Войти в почту

Чем награждать наших чемпионов – BMW, квартирой или миллионами?

Начнём сразу с главного.

Чем награждать наших чемпионов – BMW, квартирой или миллионами?
© Свободная пресса

Фонд поддержки олимпийцев России (ФПОР) объявил об изменениях традиции вручения чемпионам и призерам Игр дорогих иномарок по итогам Олимпиад.

«В свете создавшейся сегодня ситуации руководством фонда принято решение о замене автомобилей на денежные гранты чемпионам и призерам зимних Олимпийских игр в Пекине. Их размеры сопоставимы с выплатами по линии государства», —заявили в пресс-службе ФПОР.

Напомним, что торжественная церемония передачи машин героям спорта с 2006 года проводилась в Москве восемь раз — обычно сразу после приема у главы государства. Однако на сей раз вместо авто победители и призеры Пекина-2022 получат денежные выплаты, сопоставимые с государственными премиями. А это значит, что почти со стопроцентной вероятностью речь идет о следующих суммах: 4 миллиона рублей — для чемпионов, 2,5 миллиона рублей — для серебряных призеров, 1,7 миллиона рублей — для бронзовых. То есть те самые суммы, которые в феврале 2022 года правительство обещало выделить из бюджета.

Таким образом те, кто выступил достойно на Играх уже получат как минимум двойную оплату. Не считая разного рода выплаты и награды в регионах и в спортивных обществах. А ведь есть спортсмены, которые представляют сразу несколько регионов. И хотя, в зимних видах это развито не так как в летних, но тем не менее.

Данное решение (выдача денег вместо авто) затронет 68 участников Игр (25 из них — хоккеисты). По итогам ОИ-2022 у нас 15 олимпийских чемпионов, 41 серебряный призер и 12 бронзовых.

В свое время негосударственный фонд поддержки олимпийцев создали и финансируют самые успешные российские предприниматели. Чемпионы и призёры летней Олимпиады-2020 (сами Игры прошли в 2021 году) получили автомобили BMW. За золото или за несколько наград — модели X5 стоимостью около шести миллионов рублей, за серебро — Х3, за бронзу — тоже Х3, но чуть ниже уровнем, стоимостью 3-4 миллиона рублей.

Сейчас эти иномарки наверняка стоят еще дороже. За 4 миллиона рублей новый BMW X5 точно не купишь. С другой стороны, Фонд поддержки олимпийцев накануне Игр не давал никаких обещаний. Вообще, подарки от этой организации ранее всегда становились сюрпризом. То есть это подарок, который можно дарить, а можно и нет. Но в тоже время, он превратился и в некую обязанность что ли. А сюрприз заключался, например, в чередовании марки машин.

За 16 лет сменились четыре производителя. Предпринимались также попытки разделить подарки на «мужские» и «женские», но в конечном счете было решено производить градацию в соответствии с результатами и стоимостью машины.

Если же отбросить в сторону вопросы о стоимости подарков, то надо признать, что вариант с денежными выплатами во многом удобнее и логичнее. Машина — презент довольно громоздкий, доставляющий не только радость, но и серьезные хлопоты. Содержание элитной иномарки требует немалых денег, и это по карману только самым высокооплачиваемым спортсменам. Тем же хоккеистам, например. При этом попытка продать подарок на колесах порой ставила атлетов в неловкое положение перед болельщиками.

Многие считали, что авто — это не просто средство передвижения и личная собственность, но некий символ, вроде медали. Поэтому его продажу трактовали как проявление неуважения к дарителям.

Спортсмены с такой трактовкой обычно не согласны, и на этом фоне звучали предложения усовершенствовать способ премирования олимпийцев. Говорилось, например, если 10-15 лет назад дорогие машины выглядели как воплощение грез наяву, то сейчас они не являются безусловными символами жизненного успеха.

Кроме того, такой подарок подходит далеко не всем — например, в 2018-м машину получила 15-летняя на тот момент фигуристка Алина Загитова, у которой долго не было возможности пользоваться иномаркой лично.

