Гран-при Японии 7 октября: «Феррари» теряет шансы на чемпионство
Итальянские СМИ разнесли «Феррари» после очередного унизительного поражения. Гран-при Японии стал ещё одним чувствительным поражением для «Феррари» — в этот раз свою лепту в провал внесли и стратеги, провалившие квалификацию, и инженеры, чьи обновления не сработали, и даже гонщик, вновь попавший в аварию на первых же кругах. Итальянская пресса громит «Феррари», британская — празднует пятое чемпионство Хэмилтона. Гран-при Японии глазами западных СМИ — в традиционном обзоре «Чемпионата». «Это точка невозврата» «Стратеги проваливаются, ранимый пилот не учится на собственных ошибках, с машиной тяжело работать, — пишет Джанлука Гаспарини на страницах итальянской La Gazzetta dello Sport. — Кажется, с того дня, когда две „Феррари“ стояли на первом ряду в Монце, что-то сломалось. То, что раньше казалось слухами, вылезло на поверхность. И теперь вряд ли удастся избежать шрамов». В Италии пресса в один голос разнесла «Феррари», напоминая, что совсем недавно у команды была самая быстрая машина в чемпионате, и несмотря на это, шансов на титул почти не осталось. «Чемпионат можно проиграть множеством разных способов, но трудно вспомнить способ хуже, — отмечает журналист La Stampa Якопо д’Орси. — SF71H стала лучшей машиной за долгие годы, но со временем ей стало не хватать стабильного гонщика, уверенных инженеров и командного духа. В последнее время вокруг машины не было даже команды». «Сложно понять стратегию Маурицио Арривабене, — отмечает корреспондент La Corriere della Sera Джордж Терруцци. — Сначала он рассматривает обоснованную критику инженеров как нападки на команду, а чуть ли не на следующий день обрушивается на стратегов, которые сидят рядом с ним на пит-уолл. Он назвал их молодыми и неопытными, хотя все они достаточно опытны. При этом Арривабене никогда не критикует своего гонщика, а после Гран-при Японии даже назвал выступление Феттеля одним из лучших моментов этапа, только чтобы уберечь его от команды, хотя именно гонщик должен удерживать всех вместе в трудные времена». «Пять недель кошмара. Как вообще возможно, что всего за пять недель все усилия „Феррари“ пошли прахом? Проблемы с развитием машины? Главный соперник слишком сильно прибавил? Или за этим стоит какой-то чудовищный заговор? Я, конечно, иронизирую, но это лишь для того, чтобы не плакать, — пишет в своём блоге итальянский автоспортивный эксперт Лео Туррини. — Я не знаю, в чём причина столь резкого краха. Элканн и Камильери, преемники Маркьонне, обязательно разберутся. Я не хотел бы говорить, что после трагичного ухода президента в свитере всё пошло наперекосяк — это было бы неуважительно по отношению к нему. Но есть тревожные совпадения». «„Феррари“ в свои лучшие годы — годы Шумахера — строилась на идеальном симбиозе руководителя команды Жана Тодта и её технического директора Росса Брауна, — добавляет Туррини. — Сейчас на их местах Арривабене и Бинотто. Нельзя сравнивать разных людей разных эпох, но внутренний стержень не должен меняться. Если между ними нет взаимопонимания, то откуда оно возьмётся у команды? И сейчас воспоминания о прошлом — это не просто ностальгия, потому что эта осень — настоящее унижение. Фанаты „Феррари“ такого не заслужили». «Причины сложнее и глубже» Под «чудовищным заговором» Туррини, вероятно, подразумевает слухи о внутренних распрях «Феррари». Впервые о противостоянии Маурицио Арривабене и Маттиа Бинотто заговорили ещё в августе прошлого года, но тогда руководству команды удалось спустить всё на тормозах. Сейчас же слухи о напряжённых отношениях двух руководителей усилились. Более того, Даниэле Спаричи из La Corriere della Sera именно с их конфликтом связывает провальную серию «Феррари». «Для „Феррари“ „Сузука“ стала низшей точкой — и дело не только в ситуации на трассе. Это точка невозврата. Как и год назад, титул упущен, но если тогда причины были очевидны — проблемы с надёжностью в последней части чемпионата, то в этот раз они куда сложнее и глубже, — пишет автор. — Себастьян Феттель пополнил коллекцию сильных, но разрушенных позднее стартов — на этот раз он пошёл в необдуманную атаку на Макса Ферстаппена сразу после рестарта. Это была точная копия инцидентов, произошедших на старте в Монце и Ле-Кастелле. И это проявление неуверенности четырёхкратного чемпиона мира, симптом кризиса доверия». «И