Если так пойдет и дальше, на гонки Формулы-1 можно будет продавать билеты. А? Что говорите? Их уже давно продают? Значит, раньше продавали зря. Потому что третья подряд из трех гонок нового сезона достойна доброго десятка прошлогодних. На этапе в Шанхае пилоты, кажется, переняли манеру езды у местных автомобилистов. Они суетились, толкались, мусорили обломками, переругивались и вообще устроили на трассе полную неразбериху. В которой здорово сориентировался человек, знакомый с вождением по-русски. «Мотор» пьет успокоительное и делает главные выводы после Гран-при Китая. С начала сезона Даниил твердил: «Дайте мне одну гонку без проблем – и я всем покажу». И в Китае россиянин свое слово сдержал. После средненькой квалификации он отлично стартовал и торпедой помчал вперед. Про торпеду – это не наши слова, а Себастьяна Феттеля, попавшего под атаку Дани в первом повороте. Немец с перепуга отпрыгнул в сторону, выбил напарника, сломав тому переднее крыло, а потом два часа кряду винил Квята во всех смертных грехах: сначала по радио, а затем после финиша. А что Квят? Насмешливо и невозмутимо, будто это именно у него за плечами четыре титула, наш соотечественник перед награждением популярно объяснил Себу, что такое гонки и как надо ездить. Примечательно, что Феттель не нашел поддержки ни у болельщиков, ни даже в собственной команде: босс Ferrari Маурицио Арривабене заявил, что в этой ситуации винить некого, а если бы на месте пилота Red Bull был кто-то из его гонщиков, произошло бы то же самое. «И вообще, я на подиуме, ты тоже на подиуме, так в чем проблема?». Это уже слова Квята. Пообещавшего, кстати, и впредь вести себя на трассе не менее решительно. Себастьяну еще стоит поблагодарить судьбу и стратегов Ferrari за то, что на пьедестале он стоял ступенькой выше Даниила. Откатившийся на старте в середину пелотона немец довольно бодро добрался до уфимского пилота, но дальше отрыв стабилизировался, и эта пара поехала в одном темпе. Так, вероятно, продолжалось бы и до финиша, не закончись у Red Bull комплекты мягкой резины – получив свежий софт против медиума у Квята, Феттель уехал к «серебру». Дане не оставалось ничего иного, кроме как одиноко доводить гонку до долгожданного третьего места. Впрочем, и тут он отличился: дважды, упираясь в мешающих круговых, он комментировал их поведение так, как русский человек обычно и комментирует поведение «тупящих» соседей по потоку. То есть матом. В общем, если раньше Квяту еще можно было попенять за недостаток харизмы, то теперь ситуация меняется. Экзотическим, %$#@*, способом, но меняется. После Шанхая у Нико осталось ровно два варианта: либо он выигрывает титул, либо переписывает на себя обидные рекорды. Победив в Китае и «слив» сезон, он станет первым в истории не-чемпионом, выигравшим три открывающих гонки сезона. А еще первым не-чемпионом, выигравшим шесть гонок подряд. А заодно не-чемпионом с наибольшим количеством побед за карьеру. Да, немцу здорово помогает черная полоса в жизни напарника. Хэмилтон явно где-то накосячил, заработав себе дыру в карме и впав в немилость у мироздания. В проблемах с машиной, поставивших крест на квалификации, Льюис не виноват. Его сложно винить и в том, что он угодил в замес на старте, серьезно повредив себе машину. И он, безусловно, молодец, что на хромом «Мерседесе» смог доковылять с последнего места до седьмого. Но ведь и Росберг еще какой молодец! Не считая смазанного старта (ну не идет он у «Серебряных стрел» в этом году), безупречный пилотаж и 38 секунд отрыва на финише от ближайшего преследователя – это в чистом виде чемпионский стиль. А если это не Льюис прогневил судьбу, а у Нико дома лежит кукла