Ещё

Гана Максимова: олимпийские перспективы микст-дуэтов — это замкнутый круг 

Фото: Спорт РИА Новости
Тренер российского микст-дуэта Гана Максимова в интервью специальному корреспонденту РИА Новости рассказала о перспективах этой дисциплины, своем видении ее развития и вспомнила о том, как все начиналось в год, когда FINA ввела смешанные дуэты в программу чемпионатов мира по водным видам спорта.
— Гана, если вспомнить подготовку к чемпионату мира в Казани, вам не кажется невероятным то, за какой срок все было сделано?
— Конечно, есть такое чувство. Я помню, что лишь в декабре 2014 года у нас появилась точная информация о включении микст-дуэтов в программу чемпионата мира 2015-го. В январе утвердила предложенный мною состав дуэта, и только в начале февраля мы приступили к тренировкам. А уже в июле был чемпионат мира. В дуэт встали, никогда не работавшие вместе спортсмены, и ко всему же, не имеющие богатого опыта выступления на соревнованиях.
У Дарины этого опыта было больше, у Саши практически никакого. К чемпионату мира мы поставили две сложнейшие композиции, отработали их и выиграли в произвольной программе у американского дуэта, в составе которого был самый известный синхронист планеты — . Да, в технической программе, скажем честно, нас «немножко засудили» — все-таки, в синхронном плавании я не припомню, чтобы выиграв в предварительном старте два балла, кто-то потом проигрывал в финале, при этом отплавав лучше, чем соперник.
Мы, конечно, к этой ситуации отнеслись с пониманием — нужно было отдать дань признательности Биллу Мэю. Ведь именно благодаря ему микст-дуэты тогда включили в программу чемпионатов мира. Хотя в момент, когда нас незаслуженно поставили на второе место, эту несправедливость нам было очень сложно принять. Несправедливое судейство — бич нашего вида спорта, и это ломает очень многих спортсменов и тренеров.
Я не знаю, как я тогда нашла слова, чтобы настроить ребят на дальнейшую борьбу, но через несколько дней мы выиграли в финале произвольную программу. И когда 8 тысяч зрителей на трибунах вскочили и минут десять прыгали от счастья после нашей победы, то этим всплеском позитивных эмоций в космос окупился весь тот тяжелый год. И, все-таки, вспоминая подготовку того года, я осознаю, что наша победа это было какое-то чудо.
Для всех Билл Мэй, являясь единственным опытным спортсменом, был однозначным претендентом на первое место. Размышляя еще в начале года о том, как обыграть такого сильного лидера, я решила, что для победы нужно делать сложные, взрослые постановки, со ставкой на нестандартную и художественную хореографию, на то, что она выстрелит и скрасит возможные огрехи в синхроне и артистическую неопытность наших юных спортсменов. И это сработало. Правда, потребовало это огромных затрат нервов и бесконечных часов тренировок — порою, до ночи.
— После этого Билл Мэй не побеждал на чемпионатах мира. Он отошел на второй и даже третий план. Почему?
— Вопрос не в том, что он «сдает», но скорее в том, что соперники активно прогрессируют. Он ведь не тренируется также постоянно и интенсивно, как большинство его конкурентов, так как является солистом «Цирка дю Солей» и выступает пять раз в неделю в шоу «О». Это, кстати, помогает ему довольно хорошо поддерживать физическую форму.
Я очень уважаю Билла как спортсмена и отношусь к нему с огромной симпатией, но нужно признать, что когда спортсмену уже за 35, становится сложнее поддерживать на необходимом для спорта высоких достижений уровне скоростные качества, резкость, гибкость… И ко всему же спортсменки, с которыми он выступает в последнее время, слабее него. Другого уровня спортсменок, как я понимаю, у сборной США сейчас нет.
Есть новое поколение, с ним теперь работает известная испанская спортсменка и очень перспективный тренер . Так что, не удивлюсь, если скоро мы увидим подъем сборной США. Появится, наверное, и спортсменка хорошего уровня, которая сможет встать в микст-дуэт, но будет ли еще выступать Билл к тому моменту, вот в чем вопрос.
