Выше головы. Советский легкоатлет положил конец господству американцев в прыжках в высоту. Почему он покончил с собой?

Советский прыгун в высоту Юрий Степанов пришел в профессиональный спорт позже сверстников, но за короткий срок сумел вписать свое имя в историю мировой легкой атлетики. Он стал первым европейцем, установившим рекорд в прыжках в высоту, и прервал почти полувековую гегемонию сборной США в этом виде спорта. Победы Степанова даже связывали с «волшебными туфлями». Почему, будучи звездой мирового спорта, легкоатлет покончил с собой — разбиралась «Лента.ру».

Выше головы. Советский легкоатлет положил конец господству американцев в прыжках в высоту. Почему он покончил с собой?
© Lenta.ru

17-летний уроженец Ленинграда Юрий Степанов учился в электромеханическом техникуме, но все время проводил в секции легкой атлетики. Долговязого юношу называли уникумом: он побеждал однокурсников и на спринтерских дистанциях, и в прыжках в длину, и в высоту. На студенческих соревнованиях Степанова заметил 20-летний тренер Павел Гойхман и пригласил его в свою группу.

Никто не верил в успех Юрия, считая, что тот пришел в профессиональный спорт слишком поздно и никогда не догонит годами занимающихся сверстников. Однако Гойхман был убежден: каждый способен прыгнуть выше головы. Тренер сделал эту фразу девизом своей группы.

Уже через пару месяцев Юра показывал результаты не хуже, чем более опытные товарищи по группе. Гойхману не приходилось заставлять новичка тренироваться, Степанов сам был готов до ночи проводить время в зале. Спустя полгода спортсмен выиграл чемпионат СССР по прыжкам в высоту среди учащихся техникумов, преодолев планку на высоте 185 сантиметров и улучшив рекорд, с которым он пришел в группу, на 45 сантиметров. В следующем сезоне Юрий прибавил еще пять сантиметров на чемпионате РСФСР.

Гойхман и Степанов нацелились взять двухметровую высоту. Официально ни одному советскому спортсмену не удавалось достичь этого результата. В 1937-м это сделал Николай Ковтун, однако позже его обвинили в шпионаже в пользу Японии, репрессировали и лишили титулов, так что рекорд канул в Лету.

13 июня 1955 года Степанов отправился на всесоюзные армейские соревнования в Москву, рассчитывая войти в историю. Однако высоту в два метра с первой попытки взял другой легкоатлет — киевлянин Владимир Ситкин. Гойхман и Степанов упустили возможность стать первыми на высоте два метра, но не шанс установить рекорд страны. Юрий заявил высоту в 202 сантиметра и взял ее. Рекорд Ситкина был побит, не продержавшись и десяти минут.

Став лучшим советским прыгуном в высоту, Степанов начал готовиться к Олимпийским играм в Мельбурне. Спортсмен мог принять участие сразу в двух дисциплинах: в олимпийском сезоне он выиграл чемпионат СССР в прыжках и в высоту, и в длину. В итоге Юрий не выступил нигде: тренируя шпагат, он порвал мышцу задней поверхности бедра и остался без австралийских соревнований.

Унывал Степанов недолго и после восстановления победил на Универсиаде и Международных играх молодежи. Вместе с тренером они поставили себе новую цель — установить мировой рекорд. На тот момент рекорд СССР, поставленный Юрием в 1955-м, был побит и составлял 210 сантиметров. Спортсмен надеялся улучшить его сразу на шесть сантиметров.

Летом 1957 года в Ленинграде на стадионе «Динамо» проходили легкоатлетические соревнования Ленинград — Хельсинки. Главным соперником Степанова стал финн Эйно Симелиус. Они сражались на равных и дошли до отметки в 211 сантиметров, что на один сантиметр превышало всесоюзный рекорд. Высота была взята, но на этом Юрий не остановился и заявил 216 сантиметров. Покорилась советскому спортсмену и эта планка. Степанов стал мировым рекордсменом, улучшив на сантиметр результат американца Чарльза Дюмаса.

