Из-за предателей Россия может оказаться в изоляции. Супруги Степановы, сами принимавшие допинг, скрываются в США

До слушаний в спортивном арбитражном суде (CAS) осталось две недели. Там решится судьба всего нашего спорта. Итог может быть предсказуемым — Россию уничтожат. За махинации с допингом, начавшиеся в 2014 году, мы можем остаться без флага и гимна на ближайшие четыре года. И началось, если забыли, все не с Олимпиады в Сочи, а с фильма немецкого журналиста Хайо Зеппельта. Главными разоблачителями выступили Юлия и Виталий Степановы. Супруги рассказали обо всем, что тогда происходило в российском спорте. Правда, есть шанс на выживание в этой ситуации, но сейчас не об этом.

Степанова выступала в беге на средние дистанции. Лучшим ее результатом была бронза на Евро-2011 в помещении. На чемпионате мира в том же году она стала восьмой. Ничего внятного Юлия больше показать не смогла, потому что через два года ее забанили на основании «отклонений показаний крови в биологическом паспорте спортсменки». Все результаты с того самого удачного 2011-го были аннулированы, а заработанные призовые, полученные на коммерческих стартах, нужно было вернуть.

Зеппельту Степанова рассказала, что в 2011–2012 годах выступала на соревнованиях, используя допинг. Об этом знал ее тренер Владимир Мохнев и специалист по антидопинговой работе Сергей Португалов. Доказательством послужила переписка, где ее якобы обучали правильно принимать допинг. Также убедительным было и видео, снятое на скрытую камеру, членов сборной России по легкой атлетике, которые говорили о «запрещенке».

«Тебя охраняли со всех сторон»: Родченков обрушился

Муж Степановой Виталий работал в Российском антидопинговом агентстве (РУСАДА). С Юлией (тогда еще Русановой) он познакомился в 2009-м на чемпионате страны в Чебоксарах. Позже она рассказала ему, что принимала допинг, а он — то, что знает о злоупотреблениях в российском спорте. Однако рассказывать пара ничего не стала. Их якобы убедили, что это нормальная практика во всем мире. Правда, Степанов еще в 2010 году начал строчить письма Всемирному антидопинговому агентству (WADA), но серьезно их никто не воспринял.

Когда Юлию дисквалифицировали, все от нее отвернулись. Тогда она и решила (от обиды, наверное) всех разоблачить. Фильм телеканала ARD подтолкнул WADA к расследованию, которое вылилось в то, что мы сейчас имеем. Супруги же в 2015 году уехали из России, получив политическое убежище в США и став информаторами антидопингового агентства. Спустя шесть лет Степановы так и не зажили стабильно.

«Мы читаем лекции и участвуем в антидопинговых конференциях в США. Но нам платят за них редко. Поэтому я ищу постоянную работу. Желательно в спорте и антидопинге. Это трудно, когда вы соискатели убежища. Надеюсь, будет легче, когда мы все же получим постоянный вид на жительство в США. А пока нужно набраться терпения и принимать всю возможную помощь от многочисленных новых американских друзей», — рассказал Степанов DR.

Юлия же до сих пор продолжает бегать, но уже без мечты об Олимпийских играх. Она хотела выступить в Рио-2016, куда сборная России поехала не в полном составе, но Международный олимпийский комитет (МОК) не стал рисковать репутацией. Хотя WADA обращалось к легкоатлетической федерации (World Athletics) и МОК с просьбой о выдаче Степановой специального разрешения.

— Мне уже 34 года, и я получаю травмы чаще, чем раньше. Кроме того, после рождения Роберта стало меньше времени на тренировки. Поэтому мне сложно выйти на тот уровень, который позволяет квалифицироваться на Олимпиаду.

В США супруги живут, скрывая свое местонахождение, потому что боятся мести. Они меняли дома шесть раз. Информаторы стараются не общаться с людьми, чтобы те их не узнали. Разговаривают лишь с журналистами и то редко.

Британец Дэвид Уолш в этом году выпустил книгу «Русское дело: правдивая история пары, которая раскрыла величайший спортивный скандал». Она не рассказывает о чем-то новом и шокирующем. Уолш попытался написать о том, что думали, чувствовали и как жили Степановы, когда решились на разоблачение допинговой системы в России.

Степанова смогла прочитать только первые сто страниц, потому что вспоминать их с мужем жизненный путь для нее слишком сложно. Правда, о сделанном они не жалеют. Возвращаться в Россию супруги не собираются. Жить там для них слишком страшно.

«Страшно было слышать, что недавно отравили Алексея Навального. Жутко, что они делают с людьми, которые пытаются изменить ситуацию в России. Их попросту травят. Политическая ситуация в России все хуже», — говорит Степанова.

От слушаний в CAS Юлия и Виталий ничего не ждут. Они уверены, что санкции снимать с российского спорта никто не будет. Чиновников, по их мнению, давно пора наказать: «Их волнует собственное благосостояние и чтобы страна выглядела сверхдержавой. Они разрушают олимпийское движение, и их надо исключать из спорта на всю жизнь уже после первого проступка».

Сейчас же информаторы WADA радуются улучшению антидопинговой системы в мире и надеются, что скоро разоблачители не понадобятся. Если спортивная система в каждой стране начнет работать правильно, рассказывать о допинге будет нечего. Пока это кажется не больше, чем нереальной мечтой. Допинговых залетов хватает и без помощи информаторов. Спортсмены охотно балуются «запрещенкой» самостоятельно.