Квятский цирк
У каждого из нас есть такие знакомые, которые утром понедельника на офисной кухне обязательно спрашивают: «Ну а чего, а наши-то там как? Опять в ж*** небось?». И ты вроде начинаешь объяснять, что, мол, да – результаты не самые высокие, но тому есть объективные причины, а вообще-то парни едут здорово… А через минуту понимаешь, что разговариваешь с кофеваркой: все остальные разошлись, потому что эти тонкости никого не волнуют. Что ж, прошедший уикенд изрядно упрощает задачу. Просто покажите, как в Indycar снова вынесли Мишу Алешина, который реально мог заехать в топ-5, вкратце перескажите злоключения Даниила Квята, а в конце горестно выдохните: «И вот как-то так весь сезон». Упрекая календарь за то, что День России был не вчера, «Мотор» делает делает главные выводы после Гран-при Канады. У Квята появился кровный враг Да, некоторое время назад даже самые оптимистичные болельщики потихоньку склонялись к мысли, что Квят закончился. Но потом были Испания и Монако, где россиянин недвусмысленно намекнул, что он очень даже начинается обратно, а Канада должна была стать именно тем поворотным моментом, где вновь обретенная форма наконец транслировалась бы в достойный результат. Даня снова более чем уверенно смотрелся в тренировках, и даже смазанная квалификация выглядела не более чем выработкой обязательного лимита невезения. Потеря трех минут во время взвешивания FIA, когда машина застряла на первой передаче, выезд на решающую попытку без надлежащего прогрева, контакт со «Стеной чемпионов» – ну, и довольно. Стартуя с 11-й позиции, в Монреале можно было рассчитывать на многое. Но в воскресенье выяснилось, что против россиянина были вообще все. Кроме, пожалуй, соперников. Если разобраться, то в злом умысле никого не заподозришь: просто все сложилось как-то очень обидно. Обидно, что все поехали на прогревочный круг, а на Toro Rosso под номером 26 забарахлило сцепление. Обидно, что Даня совсем чуть-чуть не успел вернуться в строй до первой линии сейфти-кара – и, спору нет, этим нарушил регламент. Обидно, что судьи это «чуть-чуть» ему не простили – формально и не должны были, но по-человечески, в рамках нового курса Формулы-1, может, и могли бы. Обидно, что эти же судьи запутались в протоколе и, подобно плохому палачу, сумели казнить гонку россиянина только с двух ударов. Хотя, опять же, формально все верно: проезд по пит-лейн и 10-секундная стоянка на пит-стопе – это де-факто то же самое, что и 10-секундный stop-and-go, полагающийся за такое нарушение. Просто обидно, что никого по два раза не наказывают, а Даню вот наказали. Обидно, наконец, что хедлайнером этого фестиваля уфимских неудач стала сама команда Квята: трагикомедия с переобувкой, очевидно, была подсмотрена у старших коллег в прошлогоднем Монако и все это время ждала наиболее драматичного момента. Впрочем, переживать за россиянина не стоит – его начальство не устает повторять, что мухи старательно отделяются от котлет, причины неудач понятны, а самими выступлениями Квята все очень даже довольны. Вот и Канада уйдет Дане в актив: стратеги Toro Rosso, очевидно, до последнего надеялись на появление спасительного сейфти-кара и продолжали держать своего пилота на трассе, а тот мастерски сохранял жизнь в комплекте ультрасофта, демонстрировал очень неплохой темп и в нормальных условиях наверняка приехал бы куда-то в район Хюлькенберга или Райкконена. Кому теперь надо беспокоиться, так это Сайнцу, на свою голову решившему обвинить напарника в собственной квалификационной неудаче. Ох, не вовремя! Ведь именно за Карлосом Даня потерял те секунды, которых ему не хватило, чтобы нормально вернуться на стартовую решетку и избежать