Войти в почту

Михаил Шлаен: Благие дела со спортивных арен

Радует, что наши авторы порой предлагают рассмотреть и обсудить совершенно неожиданные темы. Казалось, нет такой проблемы касательно спортивной отрасли во всем ее многообразии, которые бы обошло стороной ИА "Российский Стадион". Оказалось, есть, и ее суть наш эксперт Михаил Шлаен услышал в разговоре с известным спортивным функционером Михаилом Степановым, чьи мысли, интересы не ограничиваются, как оказалось, только любимым баскетболом. Впрочем, сказанное ниже тесно увязывается и с ним. - Мы часто говорим об идее, пытаемся понять смысл ее существования и историческую миссию, - вот так, издалека начал Михаил Львович наше беседу. – Попытки ее сформулировать были в нашей стране на всем эволюционном пути ее развития. Естественно, в разные времена она несла разный смысл. Опускаю все предыдущие посылы, перехожу сразу к сегодняшнему дню и выражу ее таким образом: благосостояние граждан, модернизация и, безусловно, патриотизм, качество для спорта крайне важное, оно вело многих наших атлетов к выдающимся результатам. - Последнее ясно, остальное пока несколько туманно. - Рассею его, увязав эти три понятия, собственным взглядом на национальную идею. Она в том, чтобы творить благие дела, совершать добрые поступки. В этом заключена, по моему мнению, и стратегия, и тактика действий, одной из наиболее ощутимых проявлений которых является благотворительность. К сожалению, она (творить благо) обделена вниманием, точнее, ей не уделяется столько внимания, сколько она заслуживает, сообразуясь со сложностью различных жизненных обстоятельств. - Вы хотите сказать: есть единичные случаи ее проявления, в том числе в той же спортивной среде, и, к слову, я могу привести здесь конкретные примеры помощи, поддержки, индивидуально или фондами, но, на ваш взгляд, нет все-таки стройной системы. - Вот именно. И эта система в мире оценивается индексом благотворительности. Так вот, в масштабе страны, если, скажем, взять год 2018-й, то Россия заняла 110-е место по данному показателю. Причин тому немало, одна из них - дойдут ли деньги до адресата или их перехватят мошенники, другие – в убеждении в малой эффективности, несправедливой оценке степени участия вкладчика. А она может выражаться не только упоминанием в СМИ, подчас очень скромным, но и, к примеру, именами тех на мемориальных досках, чьи пожертвования весьма ощутимы. Все это вызывает недоверие, а то и вовсе остужает порывы неравнодушных людей, которые хотели бы не просто обозначить причастность к этому благородному деянию, а включиться в него, что называется, по полной. - Давайте ваши общие рассуждения сделаем ближе к спорту. - Давайте. Вы упомянули благотворительные фонды. Да, несомненно, они ныне - главные движители в мире благотворительности. Однако они нуждаются в постоянной финансовой подпитке для планирования и реализации своей деятельности и вообще своего существования. Всем помочь ресурсов никогда не хватит, и здесь поддержать движение, внести значимый вклад могли бы благотворительные акции на спортивно-зрелищных мероприятиях, в частности по игровым видам. - Как вы видите эту процедуру? - Она несложна. Оплата пожертвований при помощи мобильных телефонов. До начала диктор объявляет о проведении акции, приглашает и зрителей, и спортсменов, вообще всех присутствующих принять в ней участие и перевести деньги на специальный счет. - Ну и какой эффективности можно добиться от такой процедуры? Хотя бы предположительно. - Обратимся к сезону 2018/19 в наиболее популярных игровых видах. Матчи футбольного чемпионата России, если не ошибаюсь, посетили 4 с половиной миллиона болельщиков, а поединки в КХЛ приблизительно 3 миллиона, итого - 7 с половиной. Если хотя бы не все, а, к примеру, две трети публики на трибунах, а это 5 миллионов, пожертвовали бы самым минимумом – 50 рублей, то получим внушительную цифру – 250 миллионов! Но мы прекрасно знаем щедроту нашего народа, многие раскошелятся и на большее, особенно, когда им сообщат, куда конкретно пойдет этот суммарный взнос, собранный конкретно на данном стадионе и на данном матче. Я упомянул два самых популярных у нас вида. Но не станем "обижать" другие игры – баскетбол, волейбол, теннис, гандбол, да почти все. У них своя сложившаяся болельщицкая аудитория, вряд ли она останется в стороне, и цифра в четверть миллиона может стать проходной, значительно увеличится. Замечу: как игровик я говорю сейчас только про игровые дисциплины и не затрагиваю остальные – олимпийские, неолипийские, технические и т.