Войти в почту

Кто и когда испортил Формулу 1? Взгляд в недавнее прошлое...

Да, минувший Гран При Австрии выдался на славу, ничего не скажешь. Очная борьба за победу за два круга до финиша и триумф кого-то, кроме пилотов Mercedes – и всё это в один гоночный уик-энд. Эта ложка мёда стала для болельщиков Больших Призов настоящим лакомством, но, увы, бочку дёгтя она существенно не подсластила. Предшествующий этапу в Шпильберге Гран При во Франции, к примеру, сложился очень предсказуемо, а болельщики у экранов телевизоров едва не заснули. Неудивительно, что после этой, с позволения сказать, гонки издания SportWereld, Gelderlander и AutoHebdo вышли на следующее утро с одинаковыми лаконичными заголовками: «Zzzzzzzzzz...» Абсолютное доминирование одной команды в Формуле 1 – далеко не новинка, и мы к этому уже практически привыкли. Но где истоки нынешних проблем? Когда это всё началось? Для этого нам необходимо перенестись на 6-7 лет назад – в сезоны 2012-13. Именно в этот период в Формуле 1 были приняты решения, за которые спорт до сих пор расплачивается. Что же это за решения? Формула 1Фото: autosport.com 1. Увеличить сумму выплат топ-командам В то время владелец коммерческих прав на спорт Берни Экклстоун прилагал все возможные и невозможные усилия, чтобы соблазнить команды на подписание двустороннего соглашения с 2013 года и тем самым гарантировать их участие в чемпионате. Британец чувствовал немалую угрозу со стороны Ассоциации команд Ф1 (FOTA) и сделал всё, чтобы Red Bull и Ferrari покинули эту организацию, что повлекло за собой ее расформирование. Но Берни этот маневр обошелся в копеечку, ведь ему пришлось в ответ на услугу согласиться на дополнительные выплаты топ-командам, которые были классифицированы как Бонусы чемпионата конструкторов. Это породило новые проблемы, когда Mercedes примкнула к списку привилегированных команд (благодаря их доминирования в сезонах-2014/15). В результате выделился костяк топ-команд, которые ежегодно стали получать от Формулы 1 гораздо больше призовых по сравнению с остальными. Именно это стало причиной расслоения спорта, которое мы наблюдаем сегодня. Берни Экклстоун и Тото ВольфФото: autosport.com 2. Команды получили больше полномочий в составлении регламента Вместе с выделением дополнительных призовых для ведущих команд Берни Экклстоун допустил их к святая святых спорта – формулированию правил игры – путем создания Стратегической Группы Ф1. Это стало еще большим катализатором отрыва топ-коллективов от команд второго эшелона. В результате мы получили регламент, который подходит горстке команд и при этом предотвращает любые попытки хоть как-то развернуть его лицом к аутсайдерам. Посмотрите на ситуацию с шинами – лидеры просили Pirelli сделать более предсказуемую резину, и что из этого вышло? MercedesФото: autosport.com 3. Расходы и уровень технологий вышли из-под контроля Формула 1 во все времена находилась на переднем крае технологических инноваций, но в последние годы эта тенденция стала неконтролируемой. Сбор данных, бесконечная работа на симуляторе и со средствами вычислительной гидродинамики привели к невиданному росту числа сотрудников ведущих команд. Каждая малейшая деталь машины Ф1 сегодня проходит тщательный доскональный контроль, и это ведет к повышению расходов (разумеется, у тех команд, которые способны и готовы за это платить) и исключению фактора непредсказуемости. В результате спорт стал очень стабильным и предсказуемым, поскольку в нем всё заранее просчитано на суперкомпьютерах. Попытки хоть как-то вывести Формулу 1 из равновесия – путем тех же запретов на радиопереговоры несколько лет назад – тут же встречали противостояние со стороны лидеров. Так что пока шансов вывести Ф1 из инженерной одержимости нет никаких. Формула 1Фото: autosport.com 4. Гибридные правила дали все козыри нынешним производителям Переход Формулы 1 с атмосферных 8-цилиндровых моторов на новые турбированные гибриды о шести «горшках» был сделан в угоду производителям серийных автомобилей и на фоне тенденции повальной электрификации автоиндустрии. И хотя время и вектор были выбраны верно, в отдельных аспектах спорт пострадал: моторы стали тихими, с экономией топлива тоже вышел перебор, на стартовой решетке мы видим много штрафов не по делу, да и технологии в целом стали чрезмерно сложными. Но главное негативное последствие этого перехода в долгосрочной перспективе состояло в том, что нынешние производители силовых установок остались, по сути, без потенциальной конкуренции – новые компании просто не могут прийти в спорт, поскольку будут раздавлены авторитетом и опытом завсегдатаев новой турбоэры. Honda вернулась в Формулу 1 в 2015-м – всего через год после начала гибридной эпохи, и