Войти в почту

Гандболистка из Волгограда нашла себя в новой профессии

Если набрать в поисковике «Дарья Макарова, Волгоград», первым делом появится карточка от Федерации гандбола России с ее данными. Рост, возраст, амплуа… Вот только амплуа у бывшей правой крайней волгоградского «Динамо» и сборной страны уже давно другое – координатор тренажерного зала одного из волгоградских фитнес-клубов. Стремительный взлет ее игровой карьеры прервали травмы, вынудив завершить выступления уже в 25 лет. Но меньше всего Даша сейчас похожа на человека, сожалеющего о недополученных наградах и медалях.

Гандболистка из Волгограда нашла себя в новой профессии
© Волгоградская правда

Спасибо тренерам, что перетерпели

– Тяжело далось решение закончить спортивную карьеру?

– Выбора не было – только уйти. Я приняла это как данность, иначе терзаться долго. Помогло, что уже был перед глазами опыт подруг, которые ушли в фитнес, и картинка будущего сложилась относительно быстро. Многое значило, что остаюсь в спорте. А вот вариант работать с детьми не для меня. Тренер – это призвание, вот как Аня Сидоричева.

– Какие воспоминания о начале гандбольной карьеры?

– У себя в Новокузнецке сначала занималась дзюдо. Забраковали: нужны девочки плотненькие, а я худоба. В плавании тоже не пошло, поиграла в баскетбол, волейбол. В оркестре тоже не прижилась. Дали тромбон, чтоб подудела. Я старалась, а они мне – что-то лицо у тебя красное. Однажды появились в школе тренеры, которые группу для гандбола набирали. А я девочка рослая плюс туфли на платформе 10 сантиметров, поэтому им и глянулась. Тренеры, конечно, потом со мной хлебнули – я упрямая. Спасибо, что терпели и в Новокузнецке, и в Волгограде, куда мне мой тренер Тамара Черданцева посоветовала ехать. Но когда прибыла и увидела, какие у вас тут сборы, тренировки по два раза в день... Не, поеду-ка я домой. Побродила в Новокузнецке пару месяцев и решила: а что мне тут делать? Позвонила Любови Петровне Сидоричевой, пообещала, что такого не повторится. Она отнеслась с пониманием.

– Как встретили новичка в команде?

– Нормально встретили. На меня никогда имена не давили. Я пришла, когда поколение Кочетовой, Левиной, Полины Вяхиревой еще только силу набирало. Повезло, что Левон Оганесович Акопян к левшам трепетно относился. Он великим тренером и психологом был. Молодым и перспективным так дебют обставлял, чтобы на всю жизнь запомнили. Меня в Германии на Лиге чемпионов на минутку в конце выпустили, и я даже гол успела забить. Такое не забывается. Многое значило и то, что мне Волгоград сразу понравился.

Гиперответственность стала моим кошмаром

– После прихода в «Динамо» ваша карьера развивалась стремительно?

– Всегда была мысль: нужно стать лучшей. Упрямство граничило с упорством. Видя превосходную игру девчонок в «Динамо», старалась не отставать, чтобы быть в топе. Оставалась после тренировок, чтобы поработать над своими слабыми сторонами. Этот азарт сохранился и до сегодняшнего дня.

– Ярких впечатлений от большого спорта набралось изрядно?

– Первые поездки запомнились не впечатлениями от чужой жизни. Я была настолько заточена на игру, так боялась совершить какую-то ошибку, что это стало кошмаром. В одной из первых зарубежных поездок заметила, что вместо белой формы взяла синюю. От мысли, что подведу команду, обмерла от ужаса. После этого по двести раз проверяла сумку перед отъездом, даже в аэропорту. Чуть ли не готова была на себя ее надеть, чтобы точно не забыть. Гиперответственность мешала в игре и в жизни. Страх, что сделаю ошибку и меня поругают, всегда висел надо мной.

Кайф – в движении к цели

– Но, судя по вашим бомбардирским подвигам, справляться с собой получалось?