д. Приплюсуем к подсчету еще и телезрителей – призыв будет обращен и к ним, и размах благотворительных акций может поразить, причем не только в финансовом отношении. - Предположим, все так оптимально будет складываться. А про какие-то иные позитивные моменты проведения подобных акций можете сообщить, если они есть? - Есть, вот они, их несколько, как я полагаю: равенство участников мероприятий независимо от присутствия на соревнованиях или у телевизоров, а также социального положения; возможность получения средств в течение всего года, поскольку соревнования проводятся все 12 месяцев (пандемию, в конце концов, поборем); любая сумма личного вклада; моральный аспект: общая солидарность людей, чувствующих свою причастность к благому делу. - Но кто-то же должен рулить этим процессом, этой деятельностью? - Надо создать Совет учредителей. В нем должны быть уполномоченные представители ряда министерств социальной направленности, включая Минспорта, соответствующих комитетов Госдумы, спортивных федераций и лиг, СМИ и другие. Создается либо специальный фонд, либо деньги направляются на субсчет Минтруда; при нем организуется соответствующее подразделение, где аккумулируются средства, куда поступают запросы от Минздрава и формируются списки ожидающих помощи. Безусловно, будет приветствоваться взаимодействие с крупнейшими благотворительными фондами с репутацией профессионалов в мире благотворительности. - А как с контролем, или все реализуется на полном доверии? - Доверяй, но проверяй. Это станет задачей наблюдательного общественного совета из выдающихся спортсменов и тренеров, представителей ведомств, спортивных федераций. Руку на пульсе широкого информирования о собранных средствах, кому оказана помощь, кто в ней нуждается, держит наш главный спортивный канал МатчТВ. Почему бы и вашей платформе не подключиться к этому процессу, его популяризации, и первым шагом может стать проведение по инициативе ИА "Российский Стадион" пресс-конференции по данной проблеме. Вот такая идея, исходящая от Михаила Степанова. Сколь неожиданная, столь, по мнению редакции, и спорная. Но где рождается истина? В споре. Поэтому ожидаем реакции читателей, с удовольствием узнаем их мнение, как активно практикуем этот по всем другим вопросам и проблемам, которые поднимает платформа. А пока представим не витающую в воздухе акцию, которая требует еще детальной проработки, если ее вообще воспримут, а реальную благотворительную, важность которой никакими деньгами не измеришь. Название ее: "Олимпийские легенды — детям, молодежи и детскому спорту России". Акция под таким названием – это главный проект олимпийцев старшего поколения. Он разработан и вот уже седьмой год кряду успешно реализуется Российским союзом спортсменов (РСС), возглавляемым трехкратной олимпийской чемпионкой Галиной Евгеньевной Гороховой. Звезды нашего спорта минувших лет, неравнодушные к судьбе страны, принесшие благодаря своим многочисленным ярким победам славу отечественному физкультурно-спортивному движению, считают сейчас эту программу главным делом своей жизни. Действительно, покой им только снится. Возраст – не помеха. Цель прославленных спортсменов, проникнутая заботой о подрастающем поколении: здоровые дети, молодежь – здоровая Россия, воспитание любви к Отчизне, родному краю, гордости за них, наконец, укрепление связи поколений! На основе добрых партнерских отношений РСС с регионами, наши знаменитые ветераны со своим благотворительным проектом проехали уже почти всю Россию – с Запада на Восток, с Севера на Юг, зажигая олимпийский огонь в сердцах подрастающего поколения, в руках которого будущее страны. В этом году только по линии Министерства спорта Российской Федерации предполагалось посетить 22 региона, но форс-мажор пандемия коронавируса помешала осуществлению этих планов. Однако не остудила, как только представится возможность, порыв вовлечь как можно больше юных наших соотечественников в систематические занятия физической культурой и спортом, оказать помощь местным детско-юношеским спортивным школам в приобретении оборудования, инвентаря, экипировки. - Этими мероприятиями мы стараемся вписаться в общероссийские программы "Спорт – норма жизни", "Спорт для всех", а также в Стратегию развития физической культуры и спорта, этой важнейшей социальной сферы, до 2030 года, - говорит президент РСС Галина Горохова. – Наши прославленные олимпийцы готовы преодолевать любые пространства в своем желании зажечь огонь олимпийских побед в сердцах юных, вселить в эти сердца уверенность к свершению больших и важных дел на благо России. Михаил ШЛАЕН.