Отцы-решалы: кто помогает российским гонщикам

По итогам Гран-при Бельгии в «Формуле-1» российский пилот Williams Сергей Сироткин поднялся на 12-е место. Этот результат стал лучшим в карьере гонщика. Очков спортсмен не набрал, но зато обогнал своего коллегу по «конюшне» — Лэнса Стролла. Того самого, чей отец купил Force India. News.ru разбирался, за какие заслуги пилоты попадают в «высшую лигу» и кто же «всё решает»? Сергей Сироткин (боевой пилот Williams) В июле 2013 года команда «Формулы-1» Sauber завязала контакты с тремя российскими организациями — Международным фондом инвестиционного сотрудничества, Государственным фондом развития Северо-запада РФ и Национальным институтом авиационных технологий. Руководителем последней, к слову, являлся отец гонщика — Олег Сироткин. Как писал «Собеседник», сумма контракта с командой составила €75 млн. Согласно договору Сироткин-младший должен был занять место боевого пилота Sauber, но вместо него стал выступать мексиканец Эстебан Гутьеррес. В 2014 году российский пилот за рулём Sauber принимал участие в тестовых заездах в Бахрейне, где преодолел 300 км и занял 8-е место. А ещё через год перешёл в GP2 в команду Rapax. Побывав четыре раза на подиуме и одержав одну победу, спортсмен набрал 139 очков и стал бронзовым призёром чемпионата. А в 2016 году продолжил карьеру в ART Grand Prix, выиграв две гонки и добавив к этому шесть подиумов. Сироткин сумел повторить результат прошлого сезона — третье место в общем зачёте. И уже через год смог заменить Александера Олбона, набрав девять очков в Баку. Параллельно с этим гонщик был тест-пилотом Renault, контракт с которой подписал в 2016 году. Сергей садился за руль болида на этапах в Сочи и Сан-Паулу. А в 2017 году гонял в первых сессиях свободных заездов Гран-при России, Испании, Австрии и Малайзии. После этого уже «конюшня» Williams F1 заполучила россиянина к себе, заменив им Фелипе Массу. Виталий Петров (чемпионат мира по автогонкам на выносливость, SMP Racing) Спортсмен начинал свою карьеру в начале 2000-х годов, соревнуясь на всероссийском уровне. Однако слава пришла к нему, когда он стал пилотом Renault F1 Team и Lotus Renault GP, после выступлений в «Формуле-1» с 2010 по 2012 года. В первый свой сезон россиянин провёл четыре гонки из девятнадцати, набрал 27 очков и занял 13-е место в личном зачёте. В первой гонке сезона-2011 Петров заехал на третье место на Гран-Австралии, а потом ещё в семи зарабатывал очки, что в итоге вылилось в 10-е место в общем зачёте. Год 2012-й он провёл уже в составе Caterham, ни разу не попав в десятку сильнейших. Результат, конечно, важен, но в случае неудач можно спать спокойно, если за твоей спиной мощные покровители и спонсоры. Ещё бы — иметь в отцах совладельца ОАО «Выборгский судостроительный завод» и ЗАО «Выборгская топливная компания», а также петербургских причалов «Балтийского судомеханического завода» — золотое дно. Для Renault партнёрство с Петровым играло немаловажную роль: на тот момент у французской команды «ушёл» один из ключевых спонсоров — голландский банк ING, вследствие чего у команды остро встал вопрос с деньгами. Представителям российского гонщика «конюшня» предложила заплатить €15 млн для участия в «Формуле-1». Если бы команда Петрова вовремя не уплатила круглую сумму, то его заменили бы на другого пилота, и не видать нам Виталия на просторах автотрасс. Но всё прошло успешно, и он гонял. Отец гонщика — Александр Петров — помогал сыну финансово. Он подтверждал эту информацию в интервью «Советскому спорту», где также рассказал о своих «помощниках» — Илье Трабере и Александре Уланове. К слову, Илья Трабер, по данным «РусПрес», на тот момент владел рынком антиквариата и морским портом. Известный человек в определенных кругах. Сам же Петров открыто говорил о поддержке, которую оказал ему отец. «Я и не думал о серьёзной карьере. Помню, тогда мы с папой сели, стали размышлять, надо ли нам это и чем мы рискуем. Благодарен отцу и его партнёрам Илье Траберу и Александру Уланову — они поверили всему […] и „вписались“ в этот проект. С тех пор они поддерживали меня, даже в каком-то роде воспитывали», — приводила в 2010 году слова пилота газета Metro. В настоящее время гонщик выступает за российскую команду SMP Racing, совладельцем которой является Борис Ротенберг. Даниил Квят (пилот по развитию «Феррари») Квят, в отличие от Петрова, начинал с картинга и попал в «Формулу-1» из программы поддержки молодых гонщиков Red Bull Juniot Team. Уже на тот момент он сотрудничал с нефтяной компанией «Лукойл». К тому же за плечами гонщика стоял отец — Вячеслав Квят, бизнесмен и экс-депутат Курултая Республики Башкортостан, бывший руководитель республиканского филиала Российской партии жизни. В своей карьеры Квят принимал участие в