— Ваши основные соперники сейчас — итальянцы. Как вам их выступление в нынешнем сезоне?
— В течение всего сезона они не показывали новую техническую программу, и это, конечно, добавляет нам напряжения, но по произвольной программе могу сказать, что наш дуэт выглядел на всех стартах мировой серии FINA более слаженным и техничным. Надеюсь, что мы сможем выиграть и в Кванджу. И все же Джорджио Минисини — это спортсмен, который тренируется уже много лет, работает усиленно и помногу часов, не меньше, чем Саша. И партнерша у него — одна из самых сильных спортсменок в команде Италии, об этом тоже нельзя забывать. Она провела очень много лет в национальной сборной, занимала призовые места среди солисток.
Майя, для сравнения, спортсменка, которая до попадания в дуэт имела опыт выступления только в юниорской сборной России. Поэтому понятно, что для нас это очень серьезные соперники, которые все сделают, чтобы повторить свой успех чемпионата мира 2017 года в Будапеште, где, как вы помните, они заняли первое место в технической программе.
— Если микст-дуэты не станут олимпийским видом, в ближайшее время спортсменки всегда будут отдавать предпочтение группе. Разве нет?
— Да, скорее всего. уходила из микст-дуэта именно по этой причине, и мы, к сожалению, потеряли эту спортсменку для нашей дисциплины. Если бы она не ушла тогда, выиграли бы следующий чемпионат мира в обеих программах. А получилось, что и Дарина в олимпийский состав группы так и не вошла, и нам пришлось ставить в дуэт не сильную спортсменку, что не могло не сказаться на результате мирового чемпионата в Будапеште. Да, это действительно проблема: пока смешанные дуэты остаются вне Олимпийских игр, девочки всегда будут стремиться попасть в олимпийские виды программ, и делать закономерный выбор не в пользу дуэта. И их можно понять.
— С приходом в дуэт Майи в эмоциональной подаче что-то изменилось? Она девушка очень яркая.
— Майя — девочка, действительно яркая внешне, у нее красивая улыбка, но это не есть выразительность. Эмоциональность, как раз не самая сильная сторона Майи. В работе с Михаелой основные нарекания к ней были по части функционально-силовой подготовки, и частично техники, но с точки зрения артистической выразительности, там, как раз, было все в порядке. Майя очень техничная, целеустремленная и работоспособная спортсменка, но выразительность иногда приходится клещами вытягивать. И если вы видите, что наш дуэт эмоционально стал более ярким с Майей — то вы делаете комплимент мне как наставнику. Значит, мы хорошо над этим поработали.
— Развиваете ли вы такой навык как «держать улыбку»?
— Вообще, когда ставишь программу и спортсмены понимают задачу по образу, вживаются в него, а не просто машут руками и ногами, то «держать улыбку» не приходится. Она просто появляется в нужном месте в нужный момент. Улыбка же — это только одно из выражений лица, которая, к слову сказать, может быть и не артистичной, если она не созвучна характеру, или атмосфере музыкального сопровождения.
Я всегда пытаюсь прийти со спортсменами к иной выразительности — образной, в которой есть органика. Это очень сложная работа, и у меня она начинается не перед соревнованиями, когда, по существующей в синхронном плавании практике, спортсменам говорят «здесь улыбайся, а здесь хмурь брови», а уже с постановки, когда ищутся движения органичные состоянию, имеющемуся в музыкальном произведении. Такой подход помогает им быть органично артистичными, а не плавать с вымученной маской улыбки на лице.
Кстати, очень радует, что, если раньше эти «нюансы» артистичности в синхронном плавании практически не обсуждались — было аксиомой, что если спортсмен улыбается, значит артистичен — то сейчас об этом все чаще говорится. Как, например, это обсуждалось в ходе клиники (практической конференции), состоявшейся во время суперфинала мировой серии FINA в Будапеште, на которой я выступала. То, что давно известно как алфавит в мире сценических искусств, наконец-то начало проникать в синхронное плавание и вызывать интерес.
