Войти в почту

Ниссани, но не Рой. Недетская мечта или худший гонщик в истории Ф1

Кажется, любой гонщик Формулы 1 должен стремиться забыть как страшный сон день, когда он уступил лидеру на трассе 13 секунд на круге. Но израильтянин Ханох Ниссани до сих пор с гордостью вспоминает ту свою пятничную тренировочную сессию за рулем машины Minardi на Гран При Венгрии 2005 года. Кто-то может сказать, что с таким темпом пилот не имеет права появляться на трассе вместе с лучшими гонщиками современности. Но что двигало этим немолодым уже парнем? Чтобы это узнать, давайте перенесемся в то далекое время перехода власти в Больших Призах от Михаэля Шумахера к Фернандо Алонсо. Всё началось с того, что 38-летний успешный бизнесмен в области недвижимости, работавший в Венгрии, как-то посетил Гран При Формулы 1 на Хунгароринге. Это был 2001 год. «Да, мне тогда было 38 лет, – вспоминает Ханох в интервью британскому Autosport. – Я был бизнесменом, работал в офисе. Помню, что меня очень впечатлил Гран При Формулы 1, который я посмотрел с трибуны. В тот день я сказал своему приятелю: «Я хочу стать гонщиком Ф1». До этого момента я ни разу не ездил за рулем гоночной машины, даже в картинге не был. Но я твердо решил стать гонщиком. Ханох НиссаниФото: autosport.com Приятель ответил мне тогда: «Ничего страшного, Ханох. Скоро ты приедешь домой, примешь свои таблетки, и всё пройдет». Но я вернулся домой и занялся вопросами своей будущей карьеры в автоспорте». Бизнес у Ниссани шел хорошо, и он смог выделить достаточные средства для того, чтобы попробовать себя в новой роли. Кроме того, ему удалось уговорить израильскую косметическую компанию UPEX спонсировать его выступления, и они поддерживали соотечественника вплоть до его дебюта в Формуле 1. Уже на следующий год после посещения Гран При Ханох принял участие в национальном венгерском первенстве Формулы 2000 и даже занял второе место по итогам сезона. А еще через год был уже первым. В 2003-м Ниссани начал выступать в международных сериях, включая World Series Lights, а в 2004-м сел за руль машины Ф3000. Не сказать, чтобы он блистал результатами в этих первенствах, но он ни на секунду не оставлял свою мечту – проехать по трассе в кокпите машины Ф1 в рамках официального этапа. На пути к своей цели ему удалось договориться о контракте тест-пилота с командой Jordan. Ханох НиссаниФото: autosport.com В июле израильтянин дебютировал на тестовых заездах в Сильверстоуне, проехав на девять секунд медленнее боевого гонщика команды Ника Хайдфельда. Правда, из-за поломки двигателя его сессию пришлось сократить. «Я жил гонками и работал в этом направлении 24 часа в сутки, – продолжил Ниссани. – Я спал, ел и мечтал о гонках». В 2005 году Ханох вплотную подобрался к своей цели, когда босс команды Minardi Пол Стоддарт в отеле Хилтон в Тель-Авиве объявил о том, что местный гонщик станет официальным тест-пилотом коллектива, что предполагало появление на тренировочных заездах в рамках Гран При. Поскольку правила получения суперлицензии на участие в Формуле 1 в то время были гораздо менее строгими, всё, что необходимо было сделать Ханоху для получения разрешения на пилотирование машины Больших Призов, это накатать необходимое количество километров на частных тестах. А с учетом того, что тесты можно было проводить сколько угодно, с этим не возникло особенных проблем. Ниссани, проведший две гоночные сессии с Minardi предыдущей зимой, откатал еще пять полных дней в Мизано, Муджелло и Валлелунге, тем самым разрушив последние преграды на пути к своей мечте. День Х для Ханоха настал 29 июля 2005 года – в ту пятницу, выпавшую на его 42-й день рождения, израильтянин был готов появиться на трассе Хунгароринг за рулем машины Формулы 1 – ровно через четыре года после того, как впервые увидел гонки Больших Призов с этих же трибун. Ханох НиссаниФото: autosport.com Новость о появлении в Формуле 1 израильского гонщика произвела у него на родине настоящий фурор – в Венгрию в том году приехали сразу несколько телекомпаний из Израиля