Войти в почту

На гребне спорта, или Как взмахнуть золотой ленточкой в несколько тонн

Неожиданная и смелая геометрия от деконструктивизма, но без его агрессии и вызова, и органичная легкость биотека слились в росчерке волнообразной кровли Дворца гимнастики Ирины Винер-Усмановой на территории олимпийского комплекса "Лужники". Золотисто-серебряной гимнастической лентой здание словно заигрывает с монументальными объемами арен и корпусов традиционных Лужников, перетягивая на себя внимание и вызывая желание немедленно достать телефон для селфи на его фоне. Однако невольно у зрителей в голове возникает два вопроса – как это строили и насколько такая конструкция надежна? Именно об этом, а также о других секретах строительства корреспондент РИА Недвижимость узнал прямо из цитадели художественной гимнастики. Красота на поражение Переливающаяся мозаика на полу и колоннах фойе первого этажа, двери в виде лакированных крышек палехских шкатулок, жостовские мотивы на стенах и расшитые в стиле роскошного узбекского сюзане стулья: декоративное оформление холлов и фойе дворца блистательно справляется со своей главной задачей – создать сногсшибательный wow-эффект. Возможно, это выглядит вычурно, но в большом спорте должно быть место для мощного пиара, особенно если речь идет о том виде спорта, который фактически вышел из русского балета. Строительство центра гимнастики очень значимо для нашей страны, потому что художественная гимнастика – единственный олимпийский вид спорта, который родился на российской земле. Наш дворец – это дань истории замечательного вида спорта, берущего начало еще со времен Айседоры Дункан. Здесь в антураже русский дух, "здесь Русью пахнет". Мы готовились здесь к чемпионату мира, который в этом году прошел в Баку, и на котором наша сборная завоевала 8 из 9 возможных золотых медалей. Кроме того, на территории центра тренируются сборные Франции, Японии, Кореи. Хотелось бы, чтобы этот зал всегда был наполнен победами, а на площадке шла честная борьба", – говорит о своем детище президент Всероссийской федерации художественной гимнастики (ВФХГ), главный тренер сборной России Ирина Винер-Усманова. О том, что вы находитесь во дворце художественной гимнастики, забыть не дадут грациозные силуэток гимнасток на стенах, а также выполненные в виде гимнастических лент скамьи. К слову, мозаику под хохлому на колоннах мастера выкладывали вручную или, как говорят строители, пиксельно. А вот мозаичный пол в главном фойе монтировался плитками. Разумеется, плитка изготавливалась на заказ из уральского камня в столичных мастерских. Какие-то узоры дворца приходилось печатать на металле, камне и стекле. Ну и, конечно, в интерьере нашлось место для авторских художественных росписей и настенных декоративных панно. Уникальность ситуации со строительством дворца гимнастики Ирины Винер-Усмановой в Лужниках заключается еще и в том, что частный инвестор в результате конкурса в качестве ключевого подрядчика при реализации проекта выбрал государственную компанию "Мосинжпроект", которая оказалась самой конкурентоспособной на рынке, с командой высококвалифицированных специалистов с большим опытом создания сложных технологичных объектов. По словам генерального директора АО "Мосинжпроект" Марса Газизуллина, сложнейший проект спортивного комплекса был реализован в установленные заказчиком-инвестором сроки – менее чем за три года. "Весной 2017 года строители приступили к возведению фундамента здания, затем монтажу железобетонного каркаса и прокладке наружных инженерных сетей, а уже в конце 2017 года – к устройству металлоконструкций фасада и кровли, внутренних перегородок спорткомплекса. Весной 2018 были завершены фасадные работы. Для отделки фасада было выполнено витражное остекление площадью 3750 квадратных метров и высотой до 26 метров. Завершилась укладка фальцевого покрытия общей площадью 15200 квадратных метров, специально изготовленного под сложную геометрию кровли, по форме напоминающей взмах гимнастической ленты", – отметил Газизуллин и подчеркнул, что строительные работы не прекращались даже во время проведения Чемпионата мира по футболу летом 2018 года. Крыша волнуется раз… Главной архитектурной гордостью проекта является, конечно, уникальной конструкции кровля. Именно над ее монтажом и другими деталями нового специализированного спортивного комплекса в "Лужниках" колдовала команда специалистов АО "Мосинжпроект", генерального проектировщика и технического заказчика объекта. "Проект всего здания, и, в частности, кровли воплощены