Войти в почту

Как ученицы Тутберидзе и другие фигуристы занимаются танцами — интервью с Алексеем Железняковым, Рамилем Мехдиевым

Почему без хореографии хорошим фигуристом не стать? И как превратиться в артиста на льду? Рассказываем в спецпроекте «Песнь льда».

Как ученицы Тутберидзе и другие фигуристы занимаются танцами — интервью с Алексеем Железняковым, Рамилем Мехдиевым
© Чемпионат.com

«Загадка формулы спорт плюс искусство останется вечной, потому что никогда не прекратится творческий поиск, поиск, дарующий новые открытия» — это цитата из советского документального фильма «Загадка формулы: спорт плюс искусство». В самом его названии заложен вечный спор о статусе фигурного катания, ведь, кроме спортивной стороны, у него есть и другая — та, в которой творится настоящее искусство. Которая затрагивает человеческие души и дарит ни с чем не сравнимые эмоции. Это больше, чем спорт.

«Песнь льда» — спецпроект «Чемпионата», в котором мы рассказываем, что же делает фигурное катание искусством. И разбираемся с экспертами, как это искусство создаётся. Второй выпуск — о хореографии.

Кто делает из спортсменов артистов и почему без хореографии хорошим фигуристом не стать

«Я должен сделать так, чтобы фигуристы были выразительными»

Фигурное катание не зря называют балетом на льду, ведь то, что создают фигуристы — настоящее искусство. Но прежде чем им удаётся дорасти до того уровня, когда они могут просто творить, а не показывать механический набор движений, они проходят сквозь годы тренировок не только на льду и в спортзале, но и в танцевальном классе. Чтобы добиться универсальности и осознанности в движениях, они с детства изучают самые разнообразные виды хореографии. А помогают им в этом настоящие профессионалы своего дела.

Например, в группе Тутберидзе за хореографическую подготовку фигуристов отвечает профессиональный танцор и артист балета Алексей Железняков. Он попал в фигурное катание совершенно случайно. Во время гастролей на Камчатку он встретился со звукорежиссёром Димы Билана Павлом Воротниковым, и тот предложил ему поработать с Этери Тутберидзе (она в тот момент как раз искала к себе в группу универсального педагога по танцам). Алексей созвонился с Этери Георгиевной, пришёл на просмотр и с тех пор прочно закрепился в «Хрустальном». Также Железняков сотрудничает с группой парного катания Артура Дмитриева.

Никогда не думал о том, что окажется в фигурном катании, Рамиль Мехдиев — артист балета, солист Ансамбля народного танца имени Моисеева. Он три года подряд участвовал в сборах фигуристов в Эстонии как хореограф, хорошо зарекомендовал себя перед специалистами, а затем стал сотрудничать с группами Светланы Соколовской и Нины Мозер. С недавнего времени Рамиль работает ещё и со школой Ильи Авербуха и Елены Масленниковой.

Танцевальная подготовка невероятно важна для фигуристов, а потому она занимает у них значительное количество времени. Но что именно спортсмены делают на уроках хореографии и как из них лепят артистов на льду? Спойлер: далеко не только с помощью танцев. Специально для читателей «Чемпионата» мы разобрали все волнующие вопросы, касающиеся хореографии в фигурном катании, вместе с Железняковым и Мехдиевым, а также с танцорами Мариной и Артемием Каташинскими.

«Спортсмены, которые уделяют время занятиям хореографии, имеют больше шансов на победу»

Хореография — неотъемлемая часть подготовки фигуристов. Без неё они не способны показать на льду осмысленный образ и безупречные движения. Трёхкратные чемпионы мира по спортивным танцам Марина и Артемий Каташинские и вовсе считают, что, не занимаясь хореографией, хорошим фигуристом стать невозможно.

Марина и Артемий считают, что заниматься танцами фигуристы должны два-три раза в неделю. С ними согласен и Рамиль Мехдиев.

А вот Алексей Железняков уверен, что уроков танцев у фигуристов должно быть гораздо больше. Специалист считает, что минимум четыре раза в неделю у спортсменов должна быть классическая хореография и минимум три раза — современная.

«Летающие табуретки» на льду — это некрасиво, неинтересно»

К сожалению, далеко не все спортсмены уделяют хореографии достаточное внимание. Кто-то ошибочно полагает, что фигурное катание — это лишь спорт, и сосредотачивается на силовой подготовке и выполнении прыжков. Но не стоит забывать, что в нём есть компоненты, оценивающие искусство, которое фигурист создаёт на льду. Смотреть исключительно на технические элементы не интересно ни судьям, ни тем более зрителям. Они должны быть обрамлены пластичными и осмысленными движениями.

Ещё три года назад Железняков отмечал, что во многих школах хореография напоминает художественную самодеятельность. Специалист сетовал, что многие тренеры недооценивают значимость хореографии, предпочитая загружать своих учеников ОФП. Но, по его мнению, в последние годы в этой ситуации произошёл надлом. Наставники наконец поняли, насколько значимы занятия хореографией, и начали привлекать к работе специалистов.

Рамиль Мехдиев не сталкивался с безразличием к хореографии ни со стороны фигуристов, ни со стороны тренеров. Безупречные элементы это, конечно, хорошо, но красивое катание никто не отменял.