младших юниорских сериях «Формулы-БМВ» и «Формулы-Рено 2.0», где демонстрировал стабильность и результаты. На тот момент его непримиримым соперником был тот самый Карлос Сайнс-младший, который теперь занимает место основного пилота Renault. В 2013 году Даниила перевели на класс выше — в GP3. Там россиянин выступал успешно, и его повысили до основного пилота в Toro Rosso с последующим приглашением в Red Bull. В 2015 году он занял второе место на Гран-при Венгрии. Однако потом, после двух неплохих сезонов, показатели Квята стали падать, и он снова был переведён в Toro Rosso. А после с ним и вовсе расстались. Уже, казалось бы, всё — «финита ля комедиа». Но нет! Квяту предложили стать пилотом по развитию Ferrari. Хотя и на такие позиции кандидатов мало не бывает. Артём Маркелов (пилот по развития Renault) 23-летний гонщик получил место вместе с англичанином Джейком Эйткеном. До этого пилот выступал в «Формуле-2», и причём — весьма успешно. Во взрослых гонках Артём стартовал в 2011 году в ADAC Formel Masters, где стал четвёртым. После этого его пригласили в немецкую «Формулу-3», где в течение двух сезонов он сумел стать вице-чемпионом. За такие успехи Маркелова приняли в команду Russian Time в чемпионате GP2, где он прогрессировал от гонки к гонке. Лучшим результатом пилота стало второе место в «Формуле-2» — он уступил лишь Шарлю Леклеру. Многие связывают успех спортсмена с его отцом. Валерий Маркелов — совладелец компаний-поставщиков для ОАО «Российские железные дороги». По данным Reuters, Маркелов-старший владеет 80% акций «ПКП Мобойл», 28,67% «Интерпрогрессбанка» и 85% «Легиона-2» (фирма, предоставляющая РЖД услуги охраны). Более того, Russian Time, из которой пилот попал в серьёзные гонки, была создана при поддержке Валерия Маркелова и с прицелом на будущее сына. Вполне вероятно, что именно этот фактор сыграл роль в истории с приглашением спортсмена в команду «Формулы-1». Никита Мазепин (пилот по развитию Force India) Российский пилот начинал с картинга, выступал на всероссийских соревнованиях. В 2013 году он решил попробовать свои силы на европейской арене, где стартовал со скандала. В финале чемпионата мира по картингу в Бахрейне гонщик финишировал вторым, но соперники подали протест, и он был дисквалифицирован. После этого Мазепин сменил юниорский класс KFJ на взрослый KF, где сразу же стал вторым в мировом чемпионате, поставив точку в своих выступлениях в картинге. Затем он попал в команду Toyota Racing, где показывал стабильные результаты. Однако настоящая слава пришла к нему после перехода в двухлитровую «Формулу Рено 2.0» в команду Hitech Racing. И пока его партнёры по команде наперебой завоёвывали призы в гонках, Мазепин перебивался местами на стыке первого и второго десятка. Параллельно российский пилот несколько раз выступал в еврокубке «Формулы Рено» (12-е место). В будущем спортсмен может претендовать на место боевого пилота Force India. В этом ему может поспособствовать отец — Дмитрий Мазепин. Начиная с 1990-х годов, Мазепин-старший строит свою бизнес-карьеру, создавая, развивая и осуществляя руководство различными нефтяными и инвестиционными организациями. Он даже не прочь приобрести ту самую команду «Формулы-1», в которой трудится его сын. На данный момент ведётся судебное разбирательство, о котором уже сообщал News.ru. И, возможно, после этого карьера Мазепина-младшего «взлетит до небес». К слову, спортсмен не намерен оставаться в «Формуле-2» и планирует либо искать место в «Формуле-1», либо завершать карьеру. Может быть, я закончу [c гонками]. Кто знает, но почему нет? Так что-либо закончу, либо «Формула-1», — сказал он в интервью порталу Motosport. Остальные К этому списку можно добавить Михаила Алёшина (пилота «Индикара»), который уже практически оказался в «королевских гонках», но что-то пошло не так. Видимо, отец и по совместительству «директор консалтинговой компании» (обычно Пётр Алёшин-старший так и представляется) не смог помочь сыну. К слову, в 2010 году Алёшин-старший открыл в России программу поддержки молодых гонщиков «Наша Формула», а спонсорами выступали «Газпромбанк», «Газпромнефть» и СИБУР, владеющая торговой маркой Cordiant Компанию Михаилу составляет и восходящая звезда автогонок Роберт Шварцман. 18-летний пилот заключил договор с Академией Ferrari. А его отец — Михаил Шварцман — совладелец одной из самых крупных и успешных сетей цветочных магазинов «Цветоптторг». Да, в «Формулу-1» просто так не попасть. У тебя за спиной должны быть либо мощные покровители, либо денежные спонсоры. Вариант с талантом — редкая карта, которая разыгрывается в одном случае из десяти. Вот и остаётся — либо «пот и кровь» и «через тернии к звёздам», либо блат по-«королевски».

Отцы-решалы: кто помогает российским гонщикам
© News.ru