Ирина Привалова: тяжело работать в условиях, когда мои распоряжения не выполняются
Исполняющая обязанности президента Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Ирина Привалова в интервью ТАСС рассказала о том, как в Сочи стартовал большой летний сезон, поделилась проблемами, существующими внутри федерации, и объяснила, что осталось сделать ВФЛА, чтобы рассчитывать на возвращение членства в Международной ассоциации легкоатлетических федераций (World Athletics).
— Были ли какие-то проблемы у ВФЛА при организации командного чемпионата России?
— Каких-то больших сложностей не было. Руководство базы "Юг Спорт" сделало все, чтобы не было никаких проблем. Единственное, что не удалось сделать, так это получить разрешение на проход зрителей из-за существующих до сих пор ковидных ограничений. Но прямая телевизионная трансляция, я думаю, в определенной степени компенсировала невозможность наблюдать за соревнованиями с трибуны стадиона.
К слову, стадион, где проходил турнир, совсем скоро встанет на реконструкцию. Будет заменено покрытие беговых дорожек и в прыжковых секторах.
Если говорить про уровень показанных результатов, то для многих спортсменов это только первый старт летнего сезона. Впереди три месяца лета, и я уверена, что спортсмены еще сумеют проявить себя. Все планируют выйти на пик формы к чемпионату России, который пройдет в начале августа, а затем будут держать его до Спартакиады.
— А где пройдет Спартакиада?
— По последней информации, она с большой долей вероятности состоится в последних числах августа в Челябинске. Сейчас идет документальное согласование. Челябинск — очень хороший город для легкой атлетики, там в 2020 году успешно прошел чемпионат России. Городские власти заинтересованы в проведении легкоатлетических стартов на очень достойном стадионе.
— Командный чемпионат России в Сочи пропустило немало ведущих спортсменов. Почему?
— Некоторые легкоатлеты не приехали в Сочи, так как еще не решили до конца свои проблемы со здоровьем. Тот же Миша Акименко (призер чемпионата мира в прыжках в высоту — прим. ТАСС) еще не восстановился до конца после травмы и начнет стартовать чуть позже.
Все ведущие спортсмены имеют планы на сезон, которому неукоснительно следуют, никто не вправе заставлять выступить на том или ином старте. Но мне кажется, что некоторые из них не приехали в Сочи из-за определенного противодействия внутри федерации, у нас идет определенная борьба за власть.
Я пока не понимаю, каким образом можно нормализовать ситуацию, и очень опасаюсь, что все эти внутренние дрязги самым негативным образом могут отразиться на восстановлении ВФЛА. Для достижения этой цели ранее были потрачены огромные государственные деньги, нужно продолжать идти прежним курсом.
Вопрос о новом главном тренере сборной России по легкой атлетике продолжает оставаться открытым, моя кандидатура в Министерстве спорта вызывает, как я понимаю, какие-то вопросы, поэтому все находится в подвешенном состоянии.
— Недавно появилась информация, что в ВФЛА обратились из Федерации легкой атлетики ДНР с просьбой разрешить их спортсменам выступать на внутрироссийских стартах. И якобы в ответ они получили письмо с сухим отказом.
— Да, в начале апреля пришло письмо из Федерации легкой атлетики Донецкой Народной Республики с просьбой разрешить их спортсменам выступать на внутрироссийских стартах. Однако согласно российскому спортивному законодательству, в них могут принимать участие только граждане Российской Федерации, которых делегировали региональные федерации. Более того, в условиях, когда ВФЛА на протяжении семи лет находится под санкциями, на соревнованиях, проходящих в России, могут выступать лишь отечественные спортсмены. И если мы допустим участие в этих стартах других легкоатлетов, то на нашем восстановлении будет поставлен крест. И генеральный секретарь ВФЛА Александр Черкашин в ответном письме тогда четко объяснил, почему мы сейчас не можем включить донецких спортсменов в список участников внутрироссийских соревнований.
И совсем недавно появилось второе письмо, которое по непонятным причинам пришло только некоторым членам президиума. Я, например, его не получила. И в этом письме прозвучали обиды на ВФЛА, которая якобы недолжным образом отреагировала на просьбу легкоатлетов ДНР. Я не исключаю, что второе письмо появилось на свет только для того, чтобы скинуть нашего генерального секретаря, который очень много работает над тем, чтобы нашу федерацию побыстрее восстановили. И организовать бюро президиума с целью иметь возможность управлять финансами федерации. Все очень непросто, и если ситуация внутри нашей федерации будет ухудшаться, то я не вижу смысла дальше в ней работать.
