Память: 12 лет без первого олимпийца Таджикистана

С ним ушла целая эпоха…

ДУШАНБЕ, ноябрь – SPORTS.tj. Хасанов Ибрагим Ризоевич родился 4 ноября 1937 г. в городе Сталинабад (Душанбе), скончался 2 марта 2010 в Тегеране, похоронен в Душанбе.

Хасанов Ибрагим – Заслуженный мастер спорта СССР (1963), Заслуженный тренер СССР (1972), лауреат премии ЛКСМ Таджикистана (1977), кандидат медицинских наук (1974), профессор (1986), депутат Верховного Совета Тадж.ССР (X-XI созывов).

Окончил Душанбинский государственный пединститут (1960) и Тадж. гос. мед. ин-т имении Абуали ибн Сино (1969), первый олимпиец Таджикистана (Рим, 1960; Токио (1964), обладатель серебряных медалей чемпионатов мира и Европы (1963-1965), многократный победитель чемпионатов и Спартакиад народов СССР, международных соревнований (1958-1965).

Учениками И. Хасанова являются Юрий Лобанов – чемпион и бронзовый призёр Олимпийских игр, и восьмикратный чемпион мира, Михаил Лобанов – двукратный чемпион мира и др. Ректор Тадж. ин-та физической культуры (1984-1985), преподаватель Гос. комитета Тадж. ССР по физической культуре и спорту (1985-1991), первый президент Олимпийского комитета (1992-1995). Признан выдающимся тренером Таджикистана в XX веке.

Награждён орденом Знаком почёта, почётными грамотами Верховного Совета Таджикского ССР, медалями. Хасанов Ибрагим Ризоевич сделал очень многое для развития спорта Таджикистана.

…Таким образом, уже 12 лет назад ушел из жизни первый олимпиец Таджикистана, первый чемпион Спартакиады народов СССР, заслуженный мастер спорта СССР, двенадцатикратный чемпион СССР, первый заслуженный тренер СССР, воспитавший чемпиона Олимпийских игр и чемпионов мира и Европы Ибрагим Хасанов. Он ушел из жизни на 73-м году жизни. В последние годы Ибрагим Хасанов работал и тренировал сборную команду Исламской Республики Иран по гребле на байдарках.

Хасанов Ибрагим Ризоевич родился в 1937 году в городе Душанбе. Спортсмен и тренер (гребля на байдарке), заслуженный мастер спорта СССР (1963), заслуженный тренер СССР (1972), лауреат премии Ленинского комсомола Таджикистана (1977), кандидат медицинских наук (1974), профессор (1986), депутат Верховного Совета Таджикской ССР (X-XI созывов). Окончил Душанбинский государственный педагогический институт (1960) и Таджикский государственный медицинский институт имени Абуали ибн Сино (1969). Первый олимпиец из Таджикистана (Рим, 1960; Токио, 1964), обладатель серебряных медалей чемпионатов мира и Европы (1963-1965), многократный победитель чемпионатов и Спартакиад народов СССР, международных соревнований (1958-1965).

Учениками И. Хасанова являются Юрий Лобанов – чемпион и бронзовый призер Олимпийских игр, восьмикратный чемпион мира и Михаил Лобанов – двукратный чемпион мира и другие.

Ректор Таджикского института физической культуры (1984-1985), Председатель Государственного комитета Таджикской ССР по физической культуре и спорту (1985-1991), первый президент Олимпийского комитета Таджикистана (1992-1995).

И. Хасанов признан выдающимся тренером Таджикистана в XX веке. Награжден орденом “Знак Почета”, Почетными грамотами Верховного Совета Таджикской ССР, медалями.

Он проложил путь спортсменам Таджикистана на Олимпиаду

Сегодняшнее поколение уже плохо знает или вообще не знает об этом замечательном спортсмене, о том, что сделал он для своей Родины. Ибрагим Хасанов стал первопроходцем в своем деле, навсегда вписав свое имя и деяния в летопись спорта Таджикистана. Это он проложил путь спортсменам Таджикистана на Олимпийские игры.