им понадобилось целых четыре с половиной года, чтобы выиграть свою первую гонку. Неудивительно, что другие производители не спешат повторять путь отчаянных камикадзе. Более того, нынешние производители получили в спорте полный карт-бланш, и если хоть один из них уйдет, Формуле 1 не поздоровится. И это позволяет им навязывать руководству чемпионата свои условия. Гран При КореиФото: autosport.com 5. Погоня за деньгами увела Формулу 1 с верного пути В последние годы своего правления в спорте Берни, и сам он этого не отрицает, в основном сосредоточился на финансовых показателях Формулы 1 в угоду акционерам и владельцам Больших Призов из фонда CVC. Этот путь постепенно отдалял чемпионат от того, чего желали видеть болельщики. В частности вместо классических автодромов начали появляться гонки в «нигде, никуда и незачем» – как в Корее и Турции, – которые ничего не дали чемпионату. Также Формула 1 постепенно переориентировалась на платные телевизионные каналы, что уменьшило ее аудиторию, ведь далеко не все могут себе позволить платить большие деньги за кабельное ТВ. В результате Ф1 стала больше походить на корпоративный вид спорта и утратила свой рок-н-ролльный имидж, а поскольку новые владельцы коммерческих прав – компания Liberty – включены в реестр фондовой биржи и вынуждены действовать в интересах своих акционеров, они вряд ли смогут повернуть Формулу 1 лицом к болельщикам, если это будет идти вразрез с финансовыми запросами инвесторов. Жан ТодтФото: autosport.com 6. Руководство Формулы 1 пошло по пути демократии, а не диктатуры Экс-президент FIA Макс Мосли часто подвергался критике за диктаторский подход к работе – особенно когда действовал рука об руку с Экклстоуном. Нынешний же глава федерации Жан Тодт придерживается иных взглядов и старается во всем и со всеми прийти к консенсусу. В то же время и в Liberty Media не против поиграть в демократию. Они вполне могли бы действовать более жестко и навязывать командам свои условия игры на благо спорту, но, увы, в компании часто предпочитают отсидеться на задних рядах, отдав бразды правления в некоторых вопросах топ-коллективам. Кроме того, с регламентом на 2021 год пока творится полная неразбериха, а ограничения бюджетов, которые были приняты, не оправдали ожиданий маленьких команд по цифрам. В общем, есть опасения, что такими темпами в правилах сезона-2021 будет не так и много кардинальных изменений по сравнению с нынешним регламентом… Льюис Хэмилтон и Себастьян ФеттельФото: autosport.com 7. Мнение гонщиков не учитывается при составлении регламента Льюис Хэмилтон после недавнего посещения совещания по правилам в Париже в присутствии представителей команд, Ф1 и FIA признался, что первые очертания регламента сезона-2021 выглядят совсем не так, как их представляют себе гонщики. И это неудивительно, поскольку вот уже несколько лет гонщики не принимают активного участия в формировании свода правил. Но в этом отчасти есть и их вина, поскольку их неоднократно привлекали к этой работе, но они каждый раз отказывались. Совсем недавно председатель Ассоциации пилотов Гран При (GPDA) Алекс Вурц призывал гонщиков более активно высказывать свои требования к новым правилам. Но голоса гонщиков сегодня не так весомы – и вряд ли им по силам повлиять на определенные тенденции, как, например, увеличение веса машин. Льюис Хэмилтон и Себастьян ФеттельФото: autosport.com 8. Следование четким границам убивает гонки Формула 1 и команды на протяжении долгого времени стремились максимально четко сформулировать правила ведения борьбы на трассе. В результате у нас появился огромный талмуд, именуемый спортивным регламентом, который описывает все возможные развития событий в мелочах. Но в то же время эти правила подвергаются постоянной критике со стороны команд и болельщиков, а гонщики просто боятся лишний раз повернуть руль на трассе, чтобы не получить очередное наказание от судей – спросите у Себастьяна Феттеля и Даниэля Риккардо. Ни одно из перечисленных выше решений само по себе не способно разрушить Формулу 1, но все вместе они представляют серьезную угрозу для чемпионата. Liberty пришла к власти тогда, когда большая часть этих нововведений уже была принята, и теперь в их задачи входит разрулить сложившуюся ситуацию. Все единогласно соглашаются, что изменения просто необходимы, но прийти к общему знаменателю, как это всегда бывает, очень трудно. Один неверный шаг, и все гонки Формулы 1 будут походить на Гран При Франции. Болельщикам такое вряд ли понравится… Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9268/the-bad-decisions-that-have-brought-f1-to-its-knees Гран При ФранцииФото: autosport.com

Кто и когда испортил Формулу 1? Взгляд в недавнее прошлое...
© autosport.com.ru