«То, что он жив, уже хорошо». Авария едва не унесла жизнь топ-дебютанта IndyCar
После жуткой аварии на скорости 350 км/ч Роберт Уикенс оказался на операционном столе. Гонки в Америке всё так же опасны.
На седьмом круге гонки в Поконо на внутренней траектории второго поворота между Райаном Хантер-Реем и Робертом Уикенсом произошёл небольшой контакт: американец сместился вниз и коснулся задним колесом передней шины соперника. От контакта машину Хантер-Рея повело боком, машина Уикенса удержалась внутри, но в следующее мгновение болид канадца взлетел на носовом обтекателе и на скорости свыше 300 км/ч полетел в защитную сетку.
Полностью посмотреть видео вы можете в официальном YouTube-аккаунте IndyCar. После удара болид отскочил обратно на трассу и совершил несколько оборотов вокруг своей оси. Сетка была разворочена — её затем восстанавливали пару часов. Роберта Уикенса тем временем на вертолёте доставили в госпиталь. Очевидцы говорят, что он всё это время был в сознании. В больнице канадцу диагностировали переломы обеих ног и правой руки, ушиб лёгкого и травму позвоночника. Позже стало известно, что сломан шейный отдел позвоночника, повреждён спинной мозг. Уикенсу провели срочную операцию, врачи говорят, что всё прошло без осложнений. Однако теперь совершенно неясно, когда канадец встанет на ноги. В IndyCar Уикенс стал главной сенсацией года и едва не выиграл свою первую же гонку, канадцу прочили очень большое будущее. А теперь эти гонки едва не стоили ему жизни.
Канадец европейской школы
Ещё полгода назад Роберт Уикенс был не очень известен в Америке. В 2007 году канадец при поддержке «Ред Булл» отправился гоняться в Европу, но через пару лет вылетел из программы. Уже после этого Уикенс занял второе место в GP3, а на следующий год стал чемпионом «Мировой серии Рено», победив Жана-Эрика Верня. Попасть в Формулу-1 это не помогло и Уикенс на несколько лет осел в DTM, где одержал несколько побед, но от борьбы за титул был стабильно далёк. О переходе Уикенса в IndyCar стало известно в октябре — канадец пришёл на место Михаила Алёшина в Schmidt Peterson Motorsports.
Март 2018 года всё изменил: в первой же квалификации Уикенс завоевал поул на Гран-при Сент-Питерсберга, после чего уверенно лидировал почти всю гонку. На незнакомой трассе, за рулём незнакомой машины Роберт ехал спокойно и уверенно, будто он не новичок, а опытный ветеран американских гонок. Пока за два круга до финиша его не выбил Александер Росси: Уикенс оставил место в первом повороте, зная, что в следующем окажется на внутренней траектории, но не ожидал, что гонщик позади будет тормозить так поздно, не удержит машину на апексе и приедет аккурат в заднее колесо.
Успех в Сент-Питерсберге оказался не случайным: уже на следующем этапе — на овале (!) в Финиксе — Уикенс лидировал 44 круга и лишь в самой концовке уступил действующему чемпиону Джозефу Ньюгардену. Но даже второе место окончательно закрепило за Уикенсом славу восходящей звезды IndyCar. Далее последовали третье место на Гран-при Индианаполиса (гонка на дорожной трассе) и титул лучшего новичка «500 миль Индианаполиса» — самой престижной гонке США; ещё одно третье место — в Торонто — и вторая позиция в недавней гонке на «Мид-Огайо». По итогам 12 этапов Уикенс шёл шестым в чемпионате, набрав почти вдвое больше очков, чем любой другой новичок сезона.
Автоспорт по-прежнему опасен
В Поконо Уикенс снова был очень быстр: квалифицировался шестым и с первых же кругов прессинговал лидеров. Но всё кончилось после ошибки Хантер-Рея. «Я выходил из драфта, у меня была отличная скорость, но он оказался чертовски быстр, — рассказал после инцидента потрясённый гонщик. — Я думал, что он позади, я был уверен, что сбоку никого нет». Майкл Андретти, владелец команды, за которую выступает Хантер-Рей, попытался защитить пилота: «Думаю, Роберту стоило отступить. Он лишь наполовину поравнялся с Райаном, он был в слепой зоне, Райан просто не мог его видеть». Так или иначе, никто не ищет виноватых, и все понимают, что такое гонки на овалах. «Это худшая авария, какую я когда-либо видел, — отметил Себастьен Бурде. — То, что он жив, уже хорошо». Француз знает, о чём говорит: в прошлом году он на полной скорости влетел в отбойник в Индианаполисе. Бурде повезло отделаться переломами ног, он снова встрою и даже выиграл гонку — тот самый Гран-при Сент-Питерсберга в начале сезона.
Но так происходит не всегда, паддок IndyCar прекрасно помнит, как четыре года назад здесь же, в Поконо, погиб Джастин Уилсон — ему в шлем прилетел обломок другой машины. Почти семь лет назад в похожем на аварию Уикенса инциденте погиб Дэн Уэлдон — его автомобиль точно так же взлетел после контакта с соперником и вылетел в защитную сетку. Британец умер от удара головой о столб. Эта авария также напомнила трагедию 1999 года, когда в финале серии CART в Калифорнии разбился Грег Мур — главная надежда канадского автоспорта по ту серию Атлантики. За минувшие с тех пор 20 лет инженеры добились огромных успехов в области защиты пилота, но автоспорт по-прежнему остаётся опасен. Следующий этап серии IndyCar пройдёт 25 августа на овале «Гейтуэй». Schmidt Peterson Motorsports выставит один болид. Команда не будет искать замену Уикенсу.