Войти в почту

Сергей Воронов: У каждого свой срок, своё желание, терпение и воля

Призёр чемпионатов Европы Сергей Воронов рассказал о прошедшем сезоне, работе над новыми программами, где в роли постановщика впервые выступил Дмитрий Соловьёв, а также объяснил, что удерживает его в фигурном катании и за что он любит этот вид спорта. - Прошлый сезон ты начал хорошо, занимал призовые места на этапах Гран-при, попал в финал, но перед чемпионатом России получил травму и не смог выступить в Саранске. Понятно, что травмы в спорте не редкость. Но когда всё так удачно складывается и вдруг… Это стало для тебя ударом? - Это было форс-мажорное обстоятельство. Одна из обиднейших вещей в спорте, когда получаешь травму и не можешь из-за этого выступать. Остаёшься дома, смотришь соревнования как зритель – для действующего спортсмена, поверьте, морально это очень тяжело. Но прошло время, и знаете, слабых такие вещи ломают, а сильных делают сильнее. В моём случае я не опустил руки. И это хорошо. Сейчас я смотрю в будущее, не оглядываясь назад. Да, был сезон, классный сезон. Я рад, что получилось хорошо прокататься на этапах Гран-при, отобраться в финал. Тогда я даже подумал, что не получилось попасть на Олимпийские игры в Ванкувере, а сейчас, через 8 лет, пробился в финал. Значит, я умею добиваться своего. - Хорошо, что ты не опустил руки и не завершил карьеру. А думал об этом? - Слишком много думают об этом другие. Я же не слепой и не глухой. Скажу так: у каждого свой срок, своё желание, терпение и воля. Когда мы обсуждали этот вопрос с моей командой, то никто не замахал руками: "Ты что? Не вздумай!" И потом я на самом деле хочу кататься. Это моё личное желание. А когда ты любишь своё дело по-настоящему, то неудачи тебя только подстегивают. И это даже не неудачи, а испытания, которые бывают в жизни каждого, и либо ты преодолеваешь их, либо ломаешься. Алёна Савченко – яркий тому пример. Она прошла через такое! Как в России говорят: её в дверь, а она в окно. В итоге золото Олимпиады в Корее, и все быстро ротики свои позакрывали. Характер! Да, именно характер! В спорте без характера делать нечего. Без характера ничего не бывает. Не бывает! Многих, к сожалению, непонимание этого и отсутствие характера ломает. Очень жаль. Потому что если бы некоторые спортсмены боролись, то представляете, какой бы была конкуренция! Она и так дикая за счёт того, что молодые приходят. А так, сколько всего интересного ещё могло произойти. - Согласна. Тем более, что сейчас в мире, например, в мужском одиночном катании, вместе с молодыми ребятами продолжают выступать и опытные фигуристы – Алексей Быченко, Михал Бржезина, другие… - И мы, как минимум, не усугубляем мировые турниры. Выступления опытных спортсменов – это реально интересно. Люди разных возрастных категорий – это, знаете, как в искусстве: эпоха античности, Возрождения и так далее… И нельзя сказать, что лучше, что хуже. Каждый находит своё... Все спортсмены разные. Одни прыгают все четверные, другие не все. Но каждый должен стремиться к тому, чтобы на него было интересно смотреть. Это главное. - Ты выступаешь уже несколько лет, но соревновательный азарт не прошёл? - Сколько бы лет спортсмен ни выступал, каждый его выход на старт – как в первый раз. Потому что на 100 процентов никогда не знаешь, что будет. Никто не знает. Даже двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю, становясь в начальную позу, не уверен, каким получится прокат. Это состояние, адреналин, эмоции – всё, что спортсмен испытывает перед и во время проката, очень сложно передать словами, если сам через это не прошёл. Кому-то всё это нравится, и тогда спортсмен продолжает. Кому-то не нравится, и тогда человек плюет и уходит из спорта… Я из тех людей, кто это любит. И что мне теперь с собой делать? - Новые программы тебе ставил Дмитрий Соловьёв? Это была твоя идея? - Мы ещё в том году хотели, но не получилось состыковать