причина тому — трагичный уход Серджио Маркьонне. Бывший президент охранял внутренний баланс „Феррари“ и поддерживал горизонтальную систему управления, чтобы избежать иерархической структуры, и в то же время он самостоятельно принимал ключевые решения, — добавляет Спаричи. — Когда Маркьонне не стало, система какое-то время работала, но очень быстро рухнула. В „Феррари“ образовались два противоборствующих лагеря: один под началом руководителя команды Маурицио Арривабене, другой — во главе с техническим директором Маттиа Бинотто, причём Маркьонне в основном слушал последнего. Сейчас отношения Арривабене и Бинотто хуже, чем когда-либо». «Феттель попросту не так хорош, как Хэмилтон» Любопытно, что если итальянская пресса в первую очередь критикует команду в целом, то британские СМИ набросились на гонщика. «Это была уже седьмая ошибка Феттеля после летнего перерыва», — напоминает Фил Данкан из The Telegraph. «Хэмилтон готовился к величайшей битве за всю карьеру в Формуле-1, но после капитуляции Феттеля на „Сузуке“ борьбы мы уже не увидим», — отмечает на страницах таблоида The Sun Бен Хант. «Пока Хэмилтон уходил в отрыв и ставил быстрейший круг гонки, Феттель стоял задом наперёд после контакта с Ферстаппеном — и это краткое описание всей второй части сезона, — пишет автор портала Planet F1 Ричард Роуз. — И поскольку вопрос о титуле 2018 года практически закрыт, Феттелю необходимо завершить сезон на высокой ноте — как Нико Росберг, который в 2015-м, окончательно проиграв Хэмилтону титул, одержал три победы в сезоне. Именно они придали ему сил в начале сезона-2016 и помогли впоследствии выиграть чемпионат». Хотя есть и те, кто не торопится обвинять Феттеля. Например, Люк Смит с портала Crash считает, что немец должен был идти в атаку. «В глубине души Феттель сражался не с Ферстаппеном, а с лидерами. Даже несколько кругов позади голландца лишили бы его последней надежды на победу, — рассуждает Смит. — Он увидел пространство и пошёл в атаку — разве не этого мы хотим от пилотов? Если есть шанс обогнать, а на кону — чемпионский титул, разве они должны сбавлять, а не идти на риск? Да, атака была отчаянной, но Феттель вынужден был атаковать именно так». Впрочем, в первую очередь британские журналисты отмечают, что пятый титул у Хэмилтона почти в кармане и его собственную скорость. «Самоубийственный пилотаж Феттеля — это ещё одно следствие полного превосходства Льюиса Хэмилтона на трассе, — пишет Джонатан Макэвой из The Daily Mail. — И рискованный манёвр Себа практически на блюдечке преподнёс британцу очередной титул. Феттель попросту не так хорош, как Хэмилтон». «Победа в Японии стала 71-й в карьере Хэмилтона. Теперь он уступает рекорду Михаэля Шумахера 20 побед, — напоминает на страницах The Times Ребекка Клэнси. — Достижение немца, казалось, невозможно перебить, но для нынешнего Льюиса нет ничего невозможного. По крайней мере, в рамках текущего сезона». Впрочем, Дэвид Тремэйн на страницах The Independent напоминает, что вопрос о титуле ещё не закрыт. «Многие говорят, что Льюис уже обеспечил себе чемпионство, однако пара осечек — поломка здесь, столкновение — там, и за две гонки до конца сезона отрыв от Феттеля упадёт до 17 очков. И Хэмилтон как никто знает, что ничего ещё не решено, — пишет Тремэйн. — Тем не менее, если он вместе со своим „ведомым“ Валттери Боттасом приедет первым и вторым в Остине — на трассе, которую очень любит, — бой за титул будет окончен. Даже если Феттель приедет сразу за ними». «„Макларен“ смотрелся ужасно» Не только «Феррари» по итогам Гран-при Японии попала под огонь критики — второе место в антирейтинге СМИ занял «Макларен». На протяжении всего уик-энда машины из Уокинга были медленными, а в квалификации «Макларен» ждал оглушительный провал. «Для „Макларена“ квалификация стала тем моментом, который стараешься поскорее забыть. „Макларен“ смотрелся ужасно, это была самая медленная машина на трассе — впервые в сезоне команда уступила даже „Уильямсу“, — пишет обозреватель The Guardian Жиль Ричардс. — Кроме того, они ошиблись с выбором шин и оправдываться за это пришлось спортивному директору Жилю де Феррану — хотя резину заказывали ещё до его прихода. Эта трасса показала слабости машины, как не смог бы ни один другой автодром в мире. Перед следующим сезоном у „Макларена“ огромный объём работы, и даже небольшое улучшение стало бы шагом вперёд».