дальнейшей цепочки неудач. И даже если испанец действительно сделал это случайно, а не из мести, ему теперь вряд ли кто-то поверит. Особенно после эпичного полета в Массу на первом круге. В общем, прямо сейчас все (кроме удачи и результатов) находится на стороне Квята: ситуация чем-то похожа на ту, в которой оказался Алонсо. Уфимец имеет полное моральное право на каждое жесткое слово, которое он сказал после финиша – и на претензии к команде, и на праведный гнев в адрес FIA, и на фактическое объявление войны Сайнцу. Пожалуй, лучшего момента для захвата психологического лидерства и не найти. Но стоит держать в уме одну важную вещь: все это остается позицией сильного и уверенного в себе мужчины ровно до тех пор, пока подкрепляется делом. Чего мы Даниилу искренне и желаем. Иначе его пассаж про «stupid fucking circus» может приобрести совсем другой смысл. Розовая жара Всем хорош нынешний сезон, вот только не упорной борьбой напарников по команде. Почему-то на каждого Хюлькенберга здесь обязательно находится свой Палмер. Если вы понимаете, о чем мы. Равенство сил по сути наблюдается в двух конюшнях Red Bull – да в безудержно феерящей Force India. Которая в Монреале вдруг зафеерила настолько, что запуталась сама в себе. Дело в том, что вопрос командной тактики в стане «розовых» вообще никогда толком не обсуждался: после финиша Серхио Перес подтвердил это практически прямым текстом. Собственно, и необходимости такой не было – до сих пор мексиканец и француз летали потрясающе гармоничной парой, прилежно собирая все неаккуратно лежащие за спинами лидеров очки. Потому-то не стоит удивляться, что реальный шанс укусить Дэна Рикьярдо и прорваться на подиум настолько загипнотизировал Чеко, что делиться им с напарником он не стал даже по просьбе с командного мостика. Возможно, если бы не это упорство, то пилоты Force India финишировали бы на третьей и пятой позициях вместо пятой и шестой, а полудебютант Окон сенсационно оказался бы на пьедестале. Но подумайте вот о чем: с турнирной точки зрения «розовым» от этого было бы ни горячо ни холодно. Red Bull слишком далеко впереди, Toro Rosso и Williams уже не видно в пыли из 40 с лишним очков преимущества – и если небо вдруг не рухнет на землю, четвертое место в Кубке конструкторов у команды почти в кармане. А значит, главный вопрос теперь состоит в том, кого из ее пилотов на следующий год заберут в «топы»: с таким количеством вакансий, которые откроются в 2018-ом, это произойдет почти наверняка. Вот пускай и разбираются! Почувствовавший вкус крови и пышущий молодецким задором Окон против заматеревшего и полного нереализованных амбиций Переса – это может быть весьма забористо. Let them race! Сюрприз-вечеринка Не ударяясь в конспирологию, давайте все-таки признаем: триумф Хэмилтона получился даже слишком красивым. Будто бы срежиссированным. Ровно через десять лет после первого поула в карьере, тоже завоеванного в Канаде, Льюис достает 65-й по счету, сравниваясь по этому показателю со своим кумиром Сенной. Проходит пять минут – и вот, откуда ни возьмись, появляется шлем Волшебника и под прицелами телекамер переходит в руки британца. Интересно, а повезли бы его на всякий случай в Баку, отвернись удача от Льюиса в Монреале?.. После такого шоу, конечно же, нужна была победа. Причем именно сокрушительная, безапелляционная и приносящая с собой четвертый в карьере «Большой шлем». И, разумеется, без единого намека на сопротивление со стороны соперников. Они все будто сговорились! – Парни, а давайте устроим Хэму праздник, но только чтобы он не догадался? – А давайте! Привычно сольем Себа по тактике? – Да ну, скукота. А давайте, давайте Макс как-нибудь