– Если удавалось отпустить ситуацию, в том числе и с помощью тренеров, игра шла. Атмосфера в «Динамо» всегда была потрясающей. В 2006-м играли в финале ЕГФ против испанской «Наварры». Дома всего пару мячей выиграли, испанки были уверены, что у себя нам накидают, сколько нужно. Мы по ходу первого тайма летели с разницей мячей в семь. Перед игрой установку давал наш тренер Вячеслав Кириленко, а в перерыве в раздевалку пришел Акопян, который уже являлся консультантом. Левон Оганесович, не глядя на Кириленко, начал объяснять, что нам делать.

Он не кричал, не ругался, а каждой давал конкретные указания. Ко мне тоже подошел – соберись! И у меня словно прояснение наступило. Ага, надо сыграть. Словно другая команда вышла из раздевалки и как начали их бомбить!

– Счастье победы захлестнуло?

– Радовались, конечно, но… Многие спортсмены после триумфа на Олимпийских играх говорили, что потом наступает пустота. В нашем случае была не Олимпиада, но и не первенство еловой шишки, и произошло то же самое. Я почувствовала, что случившееся уже история и завтра нужно начинать заново. Поняла, что кайф – в движении к цели, а не в ее достижении. Победа, даже яркая, не билет в счастливое будущее. Наоборот, соперники будут к тебе относиться еще жестче.

Вместо «надо» должно быть «хочу»

– Эта жесткость и стала для вас роковой?

– Вовсе нет. В обычном игровом эпизоде пошла в прорезку и меня толкнули, врезалась во второго защитника. Что-то кольнуло в плече, руку поднимать стало больно. Меня смотрели много врачей, делали рентген, который ничего не показывал. Считали, что это ушиб. Делали заморозку, и я играла. Потом выяснилось, что у меня разрыв акромиально-ключичного сочленения. Месяц руку следовало держать в «косынке», не поднимать и все бы прошло. В итоге все потом срослось, хотя и были осложнения. А роковой стала травма колена в 2010-м. Через полтора года пришлось закончить.

– Считаете, не повезло?

– Нет, не считаю. Я поиграла в классной команде, пробыла какое-то время в топе, а многие девчонки полегли на дальних подступах к нему из-за травм. Так что я ни о чем не жалею. Мои упорство, стремление проявить свои возможности должны были найти применение. Ведь спорт – это выброс адреналина. Для людей с большим физическим потенциалом он необходим. Мы должны его реализовать. Хотя вспоминая, какие нагрузки перенесла, удивляюсь: как я это выдержала?!

– Не раз слышал от наших именитых спортсменов, что своего ребенка они в гандбол или водное поло не отдадут. А вот шведы, норвежцы и прочие западники рассуждают иначе. Почему?

– Им просто хочется реализовать свои способности. Я видела, как там тренируются. У них нет слова «надо», а есть осознанное «хочу». Когда человек делает что-либо не вынужденно, а потому что этого хочет, итог всегда лучше. Мы же все время делаем с гирями ответственности на ногах и руках. Ой подведу, ой накажут!

– В фитнес-зале в новой роли вам комфортно?

– Поначалу общение с незнакомыми людьми давалось непросто. Ведь прежде жизнь строилась иначе: все для команды. А тут нужно отдавать людям свои знания, умения, порой переступать через себя, выходить из зоны комфорта. Но каждый такой выход – это мое развитие. Мне нравится здесь. Еще раз убедилась, что спорт, движение – это и есть жизнь.

Досье «СПОРТ-ТАЙМ»

Дарья Макарова

• Родилась 17 июля 1987 года в Новокузнецке.

• Первые тренеры – Кира Анатольевна Федосеева и Тамара Рамизовна Черданцева.

• Мастер спорта международного класса.

• Чемпионка России – 2009-2012 в составе волгоградского «Динамо».

• Обладатель Кубка ЕГФ – 2008.

• Обладатель Кубка мира – 2006.

• Чемпионка Европы среди молодежных команд 2005 года.