С уходом из жизни Ибрагима Хасанова словно оборвалась связь времен – прошлого и нынешнего. Сегодня в прессе можно найти десятки имен чемпионов всяких рангов. Но они мелькают как бабочки, слетающиеся ночью на огонь, не оставляя в душе и памяти следа. А имя Хасанова – это и сегодня и еще очень долго будет звучать как символ, как призыв к Победе.

Почему же спортсмен и тренер, создатель одной школы гребли на байдарках и каноэ в Таджикистане был вынужден последние годы проводить не у себя дома, готовя отечественных мастеров весла, а в другой стране? Видимо, невостребован стал его редкостный талант, педагога и наставника. Так же, как и, например, сегодня в других видах – велоспорте, прыжках в воду, парашютизме, стендовой стрельбе, по которым Таджикистан прежде был в числе лидеров в Союзе.

Хасанов – это эпоха в спорте Таджикистана

Своими воспоминаниями об Ибрагиме Хасанове делится бывший вице-председатель НОК РТ Ширинджон Мамадсафоев, который бок о бок работал в течение долгих лет и дружил с ним до последней минуты жизни великого тренера.

– Я Ибрагима Ризоевича знал с 70-х годов. В то время мы занимались футболом, бегали кроссы вокруг Комсомольского озера и пересекались с командой байдарочников, которую тренировал Хасанов. Я помню, как гребцы занимались на Комсомольском озере, в Гиссарком канале против течения. В катере плыл Ибрагим Хасанов и давал указания своим ученикам. Таким я его запомнил, хотя в то время, будучи подростком, еще не понимал многое в нем. Спустя годы, жизнь снова столкнула меня с Хасановым.

Я работал в комсомоле и занимался организацией спортивно-массовой работы. В тот период перестал в республике проводиться турнир «Кожаный мяч». Я как бывший футболист, теперь комсомольский работник был заинтересован в его продолжении. Собрал все необходимые документы и пошел в республиканский спорткомитет, в то время его председателем был Ибрагим Хасанов. В спорткомитете, несмотря на постановление Совмина СССР о проведении Всесоюзного турнира «Кожаный мяч», меня, можно мягко сказать, «отфутболили». Я вынужден был подойти к самому Хасанову и объяснить ситуацию. Ибрагим Ризоевич дал поручение о немедленном решении моего вопроса. С его помощью мы возродили соревнования для детей.

Через год меня рекомендовали на должность председателя спорткомитета города Душанбе. Работал совместно с Ибрагимом Ризоевичем в полном взаимопонимании и согласии. В 92-м году собрали документы, Олимпийскую хартию, федерации, провели собрания и создали Национальный олимпийский комитет. Баллотировались Ибрагим Хасанов, Зебинисо Рустамова и Саидмумин Рахимов. Выборы президента НОК прошли прозрачно, демократично, путем закрытого голосования победу одержал Ибрагим Хасанов. Вскоре наш комитет был признан МОКом.

Вот так мы с ним начали работать вместе в Национальном олимпийском комитете. Надо отметить мягкость его характера. Многие люди отмечают эту черту в своих воспоминаниях. Как тренер он был жестким, требовательным и строгим, но в жизни скромным, добродушным и мягким человеком. В Москве, когда я встречался с учеником Хасанова, чемпионом Олимпийских игр 1972 года Юрием Лобановым, он очень многое рассказал о своем тренере. Он отметил, что в его становлении, как спортсмена, важную роль сыграл Хасанов. Однажды, вспоминает Юрий, после тренировки в Варзобе ему было трудно возвращаться в Душанбе. Пришлось Юрию остаться на ночь. Но не было удобного для ночлега места. Когда он обратился к тренеру, тот ответил: «Видишь кучу угля, перекинь ее на другое место и спи!».

Вот так Хасанов воспитывал учеников в духе трудолюбия, все спортсмены, которые были у него, обязательно проходили через такую трудотерапию. Но Лобанов с некоторой обидой вспоминает и факт, что Хасанов, когда его ученики выигрывали какие-то соревнования, никогда не выходил в правительство по поводу поощрения. Всегда у него была выжидательная позиция. Говорил, государство само отметит их заслуги. Всегда говорил, что «нам бог даст». Мягкая скромная манера поведения, не конфликтовать ни с кем, не пробивать какие-то льготы для себя стало причиной того, что многие его ученики также выросли такими скромными и «непробивными». Лобанов об этом говорит, что «Если бы наш тренер был бы немного агрессивнее, мог сделать кое-что и для себя и для своих учеников».