феерично стартанет, ну типа с пятого на второе, а в процессе вроде как случайно сломает Феттелю крыло? – Это я могу! Может, его и попрессовать немного? – Ну попробуй. Что-то подсказывает, что надолго тебя все равно не хватит. Техника – дело тонкое, знаешь ли… – А с Боттасом что делать? – Да просто не будите его, и нормально все будет. – Тогда вроде решили. Комментарии, возражения? – Bwoah… Фаворита все еще нет Разумеется, никакого такого разговора не было и быть не могло. Просто команда Тото Вольффа после провала в Монако, обвинений Pirelli в шинном содействии Ferrari и невнятных канадских тренировок вдруг взяла и нашла потерянную было скорость, а точнее – смогла попасть в оптимальные настройки. Трудно сказать, что было бы, не попади Феттель под Ферстаппена в первом повороте: даже на поврежденной машине Себ сумел мощно отыграться, но о его чистом темпе мы уже никогда не узнаем. А прикидывать расстановку сил по финнам – все равно, что гадать на бульоне от «доширака». Тем более когда в последних трех гонках они поднимались на подиум всего по разу, а Дэн Рикьярдо из отстающего Red Bull – трижды. Собственно, борьба «Быков» с Mercedes и Ferrari, которую мы так ждали в начале сезона, уже идет – правда, от алых и серебристых в ней участвует всего по одной машине. Смогут ли Ферстаппен и Рикьярдо подобраться к лидерам еще ближе? Шансы есть: если грядущее обновление двигателей Renault себя оправдает, то все должно заметно уплотниться. Ведь даже в «моторной» Канаде машины Red Bull проигрывали меньше ожидаемого. А там еще и новинки от целого Ньюи не за горами… В любом случае, дуэль Хэмилтона и Феттеля наверняка продлится до конца сезона, потому что ответа на вопрос: «Кто круче – Ferrari или Mercedes?» сейчас попросту не существует. И не стоит удивляться, если эти двое еще не раз поменяются местами в личном зачете. Но если в какой-то момент (начиная с Сильверстоуна, скажем) им начнут активно портить кровь дерзкий голландец и улыбчивый австралиец – так будет гораздо веселее, верно? Опять же, Дэн тут вспомнил про shoey... О-хо-хонда Примерно тогда же, а может, и чуть раньше, мы скорее всего услышим об окончательном разводе Mclaren и Honda. Прозвучавшие в Канаде сверхжесткие, за гранью деловой этики, реплики Эрика Булье и Зака Брауна – это одновременно и публичный ультиматум мотористам-неудачникам, и подготовка аудитории к почти неизбежным новостям. Если только новая версия силовой установки (которая еще непонятно когда будет готова) вдруг не позволит стабильно приезжать хотя бы в район Red Bull и Force India, партнерству точно конец. И это, как ни странно, чуть ли не единственный вариант для карьеры Фернандо Алонсо. Очередной провал Honda сыграет испанцу на руку, потому что в таком случае McLaren перейдет на моторы Mercedes (это даже не секрет) и наконец-то сможет на что-то претендовать. Шасси в Уокинге построили действительно превосходное, и Фернандо это знает: иначе, проигрывая соперникам 500 тысяч лошадиных сил и 300 км/ч на прямых, он не смог бы держаться в очковой зоне до последнего… Да, опять до последнего вздоха своей силовой установки. А теперь смотрите, какой парадокс. Алонсо вряд ли останется в Формуле-1, если не будет уверен в своих шансах на победы и титулы – факт. Даже если Honda сделает двести шагов вперед, гонки она выигрывать все равно не начнет – тоже факт. Ну, просто в мире не существует настолько мощной магии. Ferrari и Mercedes не нужны конфликты Фернандо с их лидерами, состав Red Bull укомплектован, а в Renault сами признают, что о титулах думать пока рано. Вот и получается, что чем сотням японцев хуже, тем одному испанцу лучше. Кто сказал – саботаж? /m Оценки «Мотора» Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места. 