максимально точно к изначальной идее, то есть от концепции, которую закладывали авторы проекта, мы не уклонились. Конечно, пришлось тяжело, потому что проектирование выполнено на максимальных пределах кривизны, которую еще необходимо было воплотить в жизнь, выбрав как материалы, так и саму технологию строительства", – рассказывает руководитель строительства дирекции по строительству гражданских объектов АО "Мосинжпроект" Максим Кузнецов. Саму технологию для монтажа и покрытия кровли искали полгода, перебрали много подрядчиков и материалов. В итоге выбор пал на промышленный фальц итальянского производства. "Мы даже ездили в Италию, и там поставщики фальца рассказали, что для них это тоже уникальный проект. Конечно, у них были заказы куда большей площади и масштабов, но с подобной геометрией они столкнулись впервые" – вспоминает Кузнецов. Разумеется, на протяжении всего цикла работ применялось 3D-проектирование в BIM-технологии. По этому поводу проект уже получил несколько премий, а компания Autodesk – крупнейший в мире поставщик программного обеспечения для промышленного и гражданского строительства – поставила Дворец гимнастики на обложку своего программного продукта. Руководитель отдела BIM компании-подрядчика по проектированию объекта Виталий Крестьянчик подчеркивает, что применение BIM (Building Information Model или Modeling) позволило сократить как время проектирования, так и затраты. При проектировании дворца BIM-технологии применялись во всех основных разделах: в архитектуре, конструктивных решениях здания и при разработке внутренних инженерных сетей, что позволило увеличить точность расчетов, сделать работу с заказчиком более скоординированной за счет возможности внесения изменений в проект оперативно всеми участниками процесса. Что касается устойчивости конструкции к московскому климату, то кровля полностью адаптирована под него. "Отдельно было заказано испытание натурной модели (в масштабе 1:100) в аэродинамической трубе, там мы получили данные по ветровым и снеговым нагрузкам, по обледенению. Эти данные были переданы проектному институту, и они учитывали их в ходе проектирования – узлы, деформационные швы, эксплуатационно-инженерные сооружения на кровле, чтобы в дальнейшем ее надежность была обеспечена", – объясняют тонкости технологического процесса в "Мосинжпроекте". Также на кровле предусмотрен обогрев лотков, проверена несущая способность, чтобы снеговые мешки зимой не нагружали ее сверх предела. Проще говоря, снег будет постепенно стаивать на отдельных участках кровли. А вот ручная уборка крыши в принципе не понадобится. Хотя, конечно, возможность доступа на поверхность обеспечена: есть люки, определенные дорожки и крепления, но это на случай крайней необходимости. Кстати, строителям пришлось принимать во внимание не только климатические факторы, но и близость Москвы-реки и Третьего транспортного кольца к проекту, так как река – это всегда повышенная влажность, а автострада – большие химические выбросы и пыль. Будет ли через несколько лет кровля дворца такой же сияющей, как и сегодня? "При выборе материала для кровли мы это учитывали. Одно из преимуществ фальца в том, что он сделан из специального алюминиевого сплава: у него свой уникальный химический состав. Именно он обеспечит долговременную эксплуатацию кровли без коррозий и пигментации", – подчеркивает Кузнецов. Из декоративной части кровли стоит отметить эффектный золотой фриз. Он выполнялся по другой технологии – анодированной покраски: это когда алюминиевые листы опускаются в ванную, где под напряжением наносится необходимый цвет. Это также очень надежная технология, при которой краска не облупится и не потрескается долгие годы, так как очень глубоко проникает в металл. Слоеный пирог с золотой оторочкой Монтаж уникальной кровли дворца занял около года. За суточную смену на площадке максимально могло работать до 1200 человек. Конструкция кровли чем-то напоминает слоеный пирог. "Сама основа – это металлоконструкции, на которых и держится кровля, и которые и задают ее геометрию. Затем – профлист, подобранный по нагрузкам. После профлиста установлены пароизоляция и специальные кронштейны, которые позволяют минимизировать радиусы изгибов в сантиметрах. После проложен утеплитель и под конец сам фальц. Кстати, поскольку фальц сам по себе является гидроизоляцией, так что отдельно ее монтировать не пришлось", – объясняет руководитель строительства. Повелители ветра и света По словам Винер-Усмановой, дворец строился в первую очередь для