Почему фигуристам нельзя злоупотреблять ОФП и зачем им история искусств

«Атлетические перекачки, которыми грешат многие тренеры, пагубно влияют на фигуристов»

Но есть в работе с фигуристами и другая грань. Несмотря на то что на льду они выполняют сложнейшие элементы, им ни в коем случае нельзя перекачиваться. Здесь особенно важно найти баланс между ОФП и хореографией. Избыточные занятия физкультурой могут пагубно сказаться на подготовке фигуристов, но нагрузки всё равно нужны, и их можно восполнить с помощью хореографии.

Здесь особенно важна грамотная работа тренера, который обязательно должен применять индивидуальный подход к каждому ученику. Специалист должен хорошо разбираться в физиологии, чтобы понимать, в каком объёме давать фигуристу ОФП. Если у спортсмена от природы атлетичное тело, его ни в коем случае нельзя перекачивать, иначе в будущем у него могут возникнуть проблемы с хореографией. В подобной ситуации, например, оказалась Александра Трусова.

При этом прыжки можно нарабатывать не только с помощью ОФП, но и с помощью хореографии, утверждает Железняков.

«Есть два понятия: умный и не очень умный артист. Это всё заложено в глазах»

На уроках танцев фигуристы оттачивают не только хореографию, но и артистизм, и актёрское мастерство. Рамиль Мехдиев, помимо прочего, даёт своим ученикам поэзию и историю искусств. По его словам, это помогает фигуристам стать более осознанными.

Также с некоторыми фигуристами Рамиль практикует нестандартные методы подготовки. Например, с Александром Самариным он бил тарелки и делал упражнения на доверие. Всё для того, чтобы раскрепостить спортсмена.

Важный момент в работе Рамиля — то, что он не готовится ни к одному уроку. Он смотрит на состояние учеников и исходя из этого принимает решение, какую информацию им давать.

Какие виды хореографии осваивают фигуристы и что за танцевальные стили им могут навредить

«Классический танец — это как в армии муштра. Его очень не любят фигуристы»

Но в основе уроков хореографии лежит классический танец. Именно он формирует красивые линии, чувство позы и эстетику движений.

Помимо классического танца, фигуристы осваивают разнообразные направления современного танца. Это помогает им стать более универсальными, позволяет экспериментировать в программах.

Марина и Артемий Каташинские утверждают, что для фигуристов полезны любые виды танцев. Чем большими стилями владеет спортсмен, тем более он свободен на льду.

Будучи педагогом классической хореографии, Мехдиев понимает, что спортсменам крайне важно осваивать и современные танцевальные стилистики. Более того, Рамиль посещает мастер-классы по современной хореографии вместе со своими учениками.

«Русский народный танец физически очень тяжёлый, он приводит к нехорошим последствиям»

При этом нельзя сказать, что все танцевальные направления подходят фигуристам. Есть стилистики, к которым им лучше не прикасаться, если они хотят сохранить здоровье.

А вот Мехдиев считает, что не все-то танцевальные направления и нужны фигуристам. Есть специфические виды хореографии, в которых, например, по-особенному работают стопы и пальцы ног. Тот же балет в чистом виде, в общем-то, и не нужен фигуристам, ведь они выступают на коньках, а не в пуантах.

Универсальность и осознанность: что дают фигуристам занятия танцами

«Зрителям и судьям хочется видеть прыгающего танцовщика на льду»

Тем не менее фигуристам просто необходимо осваивать разные танцевальные направления, ведь только так они смогут добиться универсальности. Современные судьи и зрители очень привередливые. Им не интересно из года в год смотреть на одни и те же образы – необходимо удивлять. Но пойти на эксперименты может позволить себе только тот фигурист, который обладает большим и разнообразным опытом в танцах.

В ответ на вопрос о примерах универсальных фигуристов Железняков затруднился ответить. По его словам, спортсменов, которые могут показать на льду всё что угодно, сейчас очень-очень много – так, что кого-то и не выделишь. Причём не только в нашей стране.

«Невозможно выйти, улыбнуться и эмоционально откатать. Гениев ещё не было никогда»

Помимо универсальности, фигурист должен обладать осознанностью. Спортсмен должен понимать, что и зачем он делает на льду. Всё это нарабатывается, в том числе на уроках хореографии и актёрского мастерства. По щелчку пальца выдать ту или иную эмоцию невозможно – всё должно быть отработано, уверяет Мехдиев.

Один из самых ярких примеров осознанного фигуриста – Марк Кондратюк, он как раз работает с Мехдиевым. Подопечный Светланы Соколовской показывает осмысленное катание и вкладывает все свои эмоции в постановку. Его энергетику зритель чувствует даже через экран. Рамиль объяснил, в чём феномен Марка. По его словам, всё дело в творческой натуре и открытости.

«40% искусства вложить в фигурное катание возможно и нужно»

И Железнякова, и Мехдиева привлекает в фигурном катании то, насколько оно тесно связано с искусством. Однако ни Алексей, ни Рамиль не могут назвать этот вид спорта искусством в чистом виде. Там, где есть оценки и судьи, не может быть стопроцентного искусства, считают специалисты. Однако благодаря сочетанию образа, хореографии и музыки привнести в фигурное катание огромную долю искусства очень даже возможно.

Чемпионат.com: главные новости