22 и 23 июля в Казани впервые в российской истории прошел этап прошел этап чемпионата мира по авиагонкам Red Bull Air Race. В нем приняли участие 23 профессиональных пилота из 15 стран мира. Участника из России не было, но, по подсчетам организаторов, сама гонка привлекла на набережную реки Казанки 90 тысяч зрителей. Вход был свободный. Этап в Казани оказался самым первым российским этапом авиагонок в истории. Организаторы неоднократно пытались привезти их в Россию. Необходимо согласовать десятки нюансов, чтобы самолеты могли подняться в воздух в городе. Однажды удалось получить все необходимые разрешения и построить трассу в Санкт-Петербурге, но перед началом гонок Росавиация их запретила. Авиагонки Red Bull Air Race впервые прошли в 2003 году. В них пилоты на легкомоторных самолетах соревнуются в скорости и точности при прохождении кольцевой воздушной трассы. Эта трасса, как правило, находится над водой (хотя бывают и наземные этапы) и размечена цветными надувными пилонами высотой 25 м. Чтобы доказать свое мастерство, гонщики обязаны пролетать между пилонами и облетать их в определенной последовательности как можно быстрее. В это время самолеты разгоняются до 370 км/ч, а пилоты испытывают перегрузки до 10 g. Это в 2,5 раза выше, чем ощущают при маневрах гонщики автомобильных гонок класса Формула-1, с которыми чаще всего сравнивают Red Bull Air Race. Кроме перегрузок, общего действительно немало: кольцевая трасса, соревнования на время, возможность модифицировать машину команды. Похож и регламент турнира: в первый день проходят свободные заезды, во второй – квалификационные, по итогам которых формируется стартовая таблица. Главный приз разыгрывается на третий день. В финальном турнире пилоты летают по парам на выбывание, а последняя четверка соревнуется уже в полете на время. За каждую гонку участники получают баллы, сумма которых в конце сезона определяет чемпиона мира. В 2014 году в программе появились также соревнования "юниоров", которые официально называются "претендентами". Для участия в них желающим пилотам нужно успешно пройти отбор на специальных квалификационных сборах. По его итогам счастливчики получают возможность участвовать в Challenger Cup, чтобы пробиться в серию Master. В Казани прошло целых два этапа Challenger Cup, поскольку предыдущий, в японской Тибе, не состоялся из-за непогоды. Чуть было из-за нее же не сорвалось главное событие выходных: после субботней квалификации под ослепительным солнцем, гонка встретила своих участников проливным дождем. Возможно, это повлияло на ее результаты, поскольку ожидаемые фавориты – действующий чемпион мира немец Маттиас Дольдерер и лидер сезона японец Есихидэ Муроя, сошли с дистанции в самом первом раунде. В итоге победителем стал самый зрелый и опытный пилот серии – 58-летний американец Кирби Чемблисс. В этот день он не сделал ни одной ошибки и не задел ни одного пилона. Интересно, что он – единственный из всех пилотов, кто выступает в серии с самого первого в ее истории этапа в 2003 году. За эти годы он дважды становился чемпионом мира. Казанскую трассу он пролетел за 58,378 секунды. Его чуть было не обогнал канадец Пит Маклауд, который в квалификации был лучше на целых 2 секунды. Но волнение сыграло свою роль, и гонщик получил штрафные баллы за неверное положение самолета при прохождении пилонов. "Трасса в Казани оказалась одной из самых сложных, — объяснил он после гонки. – Я сделал ошибку, понял, что не впишусь, пилоны приближались быстро, и я решил получить два штрафных очка за неверное положение между ними вместо трех за касание". Третьим стал американец Майкл Гулиан, для которого эта бронзовая медаль стала первой за восемь лет. По итогам нескольких этапов Чемблисс возглавил турнирную таблицу. В чемпионате осталось три этапа: их примут португальский Порту, немецкий Лаузиц и американский Индианаполис. Два последних пройдут не над водой, а над автодромами. А Казань после удачного опыта собирается оставить за собой этот этап в чемпионатах следующих лет.