5/5: Льюис Хэмилтон. Льюис был хорош. Неожиданно хорош. 3/5: Валттери Боттас. Самое плохое, что он даже не расстраивается. 5/5: Себастьян Феттель. Сильная гонка. Даром что не слишком результативная. 3/5: Кими Райкконен. Да, у Кими в какой-то момент начали барахлить тормоза, и он молодец, что смог вообще доехать до финиша. Делает ли это его выступление ярче? Нет. 5/5: Даниэль Рикьярдо: Заставить сэра Патрика Стюарта ЗАХОТЕТЬ выпить из ботинка – это высший пилотаж. 5/5: Макс Ферстаппен. Короткая, но очень яркая гонка. Мог вообще высоко приехать. Б/О: Фелипе Масса. Короткая гонка… И все. 5/5: Лэнс Стролл. Юнец наконец-то заработал первые очки. Причем сразу два. Да еще и в домашней гонке. Проведя несколько обгонов! Как не похвалить? 5/5: Даниил Квят. Не везет, не везет, потом ка-а-ак не повезет... 2/5: Карлос Сайнц. Ругался на напарника, набивал себе цену, испортил гонку двум невиновным людям и сошел. Карлос, не надо так. 5/5: Серхио Перес. Некоторые считают, что упрямством Чеко закрыл себе двери в топ-команды. Но везде ли нужны тихие Боттасы? 5/5: Эстебан Окон. После финиша он улыбался, сверкал глазами и обещал, что его время еще придет. Вот вообще не сомневаемся. 5/5: Нико Хюлькенберг. Одинокий добытчик очков для Renault снова не подвел. 0/5: Джолион Палмер. Хватит. Пожалуйста. 5/5: Фернандо Алонсо. Фернандо опять мог совершить чудо. И опять не совершил, по понятным причинам. 2/5: Стоффель Вандорн. После Монако Стоффель радостно говорил, что наконец-то понял, как ездить на этой машине. Кажется, соврал. 4/5: Роман Грожан. Романа на первом же круге поставил в неудобное положение Сайнц... 2/5. Кевин Магнуссен. ...Но он все равно финишировал гораздо выше напарника. 2/5. Паскаль Верляйн. Что-то как-то не зашло у Паскаля. Говорит, после аварии в Монако голова не болит, но мало ли... 3/5: Маркус Эрикссон. Для гонщика, выступающего в своем собственном классе, даже неплохо Итоги гонки Позиция | Пилот | Команда ----- | ----- | ------ 1. | Льюис Хэмилтон | Mercedes 2. | Валттери Боттас | Mercedes 3. | Даниэль Рикьярдо | Red Bull 4. | Себастьян Феттель | Ferrari 5. | Серхио Перес | Force India 6. | Эстебан Окон | Force India 7. | Кими Райкконен | Ferrari 8. | Нико Хюлькенберг | Renault 9. | Лэнс Стролл | Williams 10. | Роман Грожан | Haas 11. | Джолион Палмер | Renault 12. | Кевин Магнуссен | Haas 13. | Маркус Эрикссон | Sauber 14. | Стоффель Вандорн | McLaren 15. | Паскаль Верляйн | Sauber Личный зачет Позиция | Пилот | Команда | Очки ----- | ----- | ----- | ----- 1. | Себастьян Феттель | Ferrari | 131 2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 129 3. | Валттери Боттас | Mercedes | 93 4. | Кими Райкконен | Ferrari | 73 5. | Даниэль Рикьярдо | Red Bull | 67 6. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 45 7. | Серхио Перес | Force India | 44 8. | Эстебан Окон | Force India | 27 9. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 25 10. | Фелипе Масса | Williams | 20 11. | Нико Хюлькенберг | Renault | 18 12. | Роман Грожан | Haas | 10 13. | Кевин Магнуссен | Haas | 5 14. | Паскаль Верляйн | Sauber | 4 15. | Даниил Квят | Toro Rosso | 4 16. | Лэнс Стролл | Williams | 2 17. | Джолион Палмер | Renault | 0 18. | Маркус Эрикссон | Sauber | 0 19. | Фернандо Алонсо | McLaren | 0 20. | Антонио Джовинацци | Sauber | 0 21. | Стоффель Вандорн | McLaren | 0 Кубок конструкторов Позиция | Команда | Очки ----- | ----- | ----- 1. | Mercedes | 161 2. | Ferrari | 153 3. | Red Bull Racing | 72 5. | Force India | 53 5. | Toro Rosso | 21 6. | Williams | 18 7. | Renault| 14 8. | Haas | 9 9. | Sauber | 4 10. | McLaren | 0