше. К тому же, в Монако и Испании мы очень здорово сработали в плане тактики. Андреас Зайдль, стратеги команды и мои гоночные инженеры прекрасно работают сообща. Они сделали этот результат возможным». Также впечатляет то, что в этом году McLaren не угодила в тупик в плане доработки шасси. Прошлогодняя машина характеризовалась фундаментальными проблемами по части аэродинамики, которые выливались в нестабильное поведение задней части шасси. На предсезонных тестах в этом году и в первых гонках эти проблемы отчасти также проявлялись, пусть и в меньшей степени, но на последних этапах управляемость машины заметно улучшилась, что стало возможно благодаря обновлениям. И если на старте сезона попадание дуэта McLaren в очковую зону иногда можно было объяснить неудачами соперников, то в последние месяцы коллектив из Уокинга постепенно превратился в настоящего лидера второго эшелона Формулы 1. Кроме того, команде удалось прибавить в ключевых аспектах, включая прохождение затяжных поворотов. «В Китае наша машина просто ужасно вела себя в длинных виражах, – признался Сайнс. – Но мы сделали очень серьезный шаг вперед в этом отношении, что означает, что новинки, привезенные еще в Испанию, сработали в полной мере. Мы понимаем, что нам еще предстоит улучшить эффективность шасси в медленных поворотах, и когда начнутся характерные трассы в календаре, нам необходимо будет хорошо к ним подготовится в плане новинок. Но в затяжных и среднескоростных поворотах у нас очень приличная скорость. Кроме того, эта трасса [Поль-Рикар] и это дорожное полотно отлично нам подошли. Но мы не можем почивать на лаврах и считать, что четвертое место у нас в кармане, ведь в минувший уик-энд Renault также смотрелась очень сильно». По части обновлений и их точной корреляции между аэродинамической трубой и трассой не стоит недооценивать роль Джеймса Ки, в этом году возглавившего технический штаб коллектива. Джеймс КиФото: autosport.com В целом команда, похоже, очень хорошо усвоила уроки минувшего сезона. Улучшение скорости в медленных поворотах – следующая глава в обновлениях McLaren, и первый шаг в этом направлении уже был сделан во Франции. Крыло Ferrari, подвеска McLaren и колеса RBR – в техобзоре ГП Франции Также впечатляющим оказался очный поединок между McLaren и Renault на автодроме имени Поля Рикара. Да, Даниэль Риккардо жаловался на настройки шасси, но не стоит забывать, что коллектив снабдил его машину обновленным двигателем, и в свете этого поражение от своих же клиентов по моторам может быть очень болезненным для Энстоуна и Вири. «Мне кажется, в этот уик-энд у них было больше прижимной силы, и, честно говоря, нам тоже стоило попробовать пойти по этому пути и посмотреть, что из этого выйдет, – сказал расстроенный Риккардо. – К сожалению, мы застряли на одном уровне прижима на весь уик-энд. Мы стремились сохранить стабильность, но соперникам из McLaren удалось лучше справиться с работой на извилистых секциях трассы». Взгляд на времена по секторам подтверждает сказанное австралийцем. На втором отрезке, характеризующемся наличием длинных прямых, желтые и оранжевые машины были примерно равны по скорости, но на первом и третьем секторах дуэт McLaren улетал вперед, что подтверждает большую прижимную силу, о которой сказал Даниэль. «Я многое понял, когда пытался преследовать Карлоса в Барселоне, – продолжил Риккардо. – Похоже, что у их шасси очень низкий уровень лобового сопротивления, что повышает общую аэродинамическую эффективность». В прошлом году в McLaren вынуждены были искусственно увеличивать угол атаки заднего антикрыла, чтобы компенсировать недостаток аэродинамической загрузки колес в поворотах. Это негативно сказывалось на скорости шасси на прямых. От этой проблемы в команде не могли избавиться на протяжении всего сезона-2018, но сейчас ее и след простыл. McLaren-2012Фото: autosport.com Важно то, что McLaren прогрессирует, и делает это заметно. В последний раз коллектив из Уокинга претендовал на титулы в далеком 2012 году, когда у них была одна из быстрейших машин в пелотоне, у которой не все было в порядке с надежностью. С тех пор прославленная команда резко сдала позиции и похоже, что только сейчас начинает выбираться из затяжного кризиса. «Мы постоянно учимся и стараемся прогрессировать, – сказал руководитель команды Андреас Зайдль. – Мы привезли серьезное обновление в Барселону, но оно не решило всех наших проблем. У нас по-прежнему не все в порядке со скоростью в медленных и среднескоростных поворотах, и мы продолжаем работать в этом направлении. Наши парни совместно с пилотами делают всё, чтобы понять малейшие слабости нашего шасси и предпринять меры по их устранению». На данный момент команда McLaren занимает четвертую строчку в Кубке конструкторов, а поскольку дальше путь для середняков пока закрыт, это можно считать успехом. Но это успех локальный, а для достижения глобального – возвращения на ведущие позиции в чемпионате – коллективу потребуется предпринять более серьезные шаги. И один из них уже сделан – принято решение серьезно модернизировать аэродинамическую трубу в Уокинге вместо того, чтобы пользоваться инфраструктурой Toyota в Кёльне. Это свидетельствует о приверженности команды своим идеалам и стремлении вновь взойти на вершину спорта. Но впереди много работы. А пока необходимо упрочить свое положение и зарекомендовать себя в качестве безоговорочной четвертой силы в чемпионате. Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9260/how-mclaren-has-added-to-its-greatest-weapon Зак Браун и Андреас ЗайдльФото: autosport.com

Анатомия прогресса McLaren-Renault
© autosport.com.ru