вуду из темной ткани с золотыми цепочками, то пускай пока ее не выбрасывает. Если доминирование одного из пилотов Mercedes неизбежно, то в таком виде оно нам милее. Чисто из-за разнообразия. На первый взгляд, с Бахрейна ничего особо не поменялось. Mercedes отыграл у Ferrari всего три очка (мелочи на фоне разрыва в полсотни), Red Bull отстал на одно (в сумме за три гонки получается четыре), статус-кво сохранен. Но на самом деле шансы Скудерии схлестнуться с действующими чемпионами в борьбе за титул тают угрожающе быстро. Не столько даже потому, что Mercedes не будет вечно ломаться и тем самым дарить очки, сколько из-за формы «Быков». Которые на этой стадии сезона «ехать» вообще не должны. Вспомните, как перед Мельбурном Кристиан Хорнер предрекал борьбу в конце очковой зоны где-нибудь позади Toro Rosso! Однако же вот, пожалуйста – квалификацию Феттель с Райкконеном испортили себе сами, выпустив вперед Риккардо, а в гонке, причем на трассе с длиннющими прямиками, темп Red Bull и Ferrari оказался примерно одинаковым. Речь не только о помянутых выше Себастьяне и Данииле, но и о Дэниэле с Кими, которые финишировали следом. Финн уже в дебюте гонки получил по крылу от напарника и был вынужден прорываться наверх из самого хвоста. Что, в общем-то, на протяжении всей гонки эффектно и делал. Пятое место при таких раскладах – вроде бы отличный результат. Кабы не Риккардо, показавший настоящую гоночную магию. После классного старта и захваченного лидерства австралиец пропустил от судьбы мощную «двоечку»: сначала прокол колеса, а всего через круг – сейфти-кар, выехавший как раз по случаю обломков, ставших виной тому проколу. Таким образом, Дэн присоединился к Райкконену и Хэмилтону в мини-гонке невезучих фаворитов, которую блистательно и выиграл, остановившись в шаге от подиума. На последних кругах он ехал быстрее и Квята, и Феттеля, так что будь дистанция побольше – кто знает, кто знает… А ведь всего через три этапа будет Канада, куда Renault обещает привезти обновленную силовую установку – примерно на 35 лошадиных сил мощнее нынешней. И если у Mercedes перспектива появления такого мотора на супершасси Red Bull должна вызывать умеренное беспокойство, то Ferrari пора включать режим безудержной тотальной паники. Когда-нибудь мы к этому привыкнем, но пока что такое количество обгонов в «сухой» гонке выглядит как подарок разом на именины, Новый год и день независимости Зимбабве – он, кстати, сегодня, 18 апреля. Даже если оставить за скобками прорывы Феттеля, Риккардо, Райкконена и Хэмилтона, от концентрации событий можно было помутиться рассудком. Пелотон бурлил как кипящий чан со змеями: за всю гонку выдалось лишь два круга без смены позиций, да и то случилось это перед самым финишем. При этом, не считая «мяса» на старте, серьезных происшествий на дистанции не возникало, и более того – до финиша добрались все 22 машины. Уследить за происходящим было не проще, чем жонглировать мылом, сидя на мачте корабля в десятибалльный шторм – всю гонку все обгоняли всех, и только Росберг гордо реял над этой суетой. Всему «виной» в очередной раз стало разнообразие тактик из-за трех доступных типов шин, помноженное, к тому же, на богатство шанхайской трассы местами для обгонов. Понятно, что в каком-нибудь Монако мы такую феерию увидим вряд ли, но общую тенденцию это не меняет. Судя по всему, Формула-1 превращается в одну из самых боевых серий планеты, по накалу страстей как минимум не уступающую ралли-кроссу или «Индикару». В компьютерных играх в такие моменты принято сохраняться, мы же просто скажем: мистер Экклстоун, месье Тодт, вот так достаточно. Не меняйте ничего, пожалуйста. Как ни удивительно для столь хаотичной гонки, первую десятку в итоге оккупировали представители всего пяти команд – очки в полном составе заработали Mercedes, Ferrari, Red Bull, Williams и Toro Rosso, а остальные уехали из Китая несолоно хлебавши. Даже блеснувшие было в Бахрейне новички. Роман Грожан забыл цветик-семицветик дома, поэтому третье подряд чудо совершить не сдюжил. Машина не ехала настолько, что француз уступил даже напарнику, который фактически пропустил все тренировочные сессии. Хотя, возможно, это было «проклятие именинника»: в день гонки Грожану как раз стукнул тридцатник. Фееричный Верляйн феерил только в самом начале, когда, не заехав на пит-стоп под сейфти-каром, оказался аж на пятом месте. Сразу после рестарта он несколько поворотов даже побыл четвертым, обойдя Гутиерреса. Но весь дальнейший путь вел Паскаля строго вниз – куда-то в трясину «Зауберов», «Рено», «Макларенов» и прочих «Форс Индий». Несмотря на принципиальную разницу в амбициях и финансировании, команды третьего эшелона сейчас выступают примерно одинаково, и даже Manor больше не выглядят записными аутсайдерами. Но похоже, что в ближайших гонках очки всем этим коллективам будут перепадать только в случае проблем у кого-то из первой пятерки. И, возможно, Грожану, если тот будет внимательнее паковать вещи, собираясь на гонки. Впрочем, в контексте этого сезона главным сюрпризом станет отсутствие каких-либо сюрпризов. Если в Force India найдут куда-то потерянную скорость, если Honda продолжит улучшать мотор для McLaren, если Haas лучше разберется со своей машиной и спецификой Формулы-1, то возможно всякое. А пока давайте без «если». Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места. Слаще таких побед могут быть только победы в равной борьбе с напарником. Учитывая фестиваль адского невезения, Льюис сделал все, что мог. Лидер Ferrari имеет право так ошибаться, но не имеет права так ныть. Кими стоит дать напарнику мастер-класс по невозмутимым отыгрышам. Дэн назвал эту гонку одной из лучших в карьере. Да, несомненно. Характер есть, результат тоже есть, осталось догнать Риккардо по чистой скорости. Прорыв с 10 места на шестое – хорошо. Треть гонки держать за собой Хэмилтона – бесценно. Уступить напарнику – обидно. Одной ошибкой пропустить две Toro Rosso – провал. Toro Rosso с прошлогодним движком Ferrari нужно брать больше очков, иначе потом добыть их будет труднее. Испанцу нужно брать больше очков, чем Ферстаппен, иначе потом будет труднее добыть место в Red Bull. Нико пора собраться: вторая гонка подряд не складывается, в том числе, и по его собственной вине. Хотя лучший круг остался за ним. Переса кто-то обгонял, но в итоге он как-то финишировал 11-м. Чудеса! Если бы не ругань Квята в адрес Кевина, он был бы вообще незаметен. Понятно, что для Renault китайский этап целиком состоял из проблем. Но уступить Харьянто? Бррр… «Макларену» пока не хватает скорости, а ребрам Фернандо – целости. Надеемся на скорое выздоровление обоих пациентов. Признанный мастер тактики в этот раз что-то с ней перемудрил. На первый раз поверим, что дело было действительно в неуправляемой машине. Мексиканец фактически пропустил все тренировки, в гонке у него не работала DRS, но он финишировал впереди напарника и еще семи машин. Текилы этому джентльмену! Похоже, швед окончательно утвердился в статусе лидера команды. Что, впрочем, не приносит «Зауберу» видимых успехов. Бразилец стал одним из тех, кто пострадал на первом круге – и это единственное, чем он запомнился. Магнуссена надо было обгонять. Харьянто же Палмера обогнал. Харьянто кого-то обогнал. В Индонезии сейчас наверняка творится безудержный кутеж.

Час пик
© Motor.ru