На протяжении 44 лет, с самого момента основания Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IIHF), ни один прыгун в высоту не мог обыграть сборную США. Все это время мировые рекорды принадлежали только американцам. Теоретики легкой атлетики из США были убеждены, что анатомическое строение русских атлетов не позволит им добиваться успехов в прыжках в высоту, считая, что им лучше удается метать молот и ядро.

Степанову удалось победить благодаря перекидному стилю прыжка. Американцы более 15 лет пользовались этим методом, пока советские атлеты продолжали прыгать перекатом. При обоих методах спортсмен разбегается под острым углом и отталкивается ближней к планке ногой, но при перекате он приземляется на толчковую ногу, а в перекидном стиле — на маховую. Больший поворот туловища и переход планки животом вниз давал преимущество почти в полметра. Юрий вместе с тренером одними из первых в СССР поняли это.

Пока Степанов и Гойхман радовались победе, вокруг экипировки советского спортсмена разгорелся скандал. Финский фотограф разместил в газете фотографии, на которых была заметна слишком толстая подошва на левой, толчковой ноге Юрия. Фотографии разлетелись по иностранным СМИ. Победу легкоатлета начали объяснять «туфлей-катапультой», «секретной подметкой» и «волшебной обувью от КГБ».

Сам Гойхман рассказывал, что прыжковую обувь с 11-миллиметровой подошвой придумал и разработал он сам. По его словам, в детстве Степанов перенес полиомиелит, и одна его нога на один сантиметр была короче другой, что добавляло трудностей при прыжке. «Первоначальная идея туфли с необычной подошвой была в том, чтобы Юрий мог полноценно использовать отталкивание и при этом уберечь от травмы “ахилл”. Не более того. И лишь потом мы увидели, что это трамплин», — рассказывал тренер.

Объяснения Гойхмана не помогли. Началась травля Степанова, к которой присоединились иностранные соперники и даже судьи. Перед выступлениями экипировка спортсмена подвергалась тщательной проверке, однажды Юрия остановили прямо перед разбегом, желая измерить толщину подошвы. Международная ассоциация не регистрировала мировой рекорд, хотя запрета на использование подобной обуви не было.

Разрешилась ситуация через год на легкоатлетических соревнованиях между сборными СССР и США в «Лужниках». На этот раз Степанову, соревнующемуся уже без особой обуви, противостоял бывший рекордсмен мира Дюмас. В очном противостоянии советский спортсмен оказался сильнее, и его рекорд был наконец официально зафиксирован. После соревнований Юрий подарил сопернику те самые «волшебные туфли», а IIHF установила запрет на использование обуви с подошвой более 12 миллиметров.

Через год Степанов должен был ехать на Олимпийские игры в Рим, но вместо этого оказался в психиатрической клинике. 27-летнему атлету поставили диагноз «сильное психическое переутомление, психическое расстройство и мания преследования». Товарищ по команде Юрий Кульков вспоминал, как Степанов ходил по коридору больницы, подпрыгивая вверх и повторяя одну и ту же фразу: «Я им всем докажу…»

Врачи заявляли, что болезнь стала следствием шумихи вокруг спортсмена. С ними соглашались и друзья Степанова. Трехкратная олимпийская чемпионка Тамара Пресс рассказывала, что Юрий был подвержен резким скачкам настроения, мог расстроиться из-за неправильного цвета одеяла на сборах, и свалившееся на него внимание усугубило проблему. «Он не перенес бесконечных пресс-конференций и проверок его обуви. Сколько лет прошло, но я до сих пор помню его мутный взгляд», — вспоминала она.

Из больницы Степанов вышел инвалидом третьей группы. Он пробовал себя в тренерской работе, но психические проблемы не позволили ему работать с детьми. Юрий развелся с женой, начал пить и систематически попадал в психиатрическую лечебницу. Его карьера закончилась.

13 сентября 1963 года Степанов написал матери записку, оставил 80 рублей со сберкнижки на тумбочке, надел свою старую форму сборной СССР и покончил с собой.