Войти в почту

«Все участники марафона обняли меня, чтобы я смог понять, как много вокруг людей». Как устроена жизнь слепых спортсменов в России?

Летние Олимпийские игры в Токио завершены – впереди Паралимпийские, которые пройдут с 24 августа по 5 сентября. Спорт для людей с ограниченными возможностями в России – тема постоянных дискуссий. В нашей стране много талантливых спортсменов, но зачастую им банально негде тренироваться или выступать.

«Все участники марафона обняли меня, чтобы я смог понять, как много вокруг людей». Как устроена жизнь слепых спортсменов в России?
© Мир24

Ксения Выборных и Алексей Горелов – спортсмены, которые в детстве лишились возможности заниматься спортом в привычной форме, но все равно нашли возможности и не бросили любимое дело. Сейчас они бьют рекорды, планируют выступить на Паралимпийских играх 2024 и пройти полную дистанцию IronMan.

Корреспондент «МИР24» пообщалась с Ксенией и Алексеем, узнала об их тренировках, образе жизни и уровне инклюзивной среды в России.

«Любимым предметом была математика»: Ксения Выборных – трехкратная чемпионка России по триатлону спорта слепых

Проблемы с глазами у Ксении начались с 12 лет, а в конце старших классов она и вовсе потеряла зрение. Психологически потеря зрения далась девушке непросто, но несмотря на это, она смогла окончить школу с серебряной медалью – без особенных условий для незрячих и слабовидящих. Удивительно, но любимым предметом Ксении была математика. Она научилась на слух воспринимать предмет, представлять геометрические фигуры, решать задачи.

После 11 класса, когда Ксения уже полностью ослепла, она поступила в институт на экономиста, но через какое-то время поняла, что просто учиться – скучно, хотелось вести активный образ жизни. Главной мотивацией послужила Олимпиада и Паралимпиада 2014, упорство спортсменов убедили Ксению в своем решении. В детстве она занималась лыжами и стрельбой, очень любила биатлон, поэтому решила найти тренера по лыжам и ориентированию. Тренер на занятия согласился, однако на дворе был май, поэтому тренировки состояли из упражнений и бега по футбольному полю. А в 2014 году Ксении удалось пробежать 10 км Московского марафона.

Уже в 2015 году Ксения пробежала 21 км в рамках половинки IronStar, познакомилась с триатлоном и больше ни о чем не смогла думать. Целью спортсменки стало пройти самой спринтерскую дистанцию, а в 2016 году она смогла это осуществить вместе с волонтером. В 2019 году Ксения вошла в сборную РФ по триатлону спорта слепых, стала ездить на Кубки Мира и даже была на Чемпионате Европы.

«Я хочу стать примером для других людей»: Алексей Горелов – единственный в России слепоглухой триатлонист

Алексей потерял слух в детстве, затем постепенно ушло и зрение. В детстве занимался хоккеем и плаванием, однако после потери зрения пришлось все бросить. Как признается спортсмен, он тяжело переживал потерю возможности заниматься спортом. Пытался забыть. Рядом не было друзей, которые смогли бы его поддержать.

«Я хочу показать всем, что и слепоглухие спортсмены могут добиваться в спорте отличных результатов и стать примером для других людей», – делится Алексей Горелов.

Алексей работал на предприятии общества слепых, несколько лет назад стал подопечным фонда «Спорт для жизни», начал с бега, а в итоге пришел в триатлон. Стал выходить на серьезные соревнования, в том числе на старты по триатлону IRONSTAR. Так он стал первым и единственным слепоглухим триатлетом в России.

«Важно, чтобы о параспортсменах говорили»: о тренировках и инфраструктуре в России

– Как вы оцениваете спортивную инфраструктуру в России для подготовки спортсменов с ограниченными возможностями и уровень государственной поддержки в этом направлении?

Ксения: В Москве инфраструктура лучше, чем в области. В небольших городах почти нет крытых манежей и открытых стадионов с хорошим ровным покрытием, безопасным для незрячих спортсменов. Хотелось бы, чтобы бассейнов в небольших городах тоже было побольше – так всем будет хватать места во время тренировок. Незрячий может плавать либо вдоль троса, либо по дорожке, но взаимодействовать со зрячими людьми ему все равно тяжело – нужно намного больше места.

И еще важно, чтобы о параспортсменах говорили, интегрировали в общество и показывали, что люди с инвалидностью тоже могут заниматься спортом, ставить цели и достигать их. Да, нам немного сложнее, но мы можем это делать.

Алексей: Обычно у меня не возникает проблем, когда я занимаюсь в бассейне, но бывает, что боятся пускать на тренировку без сопровождения. А ведь мне просто нужно, чтобы проводили до раздевалки и до бассейна, а дальше я сам смогу безопасно спуститься в воду. Но почему-то люди считают, что если я слепой, то сам ничего не смогу сделать или, например, утону. Не знают, что я спортсмен и могу многие вещи делать самостоятельно, а когда узнают – удивляются.

