Войти в почту

Компьютер превосходит возможности человеческого мозга только в одном – в скорости вычислений. Поэтому лишь единицам удалось свести к ничьей партию в шахматы. Даже великим Каспарову и Крамнику, которые, несмотря на все свои усилия, так и не смогли переиграть программу. Но то шахматы, а в мире популярны еще и другие игры, которыми увлекаются миллионы жителей Земли. Часть из них добивается значительных успехов, причем по статистике не все они в своей повседневной жизни уникумы. Просто эти люди постоянно развивают свой интеллект – способность к познанию, пониманию и разрешению проблем. Такие игроки прекрасно отдают себе отчет в том, что их интеллект без «подпитки» новыми знаниями и навыками – ничто. Ведь интеллект по своей сути всего лишь инструмент, которым игроку необходимо пользоваться повсеместно и ежесекундно. Если кто-то всерьез учится играть и неожиданно прервет обучение, то через год память будет пуста. Правда, это утверждение справедливо и для неигровой области. Интеллект надо аккумулировать, в особенности в период взросления. Научно доказано, что у человека к 12 годам окончательно формируется кора головного мозга – структура, отвечающая за сознание и мышление. Поэтому желательно, чтобы до этого возраста ребенок попробовал себя в разнообразных сферах деятельности, после чего смог сказать: «это я хочу, могу, и у меня получается; это я могу, у меня получается, но не сильно хочу; а вот это я не хочу, не могу и время тратить на это смысла нет». Все это первые шаги к зарождению способностей и развитию интеллекта. И поначалу игры – хорошее подспорье этим моментам, затем – поддержка, а в итоге человек начинает пользоваться своим интеллектом в жизни, которая, по сути, является одной долгой игрой. Именно благодаря своему интеллекту, который по современным понятиям является чем-то большим, чем просто память и логика, человек всегда будет на голову выше бездушного компьютера. Не так давно ученые ввели понятие эмоционального интеллекта: способности постигать красоту мира, проявлять чувства. То есть под интеллектом уже подразумевается не только умение считать и логически мыслить, но и чувствовать. А это как раз то, что свойственно игрокам. Благодаря умению человека не только анализировать, но и наблюдать, делать выводы он всегда будет впереди машины. От цепкого взгляда опытного игрока никогда не скроется то, как его соперник подходит к столу, как начинает игру, как он настроен. Он в состоянии выявить двойной, а то и тройной блеф и, когда надо, применить его сам. Здесь сразу же вспоминается сериал «Обмани меня» («Теория лжи»), в котором идет речь о возможности распознавать человеческую ложь по мимике, жестам, голосу. Так вот, эта идея абсолютно правдоподобна – когда человек врет, у него задействуются абсолютно другие мышцы лица и изменяется типовое поведение. Честные воспоминания и конструирование другой реальности (по сути, ложь) принципиально отличаются друг от друга. А так как язык тела не врет, игроку надо просто уметь это замечать и использовать в своих целях. Исключением может стать только абсолютная вера противника (или же собственная, дабы обмануть всех) в свою ложь, но чтобы так соврать, надо не один раз прожить такую ситуацию, включая малейшие детали. Это уже способность к имитации – игрок воображает себя на месте кого-то. Играя, человек манипулирует сознанием. Причем как собственным, так и противника. Мы начинаем делать это с рождения, ведь игра одна из основ нашей жизни. Человек играющий абсолютно такое же естественное явление, как человек работающий, отдыхающий, любящий или ненавидящий. Только в детстве игра больше фантазия, перенесение в другой мир – мир иллюзии, воображения. А для взрослого игрока это, в том числе, способ доказать, что он лучший. Для этого ему придется противостоять и себе и другим игрокам. В зависимости от вида игры психологическое соперничество может происходить по-разному. Когда счет идет не на минуты, а на часы – имеет смысл наблюдать за соперниками, подмечать детали и при этом самому не выдавать своих эмоций. В большей мере это относится к покеру, где во время многочасового личностного противостояния идет настоящая психологическая война. Игроки в покер, как правило, совмещают в себе свойства психологов-наблюдателей и аналитиков: им важно максимально затруднить чтение хода собственных мыслей противникам и при этом эффективно «считывать» их