Войти в почту

Шпаргалка для сторителлера: как создать идеального героя

Все мы так или иначе сталкиваемся с необходимостью создать и описать персонажа: когда рассказываем истории, когда готовим пересказ по литературе, когда сочиняем на ходу детскую сказку, играем в «Мафию». Тем более этот навык может пригодиться вам, если вы решите написать историю или целую книгу. Делимся с вами полезными советами, чтобы герои не были картонными.

Шпаргалка для сторителлера: как создать идеального героя
© Теории и Практики

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); } .disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; }

Как создаются персонажи

Профессиональные сторителлеры и нарративные дизайнеры отмечают несколько способов создать персонажа. Одни начинают от самой истории, когда в голове сначала рождается сюжет, например, об истории борьбы добра со злом где-нибудь в далекой-далекой галактике или в школе магии и колдовства. Можно создать героя, который будет максимально собран и готов к такой борьбе, это будет настоящий профессионал, у которого все на первый взгляд схвачено, но ему постоянно не везет, или его окружение против него. А может быть, герой будет полной противоположностью того, что от него ждут: неподготовленный, не знающий о своем предназначении или избегающий его.

А иногда с самого героя начинается история, когда автор улавливает основные черты своего будущего персонажа и придумывает, в какие обстоятельства его поместить. Например, возьмем угрюмого и нелюдимого бойца и поставим его нянчить ребенка или собаку и отправим их в путешествие.

Но если герой будет определяться базовым набором характеристик, таких как рост/вес/цвет волос, будет обладать одной контрольной фразой и одной суперспособностью и безусловно следовать по своей сюжетной линии, наблюдать за ним будет трудно. Хороший сюжет требует качественных персонажей, чтобы читатель, зритель или слушатель мог представить их как живых людей.

«Картонный персонаж — это герой, который действует как кукла или программа, он движется по сюжету из точки А в точку Б, потому что так хочет автор.

Тут очень трудно дать какой-то один рецепт, который будет работать для всех. Чаще всего я призываю писателей взять героев своих любимых книг и разобрать их по косточкам уже не как читатель, а как автор: что именно делает этих героев выпуклыми и яркими? Какие черты? Какие элементы в описании?

Для того чтобы ваш герой получился объемным, вы должны понимать, как он мыслит. Не нужно писать в лоб: „Она была умна“, — читатель должен сам разглядеть ее ум. Наверное, остановлюсь только на паре пунктов, по которым можно пробежаться, чтобы убедиться, что герой получился не плоским.

Мотивация Понимаете ли вы все поступки персонажа, почему он действует так или иначе? Какова финальная цель вашего персонажа в книге? Что ему мешает ее добиться? Иногда вижу, как главные герои кидаются в магический квест, просто потому что. Так не работает. Что заставляет персонажа отказаться от комфорта и изменить свою жизнь? Чего он хочет достичь?Прошлое У каждого человека есть прошлое (ух ты), которое влияет на его настоящее. Как события из прошлого вашего героя отразились на нем? Например, если герой в раннем возрасте потерял родителей и жил со злобными тетей и дядей — каким он вырастет? Может быть, озлобленным и недоверчивым, самостоятельным, одиночкой? Или, напротив, будет видеть родительские фигуры в каждом встречном? Как он будет говорить? Какие решения принимать?Речевые и внешние характеристики Самая раздражающая тенденция — когда персонажа описывают по цвету волос — лица — глаз. Выберите одну, самую выдающуюся, черту героя и пляшите от нее: огромные зубы, торчащие уши, залысины, большие красивые губы, ямочки на щеках… Эта черта отделит его от остальных.

Как я уже писала: внимательно следите за речью героя. Профессор не будет говорить как деревенский парнишка, а герцогиня — как цветочница», — рассказывает Анастасия Максимова (также известная под псевдонимом Уна Харт), автор дилогии «Троллий Пик» и романа «Когда запоют мертвецы», а также литературный агент.

Для написания героев существует масса опросников и анкет, которые автор может заполнять как бы от лица своих персонажей. Они могут достигать нескольких листов, и суммарное описание героев порой даже превышает само описание сюжета. Для многих, даже профессиональных, авторов этап создания героев становится одним из самых сложных: сначала они создают целый том с описанием героя, а затем теряются и не знают, как о нем рассказать так, чтобы и зритель/читатель воспринял его с таким же вниманием и любовью.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Несколько способов облегчить себе жизнь

Для того чтобы понять, как дела у вашего героя, не скучный ли он и вообще вписывается ли он в вашу историю, не обязательно писать миллионы страниц текста. Есть несколько способов, которыми пользуются писатели и сценаристы, когда проверяют жизнеспособность своих персонажей.

Пригласите ее/его на свидание

Представьте, что вы отправляетесь со своим героем на свидание. Было бы вам комфортно с ним/с ней сидеть в баре или в милом кафе с бельгийскими вафельками? Может, ваш герой/героиня испортила бы свидание своей неуклюжестью — или, наоборот, вам вдвоем было бы комфортно есть те самые уничтожающие романтику бургеры, которые выстреливают свое содержимое в соседа после первого укуса?