Еще я хожу в группы оздоровительного плавания, они бесплатные, но там нельзя плавать быстро. Люди там плавают медленно, как в море, а я же спортсмен, мне нужно быстро и лучше на индивидуальной дорожке. Поэтому мы ищем такие возможности с женой самостоятельно, но бесплатными они никогда не бывают.

– Расскажите, как проходит ваша обычная тренировка? Потому что это действительно трудно представить.

Ксения: Тренировки у меня бывают разные. Это плавание, велосипед, бег, силовые тренировки. В бассейне я плаваю либо одна с тренером, либо с волонтером-лидером с помощью специальной парасвязки. Формат тренировки зависит от того, какое задание даст тренер.

Велотренировки тоже бывают разные. Мы либо катаемся на велотандеме, либо тренируемся отдельно на байках и на станках. А вот бегаем всегда вместе. Очень редко это происходит на беговой дорожке в одиночку – всего где-то 5% времени, все остальное время тренируемся вместе.

Алексей: Мое утро начинается с раннего подъема, потому что путь на тренировку не близкий – примерно два часа. Езжу на автобусе всегда сам, жена только провожает и встречает.

Сначала плавание, потом велосипед и бег. Плаваю всегда сам и очень часто. А вот во время велотренировок меня всегда поддерживает и направляет волонтер-лидер, потому что даже на велостанке мне требуется помощь в переключении скоростей и уровней.

«Жена гордится мной»: о быте и увлечениях

– Помогают ли вам спортивные навыки в быту?

Ксения: В чем триатлон точно помогает, так это дисциплинировать себя, в том числе и в быту. Я научилась рационально составлять свой график, расставлять приоритеты, понимать, на что мне нужно потратить время в первую очередь, чтобы достигнуть своих целей.

Алексей: Да, однозначно. У меня улучшилась координация, я стал увереннее. Да и жена гордится мной, ей очень нравится, что я профессионально занимаюсь спортом. Мне стало легче жить: я даже похудел на 20 кг!

– Есть ли еще у вас какие-то еще увлечения помимо спорта?

Ксения: Я люблю плести из бисера. Это хобби достаточно просто совмещать со спортом, оно дает мне возможность отдохнуть и расслабиться. В свободное время много встречаюсь с друзьями. Бывает, что практически нет свободной минутки – много хожу в кино и театры, читаю книги, гуляю в парках, путешествую. Я была во многих местах, но постоянно хочется открывать новые страны.

Алексей: Помимо спорта я играю в инклюзивном театре, потому что очень люблю сцену. В спектаклях я часто играю самого себя – это мне помогает показать, насколько разнообразна и интересна моя жизнь.

«Предложили подойти и обнять меня, чтобы я смог понять, как много вокруг людей»: о спортивных целях и комьюнити

– Какое достижение в своей карьере вы могли бы назвать наивысшим? Какая у вас спортивная цель?

Ксения: Я трехкратная чемпионка России по триатлону, занимала второе и третье место на Кубках Мира. Моя цель – победить на Чемпионате Европы и Чемпионате Мира, войти в тройку лидеров. А моя главная мечта – пройти отбор на Паралимпийские Игры в Париже в 2024 году. И не только попасть на Паралимпиаду, но и завоевать медаль.

Алексей: Моя самая большая цель – сделать так, чтобы как можно больше людей узнали, что слепоглухие люди могут заниматься спортом и быть в этом успешными. Я хочу преодолеть полную гонку IronMan, это моя главная задача.

– Насколько сильное в России комьюнити спортсменов с ограниченными возможностями? Или это больше индивидуальная история?

Ксения: Благодаря «Марафону в темноте» у меня появились стабильные тренировки, я стала ездить в Москву, появились лидеры и новые друзья. Круг общения очень расширился, я даже своих друзей подключила к тренировкам. Создавать и укреплять комьюнити спортсменов с ограниченными возможностями здоровья очень важно. Там мы сможем вдохновить большее число людей жить полной жизнью, заниматься физической нагрузкой и развиваться, чтобы из любителя превратиться в профессионала.

Алексей: Мне сложно сказать. Я не вижу, не слышу людей. Если ко мне подходят, я знакомлюсь. На одном старте директор фонда предложила участникам идею каждому подойти и обнять меня, чтобы я смог понять, как много вокруг людей.

Это было очень круто. Меня поздравляли и мной гордились, и я понимал, как много вокруг людей и что они все меня знают и поддерживают. Меня это тронуло до глубины души, ведь я очень люблю знакомиться с новыми людьми.

*фотографии представлены благотворительным фондом «Спорт для Жизни»