для освещения знакового события в истории страны. Один из репортеров вошел в такой раж, что осмелился спросить мнение действующего и на тот момент уже семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера по поводу дебюта своего земляка. Обескураженный немец почувствовал себя неловко, ответив: «Простите, Вы о чем?» Появление Ниссани на трассе не осталось незамеченным и в международной прессе – журналистам было очень интересно, как себя проявит 42-летний пилот, четыре года назад наблюдавший за их работой с трибуны. В условиях такого медиа-прессинга Ханох демонстрировал довольно сдержанный и осторожный подход, не стремясь показать свой лучший результат, а просто наращивая уверенность за рулем. И все же за 17 минут до окончания сессии Ниссани ошибся в четвертом повороте трассы, в итоге застряв в гравии. На этом его тренировка была окончена. Любопытно, что он даже не сумел отсоединить руль, чтобы покинуть кокпит – так и остался сидеть в гоночном кресле, пока кран эвакуировал его машину с трассы. Лучшим результатом Ханоха в той сессии стал круг с временем 1.34,319, что на 13 секунд медленнее лидера заезда Алекса Вурца на McLaren – 1.21,411. Для сравнения, напарник израильтянина по Minardi Кристиан Альберс проехал круг за 1.27,540. Вспоминая тот день, Ханох ничуть не смущается и не считает, что должен был ориентироваться на времена Шумахера, Алонсо или Кими Райкконена. Уже одно появление на трассе в рамках официального Гран При стало для него воплощением мечты. К тому же сам он считает, что на тестах мог бы проехать круг гораздо быстрее, чем ему удалось сделать это по ходу тренировки. «На забывайте о том, что с того дня прошло уже 15 лет, – заметил Ниссани. – Я был горд уже от того, что был там. Это был очень важный опыт. Моя цель была ясна – стать официальным гонщиком Формулы 1 и сесть за руль машины на Гран При. И я ее добился. Я просто дал пример другим людям из бизнеса и прочих сфер, у которых тоже есть мечта. Не говорите, что это невозможно. Я хотел показать, что даже когда вам 38, и вы страстно хотите чего-то достичь, вы можете это сделать. Всё дело в психологии». Это было первое и последнее появление Ханоха Ниссани за рулем машины Ф1 на Гран При, но с Minardi он провел еще четыре полноценных тестовых дня. После этого израильтянин продолжил свою карьеру в Венгрии и выиграл несколько титулов, прежде чем повесил шлем на гвоздь несколько лет назад. Ханох НиссаниФото: autosport.com В последние годы Ханох сконцентрировался на помощи своему сыну Рою на пути в Формулу 1. И он сыграл немалую роль в том, что его наследник получил контракт тест-пилота в Williams. И хотя сегодня отец и сын часто подшучивают друг над другом на тему достижений в автоспорте, оба они понимают, что их случаи не имеют между собой ничего общего. «Наши примеры только на первый взгляд похожи, – заметил Рой. – Если вы посмотрите на карьеру моего отца, она была в некотором смысле уникальной и даже странной. Он начал свой путь в 38 лет. Его цели были совсем непохожи на мои. Так поздно увлекшись гонками, он смог пробиться в Формулу 1 и принести с собой в Большие Призы израильский флаг. Это серьезное достижение, стоящее особняком. Но у меня совсем иная ситуация. Я начал гоняться в шесть лет и прошел через многие молодежные гоночные серии. Да, мне приятно иметь такое наследие. Но у меня свой путь». Справедливо будет сказать, что Ханох сегодня намного больше гордится тем, чего уже смог достигнуть в карьере гонщика его сын, чем он сам. «Я был рад добиться того, чего добился, – подвел итог Ниссани-старший. – Но я уверен, что Рой способен на гораздо большее, ведь у меня никогда не было гоночного таланта. Я даже близко с ним не стою. У меня было только желание и стремление. Современная же молодежь живет в совершенно ином мире». Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9847/the-remarkable-story-of-f1-most-unlikely-test-driver Ханох НиссаниФото: autosport.com

Ниссани, но не Рой. Недетская мечта или худший гонщик в истории Ф1
© autosport.com.ru