В Иране также скромно относились к его труду. Например, тренерам его уровня иранцы платили не менее 5 тыс. долларов за месяц. А Хасанов от них получал всего 400 долларов. Я попросил коллег из Ирана в то время повысить зарплату нашему тренеру. В противном случае, сказал я, мы его обратно заберем. После этого Хасанов стал получать порядка тысячи долларов. Но потом, когда прошли выборы и в состав НОК Ирана вошли новые лица, они пригласили тренера-немца. А Хасанов стал работать тренером в провинции. Под руководством Ибрагима Хасанова сборная Ирана добилась весомого результата. На чемпионате Азии Иран занял общекомандное первое место. За это тогдашний президент страны Хотами, выступая по иранскому национальному телевидению, лично поблагодарил таджикского тренера за вклад в победу. В последние годы Ибрагим Ризоевич работал тренером в регионах Ирана. Смерть настигла его на рабочем месте. Не успели оказать помощь – по пути в больницу сердце тренера перестало биться.

Яркая черта, которая характеризует Ибрагима Хасанова как великого спортсмена – это то, что он единственный кто смог стать чемпионом СССР во всех дисциплинах и дистанциях. Во время вылета нашей олимпийской делегации в Атланту в 1996 году, мы летели в самолете вместе с коллегами из стран СНГ. В салоне самолета Ибрагима Ризоевича узнали. Один из тренеров встал и поднял тост за здоровье великого мастера. Все поднялись и стоя выпили в честь таджикского тренера. Тренер, который поднял тост, потом меня спросил, «Знаешь, кто такой Ибрагим Хасанов?» И сам ответил: «Это – единственный чемпион СССР во всех дистанциях гребли на байдарке и каноэ. Обычно спортсмены специализируются в одной из дисциплин. А Ибрагим Ризоевич был настоящим универсалом, а таких атлетов мало в современном спорте».

Он никогда о себе не говорил и не любил это делать. После того, как похоронили Ибрагима Ризоевича, иранцы, которые сопровождали его в последний путь, были удивлены, узнав, какие заслуги и звания имеет Хасанов. Оказывается, Ибрагим Ризоевич никогда им не говорил о своих достижениях. Все услышанное во время похорон о Хасанове стало для них полной неожиданностью.

Хочу отметить еще одну черту Хасанова как человека. Он очень любил животных. В одной из поездок в Иран я был свидетелем такого случая. После совместного обеда, он просил поваров остатки съестного завернуть в пакет. Потом брал с собой этот пакет и шел кормить бездомных кошек в округе. Увидев его, кошки сами прибегали к нему, некоторые из них даже забирались ему на руки. Ибрагим Ризоевич разговаривал с ними, кормил…

В последнее время он хотел вернуться в Таджикистан, но не успел. Он сам говорил, что собирается уйти, такое предчувствие было у него.

Очень тесная дружба связывала его со знаменитым латышским спортсменом, первым президентом Олимпийского комитета Латвии Вилнисом Балтиньшем. Они в 60-е годы были напарниками. Все время при встрече по-дружески укоряли друг друга: «Если бы тогда не допустил бы такой-то ошибки, мы могли выиграть золото». И так далее. У них похожая судьба – оба гребцы, оба становились первыми президентами олимпийских ведомств своих стран. Судьба разбросала их по прямо противоположным точкам – один жил и работал в стране, которая входила в Евросоюз. Другой оказался в исламском мире. Но, несмотря на это, они крепко дружили. Единственное, что я не смог сделать – это выполнить просьбу Балтиньша – он очень хотел, чтобы Хасанов приехал к нему в гости. Я не смог помочь Ибрагиму Ризоевичу увидеться с другом. После того, как получил трагическую весть о смерти великого спортсмена, первым делом отправил телефонограмму Балтиньшу.

В.Фролов