карты. Международный олимпийский комитет официально признал интеллектуальными играми шашки, шахматы, гоа, сянцы (китайские шахматы) и бридж. Все они вошли в программу Всемирных интеллектуальных игр, которые были проведены в 2008 году, сразу после окончания летних Олимпийских игр в Пекине. В 2012 году в Лондоне будет продолжение. А в другой карточной игре – бридже – психологию применяют в другом ключе. Наблюдать в этой игре уместно только в том случае, когда играешь с какими-то людьми достаточно долго. Бриджевая сдача – это всего семь минут. Как правило, в туре две сдачи, то есть времени в два раза больше. Но эти 14 минут игрок тратит не только на наблюдение, но и на анализ сдачи, работу с партнером. Так что в бридже психология больше помогает игроку вовремя остановиться, контролировать эмоции, строить отношения с партнером, правильно восстановиться, принять меры, чтобы следующую сдачу начать в нормальном состоянии, нежели наблюдать за соперником. Таким образом, человек, который хорошо считает, но не учитывает особенности психологии, никогда не поднимется выше среднего уровня. В таких ситуациях случается, что новичок может выиграть и у мастера. В особенности, если его психологические способности сильнее. Игрок – это личность, в которой сбалансированы образ мышления, способность к воображению и имитации, а также умение манипулировать своим поведением и поведением противников. Таков его портрет. А делить игроков просто на гуманитариев и технарей, как это обычно принято, в корне неверно. Заблуждения начинаются с анализа того, какой институт или университет окончил человек. И никто не задумывается о том, что к поступлению в него человека могли подтолкнуть родители (потому что это престижно или есть знакомый ректор), он мог поступить за компанию, или просто не разобрался в себе. Например, среди успешных бриджистов много математиков, но это вовсе не означает, что они всегда выигрывают. А гениальными шахматистами становятся преимущественно люди, у которых все в порядке с логикой, пространственным мышлением и умением умножать в уме четырехзначные числа. Так что важнее здесь склад ума и те аспекты, что движут игроком. В большей мере холодный расчет, ибо не обладая навыками садиться играть бесполезно. Теоретические знания часто оказываются «за бортом». Например, в карточных играх важно не то, кому придет лучший расклад, а как им распорядиться. Часто абсолютно правильные действия (как из учебника) не приводят к положительному результату. Важен и азарт: без него игры никогда не стали бы столь популярными. Но если вдуматься, то лучшие игроки скорее используют это человеческое свойство в своих целях, нежели поддаются азарту сами. Такой принцип, кстати, применяется и в системе массовых игр – часто игроки не замечают или не хотят замечать очевидного проигрыша и с каждой секундой надеются на выигрыш. Только это уже не игроки, это жертвы. Так что полное самообладание – еще один штрих к портрету идеального игрока. В некоторых играх важен еще возраст, в котором началось обучение, и срок, к которому игрок достигает пика. Быстрее всего «сгорают» шахматисты – начав обучение в раннем детстве, на пике карьеры они будут годам к 25. В картах все наоборот. В юном возрасте человек не обладает способностями проводить анализ, сложно ему и проявлять задатки психолога. Профессионалы говорят, что в бридж ранее 10–12 лет даже не стоит и соваться. Игроки достигают расцвета к 30–50 годам, когда как в других играх даже возраст 30 лет считается предельным. К примеру, в Италии подавляющее большинство игроков – домохозяйки в возрасте. Они не элита бриджа, но каждая бабушка, заплатившая годовой взнос 200 евро в федерацию, таким образом помогает растить молодых игроков. В итоге итальянцы семь лет подряд чемпионы Европы. В Польше, Франции, Нидерландах бридж является обязательной дисциплиной в школьном образовании. Гениальными игроками из этих школьников станут единицы, но это и не важно. Главное, что там прекрасно понимают: обучаясь играючи, дети впоследствии вырастут умными, интеллектуальными и эмоционально богатыми людьми. Кто-то из них, может быть, снова попробует создать очередную компьютерную программу и заложит в нее человеческие эмоции, интуицию, умение блефовать. Играть с машиной в таком случае будет сложнее и интереснее, но будет ли такой же однозначный исход, как в шахматах? Вряд ли… Текст: Илья Иванов

Битва умов
© Машины и Механизмы