проведения соревнований по художественной гимнастике международного уровня – от чемпионатов Европы до кубков мира. Вторая задача – проведение соревнований по другим видам спорта. Так, во дворце, к примеру, могут проводиться соревнования по фехтованию, борьбе, бальным танцам и спортивному рок-н-роллу. В-третьих, организация концертов и других мероприятий. А потому нужно было до мелочей продумать системы вентиляции, света и даже внешний вид трибун, ведь во время мероприятий комфортно должно быть всем – и спортсменам, и зрителям, и, кстати, видеослужбам, которые в обязательном порядке работают в здании и ведут трансляции. "Мы приглашали представителей одного из федеральных каналов, чтобы они предоставили параметры для обеспечения качества видеокартинки, (это и световые параметры зала по люксам и люменам, геометрия и расположение мест под видеокамеры, и необходимое количество электричества, а также доступ в интернет). И при этом свет не должен был слепить спортсменов, когда они подбрасывают предметы вверх. В данном случае юстировку (регулировку) приходилось делать при непосредственном участии гимнасток, которые становились на ковер и выполняли упражнения, чтобы определить, где есть блики", – рассказывает Кузнецов. Кстати, так называемая пиксельная расцветка кресел на арене тоже необходима для обеспечения качественной картинки на телевидении. Она создает эффект объема и заполненности зала, если вдруг трибуны заняты зрителями неравномерно. Отдельная задача ставилась по вентиляции. Очень долго велись расчеты в специальной программе по воздушным потокам на арене, подбиралось оборудование – мощность установки, диаметр воздуховода и специальный диффузор, который рассеивает воздушный поток. Сложность была в том, чтобы спортивные снаряды, те же гимнастические ленточки, не колыхались и не меняли траекторию в полете. При этом не должно быть душно зрителям. В целом по мощности объект рассчитан на 2 МВт (это 2000 кВт, для сравнения для подключения загородного дома требуется 15 кВт – прим. ред). На случай аварий или отключения энергии в проекте предусмотрен резервный трансформатор, а также дизельно-генераторные установки. Поскольку зал дворца планировалось использовать не только как спортивную арену, но и как площадку для проведения концертов, важно было грамотно продумать акустику и подобрать звуковое оборудование на главной арене. Были произведены специальные акустические расчеты, на основании которых выбран звукопоглощающий материал, которым покрыт потолок и частично стены арены. Но первые концертные мероприятия показали, что звук в здании может даже потягаться с акустикой лучших концертных залов Москвы. Ну и, конечно, отдельное внимание уделено зрительским трибунам. Они смонтированы так, что с любой точки открывается стопроцентный обзор на арену. А при необходимости количество мест увеличивается за счет выдвижения дополнительных рядов. "Дворец гимнастики отвечает всем необходимым требованиям и стандартам для соревнований международного уровня и профессиональной подготовки спортсменов. Основную часть здания занимает арена размером 54×36 метров с частично трансформируемыми трибунами, скайбоксами и местами для маломобильных граждан. Телескопические трибуны экономят пространство и позволяют максимально быстро переформатировать площадку под различные мероприятия – как спортивные, так и культурно-массовые", – отметил Газизуллин и уточнил, что в режиме соревнований арена вмещает 500 спортсменов и до 4 тысяч зрителей. На первом этаже дворца размещены 3 тренировочных зала, раздевалки для спортсменов, тренерские и судейские комнаты. На втором этаже – зрительское фойе с буфетами, мультимедиа-музей, хореографический зал, тренажерный зал и медико-восстановительный центр. Третий этаж занимают пресс-центр, комментаторские кабины, зал для проведения пресс-конференций. Также в спорткомплексе располагается гостиница для спортсменов. Всего в здании пять этажей и техническое подполье, где идет разводка инженерных коммуникаций и размещаются помещения теплового пункта, впрочем, инженерные коммуникации проходят также и под роскошной кровлей дворца. Сейчас попасть внутрь дворца, чтобы подивиться на все его красоты, можно только купив билет на соревнования или проходящие в нем мероприятия. Однако это хороший повод, чтобы порадовать себя как первоклассным зрелищем или захватывающим соревнованием, так и познакомиться с потрясающим архитектурным объектом.

На гребне спорта, или Как взмахнуть золотой ленточкой в несколько тонн
© РИА Недвижимость