Вероятно смена названия нашего вида спорта с «синхронного» на «артистическое» способствует этому, что, кстати, когда-то предсказывал мой отец, заслуженный тренер России по синхронному плаванию и профессиональный искусствовед . Он говорил о необходимости смены названия нашего спорта для его дальнейшего развития еще лет 15 назад. Составляющая нового названия — «арт» (искусство) обязывает нас к новым ориентирам, в том числе и к более верному пониманию таких понятий как художественность и артистизм.
И все-таки, возвращаясь к вопросу, навык «держать улыбку» действительно иногда необходим в нашем виде, так как когда спортсмены работают на пределе усталости (в конце композиции), то находиться в образе очень тяжело. Тогда выражение на лице должно появляться практически рефлекторно, чтобы судьи не посчитали, что спортсмен не вытягивает программу функционально. А работа на усталости — это неотъемлемая часть синхронного плавания.
— По части актерского мастерства с кем-то сотрудничаете?
— В этом смысле я во многом самодостаточна, потому что заканчивала курс режиссеров цирка в ГИТИСе на курсе . Также изучала много эту тему самостоятельно, в связи с тем, что с 27 лет начала вести уроки в зале по пластике и выразительному движению, со временем переросшие в самостоятельную систему развития пластической выразительности. Поэтому пока в основном хватает своих знаний. При этом я всегда открыта к сотрудничеству и, когда необходимо, обращаюсь к различным специалистам.
В прошлом году, например, ведущий солист балета , , дал микст-дуэту очень полезный двухдневный мастер-класс. Мы для этого специально ездили в Санкт-Петербург, так как график Олега очень загружен и выбраться в Москву на два дня он не мог. В этом году я приглашала в свою школу-студию для проведения мастер-класса замечательного педагога по выразительной пластике и актерскому мастерству Академии Танца Бориса Эйфмана, Елизавету Навиславскую. Увидела ее показательный урок на культурном форуме в СПб и поняла, что говорим с ней «на одном языке», и ее урок может быть очень полезным для микст-дуэта. Потом посоветовала ее Татьяне Николаевне (Покровской), и Елизавета дала еще и мастер-класс нашей олимпийской сборной. Всем очень понравилось, думаю, наше сотрудничество еще продолжится.
Вообще, такое «впрыскивание» опыта извне всегда приветствую. Также своим воспитанникам всегда даю список видео театральных спектаклей и фильмов для просмотра, скидываю им ссылки на танцевальные видео и прочее. Они это смотрят, и тогда во время постановки мне не приходится объяснять на пальцах, в каком направлении мы ищем движения, какой характер я хочу увидеть, а мне иногда достаточно им дать визуальный референс.
— По поводу олимпийских перспектив микст-дуэтов. Главный довод тех, кто против — смешанных дуэтов пока слишком мало для включения в олимпийскую программу. Вы с этим согласны?
— Я понимаю аргументы тех, кто против. Синхронное плавание прошло большой путь, чтобы попасть в олимпийскую семью и сейчас за каждое место в составе сборной на Олимпийские игры борются, как минимум сотни человек, а то и тысячи. В нашей стране это, конечно же, тысячи. Поэтому, если забыть, что я тренер микст-дуэта, я не могу не согласиться с тем, что такой конкуренции у мужчин еще пока нет.
Количественно их можно по пальцам пересчитать в мире по сравнению с девушками-синхронистками. И когда говорят: «количество микст-дуэтов за 5 лет с первого чемпионата мира практически не выросло — плюс минус десяток участников» — против этих аргументов трудно что-то возразить. При этом конкуренция в первой пятерке лидеров даже острее, чем в дуэтах у девушек.
В то же время очевидно, что для динамичного роста количества микст-дуэтов в мире должно быть активное движение по развитию этой дисциплины внутри каждой национальной федерации. И, безусловно, нужна хотя бы минимальная финансовая поддержка, со стороны федераций. А пока ее нет, откуда же будет прирост в количестве спортсменов?!
