Войти в почту

Гран-при Венгрии-1997: Деймон Хилл чуть не выигра гонку на «Эрроузе»

Это могла быть красивая история преодоления и победы, вопреки всему и всем, но в итоге Гран-при Венгрии 1997 года стал одной из самых известных в Формуле-1 историй поражения. Однако потерявший победу Деймон Хилл и вся команда, которой не хватило круга, чтобы подняться на вершину подиума, были счастливы отпраздновать и второе место. Ведь ещё за пару дней до гонки в них не верил вообще никто. В честь 20-летия со дня того знаменитого Гран-при Венгрии «Чемпионат» вспоминает историю выдающегося поражения команды «Эрроуз» и одну из самых запоминающихся гонок в карьере Деймона Хилла. Чемпион и аутсайдер Чемпионство Деймона Хилла, которое он оформил на «Сузуке» в финале сезона-1996, для всего паддока было хорошей новостью: приятный английский парень после долгих лет на вторых ролях и обидных поражений от Михаэля Шумахера наконец добился своего. Разрешившаяся в пользу Хилла схватка с канадским дебютантом Жаком Вильнёвом сделала британца первым в истории Формулы-1 сыном чемпиона, который сам стал чемпионом. Успех, тем не менее, гарантией трудоустройства не стал: владелец команды Фрэнк Уильямс никогда не питал к Деймону добрых чувств и ещё до окончания сезона прекратил переговоры с ним о следующем контракте. Несколько лет Хилл верой и правдой служил «Уильямсу» в роли тестера и готовил чемпионскую машину для Найджела Мэнселла, работал вторым номером при Алене Просте, но будущего чемпиона в Деймоне Фрэнк не видел. И даже чемпионский титул 1996 года не мог сыграть здесь своей роли: ещё до старта гонки все знали, что за «Уильямс» в следующем году поедут Вильнёв и Френтцен. Чемпион мира без контракта со своим гигантским опытом, Деймон Хилл получил сразу несколько предложений от сильных команд, им интересовались «Макларен», «Бенеттон» и даже «Феррари». Правда, их намерения не подкреплялись большим количеством нулей в графе с жалованьем, и в итоге Хилл неожиданно для всех принял предложение «Эрроуза». «Эрроуз» ни разу за свою 20-летнюю историю не выигрывал гонок и не мог похвастаться яркими успехами. В 1996-м «Эрроуз» набрал лишь одно очко, но у руля команды встал Том Уокиншоу — легендарный тим-менеджер, который принёс «Ягуару» три чемпионата мира по гонкам спортпрототипов и две победы в Ле-Мане, а также работал с Флавио Бриаторе в «Бенеттоне», когда тот побеждал с Михаэлем Шумахером. Уокиншоу и реальность У Уокиншоу были очень серьёзные планы: он договорился о поставках моторов с «Ямахой», чьи двигатели выглядели куда перспективнее маломощных установок от «Харт», и пригласил в команду Джона Барнарда, конструктора, работавшего на «Макларен», «Феррари» и «Бенеттон». Во многом именно эти перспективы и возможность поработать с Барнардом сыграли решающую роль и убедили Хилла согласиться на предложение Уокиншоу. Но планы эти, увы, так и остались планами. Джон Барнард продолжил сотрудничество с «Феррари» и покинул Маранелло лишь в середине сезона-1997, а построенный без британца «Эрроуз» А18 оказался ненадёжным и очень капризным. На старте сезона в Австралии Хилл едва прошёл на ней квалификацию, а в восьми первых гонках Деймон и его напарник Педро Диниц, державшийся за место с помощью нескольких миллионов бразильских реалов, сошли с дистанции десять раз. Джон Барнард смог присоединиться к команде только к середине сезона, но и это дало свои плоды: к девятому этапу сезона «Эрроуз» прибавил достаточно, чтобы Хилл завоевал одно очко за шестое место на Гран-при Великобритании — это был всего второй зачётный балл команды за последние полтора года. Несмотря на спонсоркую поддержку со стороны покровителей Педро Диница, денег у Уокиншоу оставалось всё меньше и меньше, зато Барнард начал худо-бедно дорабатывать машину, а у инженеров появилось представление о том, как она работает. Уокиншоу отказывался опускать руки и продолжал верить в успех… Венгерское чудо В Будапеште в тот уик-энд было жарко: температура воздуха почти всегда держалась у отметки в 30 градусов. И у грандов в