Войти в почту

Трусова выиграла этап Кубка России в Казани даже с двумя падениями

Александра Трусова стала победительницей четвёртого этапа Кубка России по фигурному катанию в одиночном женском разряде. В произвольной программе она опередила действующую чемпионку континента Алёну Косторную более чем на 22 балла, несмотря на два падения с четверых прыжков. Подопечная Евгения Плющенко превзошла сразу два мировых достижения, однако они не будет засчитаны, так как ISU не учитывает результаты на национальных турнирах.

Трусова выиграла этап Кубка России в Казани даже с двумя падениями
© RT на русском

На произвольную программу Александра Трусова заявила четыре четверных прыжка, и это означало, что при удачном их исполнении соревноваться фигуристка собирается в собственной лиге без оглядки на соперниц. Примерно так было и год назад, когда дебютантка каталась в тренерской группе Этери Тутберидзе.

В первой половине сезона фигуристка вполне успешно демонстрировала произвольную программу с двумя четверными тулупами, лутцем и сальховом на этапах Гран-при в Канаде и России. Несмотря на то, что открывавший программу сальхов на тех этапах дважды у неё не получился, Трусова выиграла оба турнира, опередив Рику Кихиру и Евгению Медведеву соответственно.

Насколько сильно эта девочка хочет быть первой, показал первый взрослый финал Гран-при, в котором Трусова решилась даже на то, чтобы поставить в короткую программу сырой и недокрученный тройной аксель. Однако авантюра не увенчалась успехом: в короткой программе Трусова осталась пятой, уступив лидеру Алёне Косторной 14 баллов, а в произвольной упала с последнего четверного (в программе их снова было четыре).

Ну а месяцем позже спортивная форма спортсменки, судя по её катанию, пошла на убыль: на чемпионате Европы Александра не справилась уже с двумя четверными, в обоих случаях упав на приземлениях. О том, чтобы снова попробовать в короткой программе тройной аксель, речи уже не велось.

За лето в жизни Саши поменялось многое и прежде всего — она сама. Фигуристка выросла, повзрослела, изменила стиль и вступила в сезон без каких бы то ни было скидок на пандемию.

Если бы Трусова решилась в Казани на очередную авантюру, вставив в произвольную программу четверной риттбергер, это бы целиком и полностью соответствовало её характеру. Точнее — характеру прежней Саши. Достаточно показательной, кстати, стала история с четверным лутцем, который спортсменка освоила и зафиксировала за собой в книге рекордов Гиннеса ещё когда была юниоркой. За тем лутцем Трусова и Анна Щербакова гонялись в ходе юниорского Гран-при, как охотники за подраненным фазаном: девушки раз за разом упускали добычу, но всем, кто наблюдал за этой гонкой со стороны, было понятно, что трофей уже никуда не денется.

Специалисты, близкие к тренерскому штабу «Хрустального», сплетничали, что тренер обеих спортсменок очень хотела, чтобы в книгу Гинесса, как первая исполнительница ультрасложного прыжка, попала Анна, ведь Саша уже дважды становилась автором исторических достижений.

Это было похоже на правду: на первом этапе Гран-при в Братиславе Щербакова исполняла в произвольной только тройные прыжки. А вот лутц появился в её программе только после того, как Трусова предприняла неудачную попытку исполнения этого элемента на этапе в Каунасе.

Первый блин вышел у Ани комом: на этапе в канадском Ричмонде она упала, соответственно выполнение революционного для женщин элемента ей не засчитали. А в самом конце юниорской серии в Ереване Саша добилась своего: полностью докрутила обороты и устояла на выезде.

Торопиться презентовать миру четверной риттбергер в Казани не было никакого смысла: вряд ли другая девушка в мире рискнёт пробовать этот элемент в ближайшее время, а это значит, намерениям Трусовой записать себя первой исполнительницей этого прыжка ничто не помешает. Но без сюрприза не обошлось: в программе Саши снова появился четверной сальхов, причём чистейший. Казанский турнир, собственно, показал, как много Трусова успела наработать за ту часть сезона, которую многие спортсмены склонны считать выброшенной из жизни: прыжки стали мощнее, выше, пролётнее, с чётко прослеживающимися линиями на выездах и всё это — без видимых усилий.

Впрочем, словесные комплименты здесь ни к чему — достаточно взглянуть на оценки. За сальхов (при базовой стоимости прыжка 9,70) Саша получила 13,39 балла. За четверной лутц (11,50) — 15,87. С третьего четверного Трусова упала на приземлении, исправно докрутив обороты, а за каскад с четверным тулупом-ойлером и сальховом (база 15,73), исполненный во второй половине программы, набрала 18,77.

Фигуристка не избежала ещё одного падения в каскаде лутц-риттбергер, но даже при этом нельзя было сказать, что какой-то из прыжковых элементов программы выглядел неоправданным риском. Скорее, публике был продемонстрирован абсолютно рабочий прокат. Своего рода открытая тренировка самой удивительной фигуристки мира.

О каком бы то ни было соперничестве речь в этот вечер вообще не шла, хотя после короткой программы и казалось, что борьба за медали пойдёт на равных между Трусовой, Косторной и Хромых. 22 с лишним балла преимущества Трусовой над Косторной не стоит воспринимать буквально (не нужно забывать, что к результату победительницы были приплюсованы шесть бонусных баллов), но даже если вычесть надбавки, победа Саши над Алёной, у которой раньше Трусова не выигрывала ни разу, выглядит более чем убедительно.

Комментируя прокат сильнейшей фигуристки Европы, олимпийский чемпион Алексей Ягудин так подробно и долго говорил о проблеме раскатывания новых ботинок, с которой та столкнулась незадолго до своего дебюта в соревнованиях, что становилось понятно: таким выступлением не гордятся. Ему ищут оправдания.

По сравнению с собой образца прошлого сезона Алёна заметно повзрослела, стала выглядеть на льду тяжеловато, в связи с чем перестала справляться с привычной для себя сложностью. Отказалась от тройного акселя, сдвоила второй прыжок в лутцевом каскаде, хотя эта связка стояла почти в самом начале программы, получила второй уровень сложности за дорожку шагов. Словом, спортсменка забалансировала на грани той самой западни, в которую ежегодно попадает не один десяток талантливых фигуристок независимо от того, как много титулов они завоевали в своей прежней «детской» жизни.

Повторять уже набившую оскомину мантру о том, что Косторную отличает лучшее в мире скольжение, здесь бессмысленно хотя бы потому, что в памяти свеж не столь давний пример Медведевой: скорость, с которой Женя начала терять после Игр в Пхёнчхане уровень второй оценки, говорит сам за себя.

Вторую оценку невозможно долго удерживать, если она не подкреплена первой — это аксиома. Иначе говоря, если Косторная сумеет вернуть прошлогоднюю сложность, включив один тройной аксель в короткую программу и два — в произвольную, и не пожертвует при этом другими элементами, она останется конкурентоспособной. Никакого другого варианта здесь нет.