Государство тратит большие деньги на подготовку членов сборных команд по легкой атлетике. Мне очень хочется получить информацию от старших тренеров сборной, где и когда будут выступать их спортсмены, провести анализ того, сколько спортсменов приехали на сборы и сколько выступило на соревнованиях. Есть такие, кто круглогодично сидят на сборах, но практически нигде не выступают. Куда уходят деньги, какой выхлоп от государственных средств, потраченных на централизованную подготовку?
Я уже десять раз пожалела, что решила взять на себя функции главного тренера сборной России. Прежнего гнобили на этом посту, теперь мне достается. Следовательно, нам нужно провести выборы кандидатуры главного тренера сборной с соблюдениями всех правил. Нужна нормальная конкурсная комиссия, нужно заранее объявить конкурс, кандидаты должны представить свои программы. А утверждение главного тренера проходит в Министерстве спорта.
— Почему ВФЛА до сих пор не восстановили?
— Я не исключаю, что нас могли восстановить и в марте. Но по ряду причин было принято решение перенести все на осень. В конце летнего сезона федерацию ждет аудиторская проверка со стороны World Athletics, которая была невозможна в марте по ряду неспортивных причин. Нужно провести еще ряд других процедур, принять Дисциплинарный кодекс, сотрудники федерации и тренеры сборных должны заполнить документ о наличии возможных конфликтов интересов в своей профессиональной деятельности.
— В первой половине июня в Москве пройдет целая серия легкоатлетических стартов.
— И я очень рада тому, что в столицу нашей родины возвращается легкая атлетика. Это не было бы возможным без поддержки как Москомспорта, так и властей города. Серию соревнований откроет 7 июня Мемориал Знаменских, потом будут День прыжков в длину и тройного, Фестиваль спринта, День прыжков в высоту. Выйти на старт могут все любители легкой атлетики, начиная от детей и заканчивая профессиональными спортсменами и ветеранами.
Это новый проект, поэтому я не исключаю возникновения каких-то накладок. Но начинать всегда непросто. И я, повторюсь, очень благодарна Москве за то, что она повернулась к легкой атлетике. В сентябре должен начать работу стадион АЗЛК ("Москвич") в Текстильщиках — с полем, на котором могут проводиться турниры метателей. Сейчас им, кроме как в Адлере, и тренироваться негде. А метаниям нам нужно уделять большое внимание, так как именно в них мы имеем возможность конкурировать с лидерами из-за рубежа.
— Юрий Борзаковский (бывший главный тренер сборной России по легкой атлетике — прим. ТАСС) заявился на Фестиваль спринта на дистанцию 100 м. А вы сами не планируете выйти на дорожку?
— К сожалению, нет. Велика вероятность травмы в случае моего выхода на беговую дорожку. Желание, конечно, есть, но мышцы могут не выдержать. А Юрий Михайлович постоянно тренируется, играет в футбол, поэтому более подготовлен.
— Зимой легкоатлетам тоже ждать новых стартов?
— Я уверена, что зимой мы также организуем подобную серию. Только она будет более компактной. И мы не намерены прекращать проведение летних и зимних серий после того, как завершатся международные санкции в отношении российского спорта. Но это уже будут старты в основном для молодых спортсменов.
— Насколько тяжело российским легкоатлетам находить мотивацию, будучи в условиях отстранения от международных стартов?
— В отличие от многих других видов спорта результаты в легкой атлетике исчисляются в метрах и секундах. И у нас есть возможность сравнивать свои результаты с результатами зарубежных соперников. Особенно это важно для молодых спортсменов. Но, конечно, сложившаяся ситуация очень сложная, и большинство наших легкоатлетов с пониманием относятся к этому. И я очень рада, что ведущим нашим спортсменам удалось выступить на Олимпиаде в Токио и прыгунья в высоту Маша Ласицкене успела выиграть главную медаль своей жизни. Потому что неизвестно, что ждет нас дальше. Я имею в виду и перспективы участия российских спортсменов в летней Олимпиаде 2024 года в Париже. Надо всегда настраиваться на худший вариант. Но санкции могут снять и раньше, поэтому нужно поддерживать себя в боевой форме.