Так что повторимся, что переход на денежные гранты вместо подарочных машин во многом напрашивался. Как показывает практика, машины многим спортсменам не нужны. По разным причинам. У кого-то нет места в гараже и как следствие потребности в очередной иномарке, а кто-то не имеет средств на содержание дорогой игрушки.

Например, хоккеисты, доходы которых несравнимы с теми же кёрлингистами, саночниками и даже лыжниками и биатлонистами. Отсюда и берут множественные объявления о продаже олимпийских подарков. Даже Ковальчук продал свой «БМВ», доставшийся ему за победу в Пхенчхане. Правда, к чести Ильи деньги с продажи он перечислил на благотворительность.

Впрочем, на этот счет есть самые разные мнения.

— Я считаю, что призерам Олимпиады надо дарить квартиры в тех регионах, где они проживают, — заявила заслуженный тренер России по фигурному катанию легендарная Татьяна Тарасова. — Это недвижимость, социальная ответственность государства перед спортсменами, которая будет цементирующим вознаграждением. С деньгами может случиться все, что угодно.

А недвижимость станет привязывать к родной стране и городу. Это даст возможность создать семью, заниматься спортом, тренерской работой и так далее. Как раз то, что нужно молодым ребятам. Деньги — тоже хорошо, но квартира больше всего облегчит жизнь спортсменам.

Но тут опять вопрос. Квартиру - кому? Всем призерам? Хоккеистам, которых напомним, 25 человек и для которых серебро, прямо скажем, успехом назвать трудно. И львиная доля состава играет и проживает в Москве.

Да и у большинства они есть. А если подходить избирательно, то к кому и как? Большунову дать, а Непряевой нет. Или как? Да и за сумму бронзовой награды квартиру даже в маленьком региональном городке не купишь.

А вот несколько мнений спортсменов на такой решение.

— Если бы был выбор между машиной и деньгами, то, учитывая нынешнюю ситуацию на рынке, я бы выбрал, конечно же, машину, в особенности это актуально для моей семьи, — отреагировал на новости призер Олимпиад-2018 и -2022 фристайлист Сергей Ридзик. — Даже если не брать в расчет мои слова, то машина все-таки стала традицией. А сейчас традицию нарушили. Может, на эту сумму получится купить что-то серьезное, например тот же автомобиль. Ну или на что хватит денег. Печально, конечно, летним олимпийцам выдали машину, а зимним — нет.

— Ничего страшного. Нас же все равно поддерживают. Большое спасибо! — так сказал призер Олимпиад-2018 и -2022 в шорт-треке Семен Елистратов.

— Я же не ради автомобилей прыгаю на лыжах с трамплина, — отметила призер ОИ-2022 Ирина Аввакумова. — Ничего страшного, это же не главная цель и задача в моей жизни. Ситуация такая, окей. Нет машин и нет, ничего страшного. У меня уже есть автомобиль. Не вижу абсолютно никакой проблемы.

- Сейчас обеспечить такое количество машин тяжело из-за цен, они неадекватно поднялись. Думаю, что на фонд, который был выделен спонсорами, сейчас нельзя купить и половины машин, – сказала олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, депутат Госдумы Светлана Журова - Я так понимаю, что с вознаграждением решили не тянуть и поэтому отдают теми деньгами, которые выделялись до подорожания.

Сейчас спортсменам сложно возмущаться, потому что это спонсорский подарок. Его могло бы вообще не быть. Это не закрепленная государством мера поддержки, которую каждый спортсмен должен получить. Это зависит только от наличия денег у спонсоров. Я знаю ребят, которых спонсоры сейчас очень хорошо поддержали призовыми. Спортсмен не должен об этом везде рассказывать, потому что в мире никто не раскрывает свои контрактные обязательства.

Журова таким образом пояснила, что кроме госвыплат, атлетов – медалистов поддержали и спонсоры (надписи, название фирмы и прочее) и местные регионы, то есть всё, о чём говорилось выше.

Ожидается, что торжественный прием победителей и призеров Олимпиады-2022 с участием членов правительства РФ состоится 26 апреля.