Интересный факт: создатели игры Devil May Cry 1 при разработке персонажа Данте подготовили много концепций персонажа, но отказались от них, решив, что главный герой должен описываться одной фразой — «Игроки должны захотеть выпить с ним в баре». Такое минимальное ТЗ позволило создать одного из самых узнаваемых мужских персонажей.

Дайте ему/ей работу

У главного героя уже два тома биографии, но вы до сих пор не знаете, как это многострадальное чудо с сотней суперспособностей поможет вашему сюжету? Предложите герою пойти на работу! Еще один из приемов, который вам поможет, — опишите задачу, которую герой решает в сюжете, как вакансию.

Например: «Разыскивается умная и начитанная девушка для проживания в загородном замке в течение года с целью разрушения проклятия. Опыт аналогичной работы не требуется, высшее образование не требуется. Любовь к животным обязательна (особенно к чудовищам крупных пород». Тут вы сразу поймете, как раскрыть героя через сюжет и где его путь к цели может оказаться достаточно тернистым, чтобы читателю стало интересно. Можете попробовать поэкспериментировать с форматом и написать похожее объявление для сайта знакомств, как будто герои ищут любовь там сами, а не по воле автора.

Задайте ему вопросы

В качестве костыля автор может использовать опросник «36 вопросов, чтобы влюбиться» — он помогает сформировать образ мышления героя по основным вопросам, которые могут тронуть читателя. Но есть и другие способы: например, найдите ответ на вопрос, что герой одновременно любит, ненавидит и боится.

Таких приемов много — для кого-то они становятся настоящей палочкой-выручалочкой, например если вы пишете сценарий для игры с несколькими вариантами развития событий или создаете персонажа для DND. Но слишком усердствовать тоже не стоит.

«Я ужасно не люблю краш-тесты в духе „своди персонажа на свидание“, то есть попытки впихнуть героя в чужой для него контекст. Персонажа лучше помещать в тот сеттинг, в котором он реально может оказаться, а не придумывать ему обстановку, в которой он никогда не окажется. Это прием, который хорош для фанфиков, но для реальной рукописи в его эффективность я не верю.

Чтобы испытать, насколько герой получился живым, можно прибегнуть к чисто техническим приемам. Например, оценить его речевые характеристики. Больное место многих авторов — диалоги. Когда все персонажи говорят одинаково. Чтобы проверить, есть у вас такая проблема или нет, есть одно простое упражнение. Напишите новый эпизод, скройте пояснения в духе „сказал А“ или „подумал Б“ и покажите вашему бета-ридеру: сможет ли он без комментариев понять, кто говорит?» — советует Анастасия Максимова.

Еще один способ сделать персонажа интереснее — это создать его с учетом интересов аудитории. В фильме «Рапунцель. Запутанная история» создатели персонажа Флинна Райдера для работы над героем провели опрос среди женской аудитории и создали внешность героя с учетом самых популярных предпочтений зрительниц. Но слишком увлекаться этим методом не стоит, а то ваш персонаж станет слишком идеальным и превратится в Марти или Мэри Сью — так называют клишированного героя. Например, Мэри Сью — это героиня, которую можно описать как «простая школьница Мария Луиза Альбертина Галадриэль Томпсон, поступившая в подмосковную школу после развода родителей, она очень неуклюжа, постоянно спотыкается, но может зубами поймать брошенный в нее нож, а в полете ее сиреневые волосы натурального цвета будут развеваться, как флаг на корабле, которым она управляла в прошлой жизни».

«Самая частая ошибка у начинающих авторов — когда они делают главную героиню Мэри Сью. Этакой идеальной особой: красивой, образованной, остроумной… Она обязательно наследница состояния или избранная, у нее есть скрытые магические таланты, и вообще неясно, почему она не побеждает врагов одной левой и всех не спасает. Я всегда думала, что Мэри Сью исчезла вслед за первыми фанфиками, но нет, живее всех живых!

Другая распространенная ошибка — когда авторы настолько любят своих героев, что оберегают их от всех возможных конфликтов и испытаний. Хорошая история — полная противоположность такого подхода, она про рост и развитие героя, про их слом и восстановление.

Очень важно помнить, что главный герой — это тот, кто рискует больше всех, у кого на кону стоит все. Никому не будет интересна история о том, как миллиардер может потерять миллион: всем без разницы. А вот история о том, как миллиардер может стать бездомным и лишиться семьи — уже совсем другое дело. Заставляйте ваших персонажей страдать», — рассказывает Анастасия Максимова.

Поэтому, если вы хотите написать идеального героя, сделайте его не слишком идеальным. Пусть у него будут не самые правильные убеждения или зубодробительное упрямство — важно, чтобы с этими чертами герой мог развиваться в течение сюжета.