По опыту развития своей школы, могу сказать, что сейчас развитие мужского синхронного плавания в нашей стране выглядит, как нечто из серии «миссия невыполнима». Я, например, будучи главным специалистом в стране по микст-дуэтам, пытаюсь уже полтора года набрать мальчиков в секцию синхронного плавания, и безуспешно.
Мало того, что и так сложно привлечь ребят в этот спорт, учитывая гомофобные настроения в обществе, так еще приходится арендовать дорожки в бассейнах на тех же условиях, на которых арендует их любой коммерческий клуб с начинающими 20-ти летними тренерами, только закончившими выступать и решившими освоить тренерскую профессию.
У меня нет никаких привилегий, моя школа на полной самоокупаемости, поэтому не могу предложить юным спортсменам бесплатные занятия. И получается, что обучает у нас не тот, кто со своим опытом может дать значительно больше этим спортсменам, а тот, кто лучше рекламу делает. Или тот, у которого аренда воды дешевле (либо бесплатна).
В других странах ситуация похожая. В итоге пара-тройка микст-дуэтов, сложившихся за это время на энтузиазме, пытается продвинуться внутри этой дисциплины, и одновременно развивать этот вид программы. Но в таком режиме развития, мы все вместе можем стоять в очереди за олимпийской мечтой еще много-много лет.
— С другой стороны, пока эта дисциплина не является олимпийской, никто не будет работать над ее развитием и поддерживать ее тоже. Получается замкнутый круг?
— Да, именно так и получается. Замкнутый круг. Выходом из него могло бы стать включение микст-дуэтов в олимпийскую программу, которое было бы мощным толчком для количественного развития дисциплины, но самое смешное, что при принятии этого решения будут смотреть на существующее на сегодня количество микст-дуэтов на главных международных стартах, а у него нет заметного роста.
Правда, есть и другие факторы, которые стоило бы учитывать в вопросе «за» или «против». Знаю, например, что на чемпионате мира в Казани в 2015 году рейтинг тв трансляции финала соревнований микст-дуэтов впервые в истории побил рейтинг тв трансляции соревнований по прыжкам в воду. И это важный момент — FINA и МОК должны быть очень заинтересованы такими показателями, так как это говорит о широком зрительском интересе к дисциплине. Вопрос масштабности аудитории может перекрыть остальное, если это правильно преподнести. Но для этого, конечно, нужно заниматься этим вопросом. А пока этого не происходит.
Опять же, это ключи, которые могут приоткрыть для нас дверь, но это ни в коем случае не отменяет необходимость той работы, которую должны вести национальные федерации. Нужно предпринимать активные шаги на всех уровнях. Со своей стороны я недавно внесла предложение по организации в России первого международного турнира, где будут заявлены мужчины в разных дисциплинах — соло, микст-дуэтах, группах. При этом идея состоит в том, чтобы помимо спортивного старта, провести сразу по его окончанию двух-трехдневный международный учебно-тренировочный сбор для всех участников, с включением в него различных мастер-классов, тренингов и семинаров.
Это привлечет к соревнованиям значительно больше спортсменов и тренеров. Это не совсем стандартная инициатива для спорта, в которой конкуренция не предполагает такие объединяющие инициативы, но это может дать хороший толчок для развития дисциплины в целом. На данном этапе такой активный толчок необходим. Очень важно формировать профессиональную, объединенную общими стремлениями среду специалистов, если мы хотим увидеть нашу дисциплину в программе Олимпиады не через десятки лет…
В целом для того, чтобы мужское синхронное плавание вызывало интерес, необходимо, чтобы предлагаемое зрителю зрелище было максимально эстетичным и качественным. За эти 5 лет, я со своей стороны постаралась внести максимальный вклад в развитие художественности нашей дисциплины. И в этом смысле уже сейчас можно говорить о значительном прогрессе во всем мире. Многие микст-дуэты за последние годы заметно выросли, и мы с вами это в Кванджу обязательно увидим.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео