Валентино Росси и Ferrari: было ли у них общее будущее?
Десять с лишним лет назад легенда MotoGP Валентино Росси впервые принял участие в настоящих тестах Ф1 за рулем Ferrari, уступив семь десятых секунды темпу Михаэля Шумахера, что сделало его идеальным кандидатом на смену гоночной серии. И это потрясло бы мир – если бы он все-таки перешел в Ф1. Росси, который имел небольшой гоночный опыт на четырех колесах, работал на трассе с Михаэлем Шумахером, Фернандо Алонсо, Дженсоном Баттоном, Фелипе Массой, Нико Росбергом, Хуаном-Пабло Монтойей, Ральфом Шумахером, Робертом Кубицей, Марком Уэббером и другими. Сегодня это звучит немного нереально, правда? «Я не давал ему никаких советов, они ему не нужны», – сказал Шумахер по поводу тестов. Михаэль показал время 1.11,640, а Росси, пилотировавший старую версию машины со старой версией мотора – 1.12,361. Конечно, только инженеры могли сказать, каким был его подлинный потенциал. Росси регулярно заигрывал с Ф1, несколько раз тестируя Ferrari в 2004-2010 годах. В большинстве случаев заявлялось, что это делается просто для удовольствия: итальянские гоночные легенды соединяются во взаимной любви. Но Росси всегда выступает только на максимуме. Просто для удовольствия? Я не думаю, что он помнит значение этой фразы, когда опущен визор! Сегодня такой вопрос прозвучит странно, но насколько близки были Росси и Ferrari к тому, чтобы объединить усилия для покорения мира Ф1? Некоторые говорили, что это почти произошло. Отец Росси заявлял, что его сын был очень близок к переходу в 2006 и 2007 годах. Это была эра, когда можно было получить достаточный «накат» на тестах – которые тогда не были проблемой. Это впоследствии доказал Льюис Хэмилтон на McLaren. Босс Ferrari Лука ди Монтедземоло утверждал, что выставил бы Росси на трассу за рулем третьей машины – если бы правила это позволяли. И Росси предстояло бы серьезно задуматься, будь эта возможность действительно реальной. Росси впервые протестировал машину Ferrari во Фьорано в апреле 2004 года – и даже использовал один из запасных шлемов Шумахера, а не свой собственный. «Это был очень волнительный день для меня, – говорил он в то время. – Пилотирование машины Ф1 было невероятным опытом. Прожить день в роли Михаэля – это великолепно». Шумахер, который присутствовал на тестах, отметил: «Конечно, ему потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть, но он очень впечатлил к концу дня. Знаю, что у него есть некоторый опыт картинга, но в конечном счете, если гонки у вас в крови, то вы знаете, что делать». Росси провел аналогичные пробные заезды во Фьорано в 2005 году, где за советом можно было обратиться к Марку Жене. Итальянец явно вошел во вкус: «Я хотел получить более глубокое понимание машины. Я проехал много километров и начал понимать, как обращаться с машиной». Чувствуется, что он хотел большего... После еще одних тестов в конце того года произошли его первые публичные заезды Ф1 – в Валенсии перед сезоном-2006 на машине с двигателем V10, которая не была как следует настроена. Пилоты Ferrari Шумахер и Масса пилотировали другие автомобили, так что прямое сравнение было невозможно. «Я чувствовал себя как дома, каких-то особенных проблем не было – хотя, возможно, мне нужно немного попрактиковаться с управлением на мокрой трассе», – саркастически заметил Росси, который в начале дня вылетел на своем единственном круге, проведенном на мокром асфальте. В этот момент дверь для прыжка в Ф1 была открыта шире всего. Росси не смог выиграть еще один титул в MotoGP в 2006 году, уступив Ники Хейдену из Honda, но настаивал, что тесты в Ф1, на которых он проехал более тысячи километров, не отвлекали его. В тот момент еще было тайной, что дни Шумахера в Ferrari подходили к концу. Кими Райкконен перешел в команду в 2007 году и выиграл титул Ф1 в свой первый сезон в составе Скудерии. Росси же в июне 2006 года подписал соглашение с Yamaha и выиграл с ней еще два титула MotoGP. Но представьте, что было бы, будь в тот момент приняты другие решения. Последствия оказались бы колоссальным для обоих миров: авто- и мотогоночных. Ferrari в 2007 году выиграла больше половины гонок – Райкконен победил в шести, а Фелипе Масса в трех. Это заставляет задуматься, что могло бы случиться, повтори Росси путь Джона Сертиза. Росси вернулся за руль Ferrari на тестах несколько лет спустя. Он пилотировал версию машины 2008 года, с которой работала Corse Clienti, и провел несколько более серьезных заездов в Мюджелло и Барселоне. Но все это уже выглядело так, будто делается для удовольствия – в отличие от тестов 2006 года. После его последних тестов в 2010 году Стефано Доменикали заметил: «Вале был бы отличным гонщиком Формулы 1, но он выбрал другую дорогу. Он является частью нашей семьи, и поэтому мы дали ему эту возможность». Но, возможно, последний настоящий шанс гоняться в Ф1 за Ferrari у Росси был в 2009 году, когда Фелипе Масса травмировался в Венгрии. После того, как Лука Бадоер не смог найти свой темп в следующих двух гонках, Росси, которому было нечего терять, начал думать о выступлении в Монце... «Я говорил с Ferrari по поводу гонок в Монце, – цитировали Росси. – Но без тестов это было бы не логично. Приход в Формулу 1 без тестов является большим риском. Вы не можете явиться туда и за три дня сделать всё, чтобы понять машину». Представьте, что в 2007 году в Формуле 1 вместе дебютировали бы Льюис Хэмилтон и Валентино Росси. Как здорово бы это было? Будь у них одинаковая тестовая программа перед началом сезона, просто подумайте, насколько захватывающе было бы наблюдать за их продвижением в Ф1. Смог бы Росси выступать на четырех колесах так же великолепно, как и на двух? Он остается одним из лучших бойцов Moto GP, и комбинация Росси с Ferrari без сомнения обратила бы огромное внимание на Ф1 – и, конечно, оставила бы MotoGP без главной звезды. Насколько соответствует реальности отставание в 0,7 секунды от Шумахера в тот день в Валенсии? Считает ли Росси, что это было слишком много? Видел ли он показатели Шумахера, c которыми не мог соперничать? Дело в том, что если бы он хотел этого действительно сильно, он бы сделал переход в Ф1 реальностью. Но его страсть к мотогонкам – это его жизнь. И когда видишь, что чемпион мира Ф1 заканчивает карьеру в 31, решение Росси гоняться на двух колесах до 40 производит еще более глубокое впечатление.