наши графики. А в этом сезоне я очень благодарен Диме, что он нашёл время. Мы оба доросли до того, чтобы поработать вместе. И программы получились отличными. У меня давно не было такого, чтобы две программы доставляли такой кайф. Обычно, одна нравится больше, а тут обе. Это, наверное, впервые в моей карьере. Музыку для программ я выбирал сам. Для Димы это был первый опыт работы в качестве постановщика. Но он очень амбициозный, поэтому и нашу затею воспринял как вызов. Отдался работе целиком и полностью. Я видел, что ему это интересно и в новинку. Не могу сказать, что наша работа с Димой – эксперимент. Я просто люблю людей, которым это интересно, и они хотят работать. И не приемлю тех, кто это делает из-под палки, работают без удовольствия. Я сам очень люблю фигурное катание, и если людям со мной некомфортно, то зачем их заставлять? Ни за какие деньги не нужно заставлять человека работать с тем, с кем ему не нравится, некомфортно или по другой причине. У Димы такой проблемы нет. И слава Богу. - Дима выступал с Катей Бобровой в танцах на льду. Как танцор он научил тебя чему-то? - В том году мы немного занимались катанием. Дима мне показывал и рассказывал какие-то нюансы танцев на льду, которые одиночники, понятно, не знают. Я старался все это впитывать как губка. - В прошлом сезоне изменились правила: программы стали короче, шкала GOE увеличилась от -5 до +5; можно повторять только один четверной прыжок… Как ты оцениваешь эти новшества? - Начну с четверных. Я не обладаю всеми четверными, поэтому мне не "общитаться". У меня такой проблемы нет – я живу спокойно. То, что увеличили шкалу GOE – интересно. Больший гандикап. Сделал ошибку – соответственно, много потерял. Выполнил чисто – прилично получил. Но в этом и заключается составляющая спорта. То, что сократили программу – на мой взгляд, минус. Полёт мысли, образность ужали в жёсткие рамки. Но я играю по правилам, какие есть. Без сложностей и сложности тоже неинтересно. А мы живём в новое время, когда появляются новые элементы, все становится сложнее, круче. Мы не можем вернуться обратно к тройным прыжкам, когда никто не будет прыгать ни четверных, ни тройных акселей. Так что всё идёт своим чередом, и это правильно. - Если бы была такая возможность, что бы ты изменил в правилах? - Интересный вопрос. Наверное, я бы изменил систему второй оценки. Не делал бы отдельно "транзишн", "скетинг скиллс"… Сделал бы немного другие компоненты. И чтобы техническая оценка не влияла на восприятие программы в целом. То есть, чтобы вторая оценка не зависела от первой. Но, возможно, это абсурдные идеи. - Вовсе нет. Были идеи сделать две судейские бригады, где одна оценивала технику, а вторая – компоненты. А вообще, каким тебе видится развитие фигурного катания? - Сейчас я вижу, что фигурное катание движется к заоблачному уровню сложности. В плане образности, выразительности, артистизма, возможно, оно и потеряло, потому что ушло в сторону сложности. - Хотя изменения в правилах, вступившие в силу в прошлом сезоне, по мнению специалистов, затормозили прогресс фигурного катания, потому что, к примеру, мужчины стали меньше прыгать четверных прыжков, делая акцент на чистые и не столь рискованные прокаты. - Мальчики – да, а девочки – наоборот. Посмотрим, что будет в сезоне. В мужском катании предстоит интересный сезон, да и у девочек, в связи с выходом на взрослый уровень наших юниорок. - Не обидно, что наши девочки прыгают больше четверных, чем мальчики? - Мне не обидно, потому что за свою жизнь я прыгнул много четверных. Наоборот, я очень рад за наших девочек - Аню Щербакову, Сашу Трусову, Алёну Косторную, которая пробует тройной аксель. Я знаю, какой ценой всё это достается и сколько вложено сил и здоровья. И я не испытываю зависти, потому что понимаю, какой это труд. Только лентяи и бездари могут испытывать зависть к таким спортсменам. Лично у меня результаты девчонок вызывают