Павел ЗАБУСЛАЕВ: Чем больше у волейболисток титулов, тем легче их тренировать
ВОЛЕЙБОЛ. Суперлига в лицах
Петербуржец Павел Забуслаев - фигура в волейболе уникальная. В игровые годы выступал за питерский «Автомобилист» и областное «Динамо», совмещал пляжный волейбол с классическим, на «песке» выигрывал чемпионат Европы среди юниоров, а в чемпионате Казахстана побеждал в обеих номинациях!А тренерская карьера Забуслаева пока развивается исключительно в женском волейболе и вдали от родного города. В низших дивизионах он возглавлял команды из Череповца и Новосибирской области, в Суперлиге долго был помощником главного тренера в краснодарском «Динамо». И вот уже год там - главный тренер. Со своим «Динамо» Забуслаев был в завершившемся сезоне близок к сенсации - в четвертьфинале кубанские динамовки навязали упорную борьбу казанскому «Динамо Ак-Барс».
Платонов перед каждой тренировкой рассказывал анекдоты
- На заре игровой карьеры вы играли в «Автомобилисте» под руководством Вячеслава Платонова. Он как-то повлиял на формирование вашей тренерской философии?- Я тогда был молодой, и почти ничего в этом не понимал (смеется). Помню, что Платонов перед каждой тренировкой анекдоты рассказывал. Во многих командах мне общения с тренерами не хватало - они очень мало разговаривали с игроками индивидуально, не интересовались их внутренним миром, не спрашивали о настроении, мыслях, сомнениях. Насколько я в этот день вообще готов играть. Всё то же самое касается и «Автомобилиста». - Это общая тенденция для российских тренеров?- По моим наблюдениям - да. Я редко встречал таких, кто был настроен на постоянный диалог с игроком. - Нашли ответ - почему так?- На мой взгляд, в нашем волейболе тренерам не хватает стремления изучить психологию игроков - выяснить индивидуальные особенности каждого из них, понять, в каком состоянии они подходят к матчу, что чувствуют на разных отрезках матча и почему ошибки допускают. Входил в тренерскую профессию я уже с пониманием этого. И, став главным, убедился, что в коммуникативных навыках нужно становиться лучше, лучше и лучше. Это повысит эффективность работы, позволит быстрее исправлять ошибки. Но пока я как главный тренер только формируюсь. - Игровую карьеру вы закончили десять лет назад, но в родном Петербурге с тех пор так и не работали.- Старт моей тренерской карьеры начался с приглашением моего друга Александра Перепелкина (сейчас - главный тренер красноярского «Енисея) стать его помощником в череповецкой «Северстали». С Сашей мы знакомы уже почти 30 лет, с тех пор как вместе в спортивном лагере городской волейбольной школы оказались. Тот этап в Череповце дал мне огромный импульс. Я тогда, вообще без опыта, стал помощником Перепелкина в Суперлиге! Без этого предложения друга моя тренерская карьера могла и не начаться. Может быть, до сих пор играл бы или чем-то другим занимался.
С чемпионками мира намного проще
- Насколько ожидаемым стало для вас год назад назначение главным тренером краснодарского «Динамо»?- Не назову предложение возглавить «Динамо» ожидаемым. Я был старшим тренером и не особо стремился становиться главным. - Удивительно. А как же амбиции?- Когда поступило предложение, понял, что отказаться от возможности попробовать себя будет глупо. Да, главным тренером я уже был - но на другом уровне, в Высшей лиге. А смогу ли успешно руководить людьми в Суперлиге? Увидеть это было очень интересно. И даже после сезона в качестве главного тренера продолжаю адаптироваться к этой роли и пытаюсь понять, подходит ли она мне.- В чем отличия команды Суперлиги от низших - кроме уровня мастерства и ответственности?- Находить индивидуальный подход и общий язык с игроками. Когда я работал в «Северстали», с этим было намного проще. Там играли девочки еще школьного возраста, более покладистые к требованиям и словам тренера, не столь притязательные в амбициях, чем волейболистки с опытом. Но на примере нашей команды я убедился, что в общении с опытными игроками есть интересная закономерность. - В чем она?- Чем выше уровень и больше достижений, тем легче игрок в общении. У нас таких в Краснодаре в этом сезоне было много - Юлия Подскальная, Мария Перепелкина, Вера Ветрова, Марина Бабешина. Чемпионки мира! С ними было намного проще. Уровень их профессионализма максимально высок, их требовательность к себе намного облегчает работу тренера. - В чем этот профессионализм проявляется?- Хотя бы в их отношении к тренировкам. Чемпионки мира тренировались в нашей команде лучше всех, даже лучше молодых. Они себе могли позволить не побежать за мячом, а 35-летняя Ветрова всегда носилась по залу! Поэтому к опытным игрокам доверия больше. И это, конечно, тоже учитываешь при выборе состава. Если я вижу, как волейболистка относится к делу, как она тренируется, как выкладывается в каждом эпизоде, конечно, она будет играть.
На игрока можно «поддавливать», но важно оставаться позитивным
- Неужели у таких игроков никаких серьезных вопросов не возникает?- Иногда возникают. Например, если я сказал пасовать в одну сторону, а до этого в такой же ситуации говорил пасовать в другую. Наши мнения иногда могут разойтись. Мы можем обменяться мнениями, можем прийти к единому пониманию или нет. Хотя последнее слово будет за мной. Надеюсь. Ведь исполняет все равно игрок.- Часто ли на площадке нарушается тренерская установка?- Часто. И опытными игроками, и молодыми. Но природа этих нарушений бывает разная. Если молодежь может просто забыть установку или неправильно оценить ситуацию, то зрелый мастер может ситуацию увидеть совсем по-другому. И принять другое решение. Еще одна причина вольностей - боязнь ошибиться в решающем эпизоде. - Кто в таких ситуациях все-таки рискует? - Как раз элитные игроки. Они тем и отличаются, что в любой ситуации могут все исполнить правильно. Тоже, конечно, могут ошибиться. Но гораздо реже. Вот в концовке четвертьфинального матча с казанским «Динамо» мы на подаче ошиблись.- Что для управления командой оказалось самым сложным в волейбольном смысле?- Умение правильно оценивать ситуацию и оставаться позитивным во время игры. От этого зависит и качество управлением игрой, и эффективность команды. Я много раз видел несоответствие между своим взглядом со скамейки и видеопросмотром. Во время матча мне казалось одно, а когда пересматривал дома, в спокойной обстановке, оказывалось, что картина игры была намного шире. Некоторые важные детали я со скамейки упустил. Научиться полностью «сканировать» происходящее на площадке - то, чему мне предстоит научиться. От этого эффективность замен и тактических изменений зависит напрямую. - Оставаться позитивным - это как?- Очень важно предотвратить выход отрицательных эмоций. Когда проигрываешь, ты злишься на игроков, и даже если не показываешь открыто, они это считывают подсознательно. И могут в ответ «закрыться» или отреагировать негативно. Да, ты можешь быть строгим, должен быть требовательным, может, даже поддавливать психологически, но не «задушить» игрока. Очень важно сохранять позитивным общий фон. Тренер должен излучать уверенность в успехе. Василий СИБИРЯКОВ.
Сергей ВЕДЕНЕЕВ: Во всех эпизодах с пропущенными мячами защитникам «Зенита» не хватило быстроты
Колыбельная на двоих. Чем больше играют Дин Лижэнь и Доммараджу Гукеш, тем обиднее становится за Яна Непомнящего
Роман Ротенберг вспомнил Тарасова, рассказал о сложностях дальневосточного турне и его последствиях