связи с этим возникли проблемы — резина «Гудьир» уже через несколько кругов по такой жаре начинала расслаиваться. «Бриджстоун» смотрелся куда эффективнее, но среди клиентов японской компании топ-команд не было. Главной надеждой «Бриджстоуна» до этого был лидер «Лижье» Оливье Панис, но француз уже несколько месяцев восстанавливался после травмы, полученной в Монреале. Зато неожиданно выстрелил Деймон Хилл: в квалификации британец показал третье время, уступив лишь лидерам чемпионата — Михаэлю Шумахеру и Жаку Вильнёву. На старте Хилл блестяще сориентировался и в первом же повороте вышел на второе место, оставив Вильнёва позади. Десять кругов Деймон преследовал Шумахера и на одиннадцатом круге прошёл и его, возглавив гонку. Шины на «Феррари» Михаэля уже были порядком изношены, а вот «Бриджстоун» на «Эрроузе» держал трассу как новенький. Хилл лидировал вплоть до 25-го круга, пока не пришёл черёд пит-стопа. Деймон свернул к механикам, а в лидеры гонки вышел Хайнц-Харальд Френтцен — его сменщик в «Уильямсе». Жёсткий «Гудьир» на машине немца работал отлично, но гонщика подвела другая деталь — из-за сломавшегося крепления крышки бензобака из машины начало выплёскиваться топливо. Френтцен продержался впереди только четыре круга и вынужден был прекратить борьбу. На 30-м круге на первое место вернулся Хилл, и с каждым кругом британец всё дальше отрывался от Жака Вильнёва. Стало ясно, что борьба окончена, когда отрыв Деймона достиг полуминуты. Вильнёв шёл вторым и уже не старался атаковать британца: Михаэль Шумахер шёл ещё дальше, а потому свою главную задачу — отыграть очки у немца — Вильнёв выполнял. Всё шло к сенсационной победе действующего чемпиона и первому триумфу «Эрроуза» в Формуле-1, но за три круга до финиша статус-кво изменился. На автомобиле лидера отказала гидравлика, а трансмиссия застряла на третьей передаче. Хилл продолжил движение, но потерял темп и боролся не с трассой, а с автомобилем. Постепенно британца догнал Вильнёв, но обогнать на узком «Хунгароринге» всегда было чертовски сложно, особенно, когда машину соперника болтает по всей трассе. Жак, впрочем, не стушевался и пошёл в атаку по траве — темп «Эрроуза» был уже настолько слабым, что «Уильямс» легко проскочил и так. Вильнёв уехал вперёд, но преимущество Хилла над пелотоном было настолько большим, что Деймон дополз до финиша вторым, не потеряв более позиций. *** Несмотря на потерянную победу, механики «Эрроуза» приветствовали Хилла на финише словно победителя. В закрытом парке абсолютно счастливый Деймон обнимался с Вильнёвым, а на подиуме Хилл улыбался. До этого момента лишь двум гонщикам удавалось привезти «Эрроуз» на второе место — Риккардо Патрезе (трижды) и Тьерри Бутсену. Ни до, ни после Гран-при Венгрии — 1997 «Эрроуз» не был так близок к победе. Хиллу хватило в команде одного года, и уже в 1998 году британец выступал за «Джордан», в составе которого и одержал свою последнюю победу на Гран-при Бельгии. В 1999-м напарником британца стал Френтцен, который в своё время занял его место в «Уильямсе». Немец полностью затмил Хилла, и блёклый сезон-1999 стал последним в карьере Деймона. В «Эрроуз» на место Хилла пришёл Мика Сало, но команда по-прежнему набирала очки лишь время от времени и оставалась во второй половине турнирной таблицы. Том Уокиншоу постоянно находился в режиме отчаянного поиска спонсоров, но денег никогда не было достаточно. Уокиншоу отчаянно искал спонсоров и во всём стремился найти выгоду, но постоянные перетряски составов и ежегодная смена поставщика моторов не добавляли команде стабильности. В 2002 году деньги кончились совсем, и «Эрроузу» даже не удалось закончить сезон. Впоследствии активы «Эрроуза» выкупил Пол Стоддарт, тогда руководивший «Минарди», а спустя какое-то время шасси перешли в собственность «Супер Агури» и даже выезжали на тесты и с некоторыми модификациями участвовали в гонках сезона-2006. Без особого, впрочем, успеха.

Гран-при Венгрии-1997: Деймон Хилл чуть не выигра гонку на «Эрроузе»
© Чемпионат.com
Чемпионат.com: главные новости