Войти в почту

Чем олимпийцы удивили духовника сборной России

О том, как удаётся настраивать спортсменов на духовный лад при стремлении победить во что бы то ни стало, что удивило при встрече со звёздами мирового хоккея Ильёй Ковальчуком и Павлом Дацюком, «Парламентская газета» узнала у духовника олимпийской сборной России, протоиерея Андрея Алексеева. - Отец Андрей, недавно в свет вышла ваша книга, которая так и называется — «Дневник духовника олимпийской сборной». В ней вы описываете будни Олимпиады-2018 в Пхёнчхане — там по традиции в расположении нашей сборной ежедневно действовала православная часовня, где вы и совершали службы. Но перед тем, как начать наш разговор, уточните — кто такой духовник? - Начнём с того, что без внутреннего человека, который именуется душою, мы не можем с вами совершить никакое действие — внешнее или внутреннее. Так вот, духовник — тот, кто получил определённые права и власть от Бога, чтобы приводить человека по его добровольному согласию в духовную область его жизни. Эта сфера одинаково важна для каждого человека, включая и спортсменов. Духовнику необходимо понимать: ты — лишь маленький инструмент, за которым стоит всё духовенство, все православные люди, которые молятся в твоей стране. Священник — это посланник мира, он каждый день служит молебен на турнирах, в конце которого просит у Бога мира и единства для всех. И одна из задач духовника — работать на объединение людей вокруг голоса совести. - Когда впервые у наших олимпийцев появился свой духовник? - Традиция идёт с 90-х годов — начинал её удивительный священник, протоиерей Николай Соколов, который сопровождал нашу олимпийскую сборную многие годы, а я лишь продолжаю её по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, начиная с Олимпиады в Рио-де-Жанейро. - Занятия профессиональным спортом, который полон довольно агрессивных амбиций, и православная вера, призывающая к кротости и смирению, кажутся для обывателя плохо сочетающимися жизненными путями. Между тем среди спортсменов много искренне верующих в Бога людей. Скажите, удаётся ли спортсменам сочетать нацеленность на победу и борьбу с тщеславием и гордыней, которые Церковь признает одним из злейших грехов? - Тот, кто учится преодолевать трудности и стремиться к победе, уже начинает некое аскетическое делание — без него невозможно принять православный образ жизни. Для спортсменов аскетизм заключается в суровой дисциплине, режиме жизни, который предполагает отказ себе в очень и очень многом. На фоне такого аскетизма у спортсменов начинается диалог с самим собой в той области, которая сокрыта от многих глаз тайной исповеди. И духовнику открывается возможность говорить с каждым, постепенно переходя с этим человеком от понимания его ответственности перед страной, которую несёт каждый член олимпийской сборной, к пониманию своей личной ответственности перед Богом. - Одними из самых частых посетителей часовни в Пьёнчхане-2018 были девушки из женской сборной по хоккею. Говорят, что вас даже приглашали давать им установку перед игрой со Швейцарией. Это так? - Да, таково было желание тренерского штаба. Мы рассуждали с командой о том, что важно бороться со сквернословием. Важно слушать тренера, как отца, которого слышишь сердцем и на которого не ругаешься, если он тебя не выпустил на площадку. Важно не сетовать на подругу, которая, как и ты, является «боевой единицей» нашей общей Родины. И мы вместе с девочками решили попросить поддержки у Господа в предстоящей игре. Надо сказать, что к игре со Швейцарией мы подошли не в лучшем настроении — проиграли до этого США 1:5 и Канаде 0:5. Но первую шайбу швейцаркам мы забросили, когда нас на площадке было трое, а их — пятеро! А в итоге была победа — 6:2. Увидел тогда, что наши соперницы потрясены этим результатом — а сначала они вышли на площадку, как будто не замечая наших девочек. Это ещё одно подтверждение, что нравственный фактор в любой победе очень и очень важен. - В своём «Дневнике духовника» вы пишете, как встретились с нашими хоккейными суперзвездами Ильёй Ковальчуком и Сергеем Широковым в лифте в начале Олимпиады — оба ели мороженое и, как оказалось, ещё не знали о существовании часовни в штабе сборной России. В итоге они пошли в неё вместе с вами, а за те недолгие мгновения, которые вы были в алтаре, чтобы выйти к ним на молитву, оба умудрились стремительно доесть довольно большие порции остававшегося у них в руках лакомства. Тогда это вас очень удивило и повеселило. А были ли ещё случаи с нашими олимпийскими звёздами, которые становились для вас приятными открытиями? - Были, и речь не только об умении наших ребят, настоящих покорителей льда, что-то быстро съесть (улыбается). Было очень много, что производило на меня впечатление, но это останется в закрытой для публичного обсуждения сфере — сфере соприкосновения со священником на исповеди. Но кое-что сказать можно. Например, о капитане нашей хоккейной сборной Павле Дацюке и его отношении к церковным канонам и правилам — в частности, к соблюдению церковных постов. Известно, что у спортсменов — свой пост, это специальный и строгий режим питания, труда и отдыха. Но последние дни Олимпиады-2018 пришлись на первую неделю Великого поста. И Паша, с которым мы до сих пор регулярно переписываемся, соблюдал строгий церковный пост в полной мере, без послаблений. Это можно воспринимать как христианский подвиг на фоне неимоверных физических нагрузок спортсмена такого уровня.

Чем олимпийцы удивили духовника сборной России
© Парламентская газета