только уважение. - На твой взгляд, за счет чего девочкам удаётся выполнять такие сложные прыжки? Легче физически, потому что меньше весят, за счёт крутки или что? - За счёт того, что они очень много работают. Поверьте мне, это действительно так. Без работы ничего не бывает. - А, возможно, преодолён ментальный барьер? - Конечно. Стоит одному кому-то сделать, и за ним пойдут другие. Потому что ты выходишь на тренировку с мыслью: "Если у него получилось, то почему бы и мне не попробовать?" А если спортсменки ещё и катаются в одной группе, каждый день видят, что делают подруги, то все ментальные барьеры исчезают очень быстро. - Девочки пробуют новые четверные, а что ты думаешь относительно перспектив четверного акселя у мальчиков? - Если кто-то уверен в своих силах, то почему нет. Я видел на тренировке, как его пробовал Киган Мессинг, Юдзуру Ханю работал над этим прыжком, но из-за травмы всё приостановилось. Это интересно. Раньше тройной аксель считался элементом ультра-си. Он и сейчас является сложным прыжком. Четыре с половиной оборота – это уже другая история, тут на весь организм иная нагрузка. И если не столь удачное приземление, то цена ошибки во всех смыслах возрастает. Но четверной аксель – королевский прыжок, и он сильно поднимет спортсмена, который его сделает, над остальными. - Не хочешь попробовать? У тебя же хороший тройной аксель. - От четверного акселя воздержусь. Дело тут даже не в "физике". Если у опытного спортсмена хорошая физическая форма, то главное отличие от молодых, возможно, в более длительном восстановлении. Проблема в другом – в психологии, ментальности. В зрелом возрасте всё делаешь более осознанно. И в этом есть как свои плюсы, так и минусы. - Но четверной ритбергер ты сделал. - Пока чисто на старте я его не сделал. Понимаете, говорить о том, что ты сделал или не сделал, можно только в том случае, если прыжок чисто получился на старте. Например, Ханю прыгнул четверной ритбергер на соревнованиях, и он имеет право об этом говорить. Про себя могу сказать, что пытался сделать четверной ритбергер, но пока не получилось. Удастся – тогда и скажу, что этот прыжок засчитан в протоколе, значит, он сделан. А снимать на видео свои прыжки и выкладывать то, что получается на тренировках – это несерьёзно. Тренировки – одно, а соревнования – совсем другое. Клоунов и королей тренировок у нас много. Ведь в чем основное отличие спорта высших достижений? В том, что ты должен выйти на старт и сделать это в нужное время и в нужном месте. Когда ты на адреналине. И у тебя есть ровно одна попытка. И это цена медали... - Если я правильно поняла, разница между тренировками и соревнованиями состоит в преодолении психологического барьера перед стартом? - В преодолении страха. Давайте честно. Перед стартом переживают все. Но кто-то умеет брать себя в руки, кому-то это удаётся, а кому-то нет.В этом, как ни странно, в этом и заключается притягательность большого спорта. Это такое состояние, из-за которого люди и не могут закончить спортивную карьеру. Перед стартом немного меняется даже психологическое состояние, как будто ты находишься в другом измерении. Где еще в жизни испытаешь подобное? Первый прыжок с парашютом? Езда на скоростном мотоцикле? Ещё что-то? Но ко всему привыкаешь. Как к "наркотикам". А в спорте каждый старт – первый! - Как ты готовишься к выходу на старт? - Вспомнил ролик: тут все просто… Да нет особенного секрета или специальных манипуляций. Каждодневный каторжный труд – вот и весь ответ. На старте надо прежде всего не столько физически собраться, сколько включиться головой. Быть на своей волне, не расплескиваться, и тогда больше шансов на успех. - Какие-то ритуалы? - Листья не жгу, куклами не вожу... Я верю в работу, в материальные вещи. Что наработал, то и покажешь. Если не готов, то рассчитывать на чудо смешно.

Сергей Воронов: У каждого свой срок, своё желание, терпение и воля
© Российский стадион