ГП Эмилии-Романьи: Пресс-конференция в воскресенье
1. Льюис Хэмилтон (Mercedes) 2. Валттери Боттас (Mercedes) 3. Даниэль Риккардо (Renault) Интервью на трассе Вопрос: (Пол ди Реста) Даниэль, второй подиум в трёх гонках! Как всё прошло? Даниэль Риккардо: Странная была гонка! После старта я вышел на четвёртую позицию, и мне казалось, что это максимум, на что можно сегодня рассчитывать, учитывая, какие три машины едут впереди. Конечно, Серхио Перес ехал в отличном темпе и опередил нас за счёт пит-стопа, но под конец гонки, когда на трассе был автомобиль безопасности, он поехал в боксы за комплектом мягких шин, а мы остались на трассе. Не знаю, что там произошло с Максом Ферстаппеном, зато мы получили возможность побороться за подиум. Но на последних кругах откуда-то позади меня появился Даниил Квят, и это было весело! Но в Имоле сложно обгонять, хотя сама трасса – просто великолепная. Два подиума в трёх гонках – как-то быстро всё произошло! Вопрос: (Пол ди Реста) Отличная возможность выпить шампанское из ботинка! Скажите, Сирилу Абитебулу придется согласиться на вторую татуировку? Даниэль Риккардо: Сирил Абитебул, когда подходил меня поздравить, сразу сказал, что вторую татуировку делать не будет – но, может, кто-нибудь ещё в команде сделает! И уж сегодня я не забуду выпить шампанского из ботинка! Вопрос: (Пол ди Реста) Гонять в Имоле здорово, не так ли? Даниэль Риккардо: Конечно да! Обгонять здесь непросто, но трасса замечательная! Вопрос: (Пол ди Реста) Валттери, вы стартовали с поула и идеально ушли на дистанцию, но далее вам пришлось сражаться на поврежденной машине. Валттери Боттас: Да, повреждения сильно сказались на скорости. Я хорошо стартовал – это было крайне важно. Но на втором круге на выходе из седьмого поворота оказались обломки, у меня не было времени отреагировать. Вопрос: (Пол ди Реста) Вы успели их заметить? Валттери Боттас: Да, притом я постарался проехать так, чтобы обломки оказались в середине машины и не задели резину. Но в итоге машина получила повреждения, пилотировать стало сложно Вопрос: (Пол ди Реста) Оказавшись под прессингом со стороны Макса Ферстаппена, вы допустили ряд ошибок и несколько раз блокировали колёса. Наверное, это можно списать на дефицит прижимной силы? Валттери Боттас: Я атаковал, как мог, чтобы Макс не смог меня опередить. Я работал на пределе, а это привело к ошибкам. Мне не повезло. Вопрос: (Пол ди Реста) Льюис, потрясающее выступление! В Портимао вы установили новый рекорд по числу побед, а сегодня идеально реализовали стратегию! Как всё прошло? Льюис Хэмилтон: Гонка выдалась изнуряющей, мы всю дистанцию мчались на невероятной скорости! Но сейчас я очень счастлив! Я смотрю на нашу команду, думаю о всех, кто работает в Брэкли и Бриксуорте – они настоящие герои, никогда не сдаются, каждый год изобретают нечто новое и снова поднимают планку. Со стороны может показаться, что мы привыкли завоевывать Кубок конструкторов, но для нас каждый такой успех как первый. Я благодарен всем в команде и горжусь тем, что причастен к её рекордному достижению. Это ещё никому не удавалось [семь раз подряд выигрывать Кубок конструкторов]. Спасибо нашему лидеру Тото Вольффу, спасибо Mercedes, Petronas и всем нашим партнерам, без которых мы не смогли бы добиться такого успеха. Вопрос: (Пол ди Реста) Семь Кубков конструкторов подряд – ваша команда невероятно сильна, не так ли? Льюис Хэмилтон: Семь Кубков конструкторов подряд – это невероятное достижение! Поверьте, нелегко после отличного результата продолжать выступать на высочайшем уровне, но наши сотрудники действуют безупречно – об этом я буду рассказывать своим детям и внукам! Вопрос: (Пол ди Реста) Тото, мы редко видим вас настолько довольным! Седьмой Кубок конструкторов подряд, рекорд Льюиса по числу побед – что это значит для вашей команды? Тото Вольфф: Я не так уж много внимания уделяю статистике, но таким достижением можно гордиться! У нас прекрасная команда, мы едины, мы пытаемся отодвинуть пределы возможного, выйти на новый уровень, и сегодня нам это удалось. Это замечательный момент, и я рад разделить его со всеми! Вопрос: (Пол ди Реста) Каковы дальнейшие планы? Полагаю, команда соберется с силами и поставите перед собой еще более высокие цели? Тото Вольфф: Пока мы сохраняем мотивацию, пока у нас хватает энергии – а по нашим парням это хорошо видно – мы будем стремиться к новым победам. Безусловно, в следующем году у нас будут сильные соперники в лице Red Bull Racing, Макса Ферстаппена и Honda, они уже сейчас, под конец этого сезона прекрасно справляются с делом, но мы готовы принять новый вызов. Вопрос: (Пол ди Реста) Команда не выиграла бы семь Кубков конструкторов без двух конкурентоспособных гонщиков. Валттери сегодня пришлось нелегко, что случилось? Тото Вольфф: Похоже, на втором круге Валттери проехал по обломку от Ferrari или Racing Point, этот кусок застрял в его машине и негативно влиял на аэродинамику. Валттери не мог уклониться, этот момент сильно сказался на его гонке. Пресс-конференция Вопрос: Льюис, еще одна победа! Вам понравилось пить шампанское из ботинка? Как это на вкус? Льюис Хэмилтон: Как раствор пота! Даниэль Риккардо: Не так плохо, как ты думал, верно? Льюис Хэмилтон: Честно, вкус так себе. Я не очень-то люблю шампанское, а из ботинка оно ещё хуже! Даниэль напомнил мне мои слова, что я ни при каких условиях не стану пить из ботинка – что ж, никогда не говори никогда! Я горжусь нашей командой. Быть причастным к её невероятному успеху – огромная честь, я счастлив работать с невероятными специалистами в Брэкли и Бриксуорте, они настоящие герои. Их не показывают по телевизору, но именно они каждый день работают на пределе, расширяют границы возможного и придумывают новые решения, чтобы мы приезжали на гонки и выступали так, как выступаем в этом сезоне. Успех не приходит сам собой. Людям кажется, что победы стали для нас чем-то обыденным, болельщики, возможно, привыкли к нашим успехам, но внутри команды этого чувства привычки нет – уже завтра мы будем активно готовиться к следующей гонке. В среду у нас будет большой командный брифинг, на котором мы проанализируем, в чем можно было сработать эффективнее. Также мы обсудим, какой должна быть машина для следующего сезона, и что необходимо предпринять, чтобы добиться несколько лучшей управляемости мотора и более бережного использования шин. В Mercedes по-настоящему влюблены в гонки, спасибо всем нашим сотрудникам! Вопрос: Льюис, ваша команда только что выиграла Кубок конструкторов… Льюис Хэмилтон: Как раз об этом я только что сказал! Вопрос: В сравнении с чемпионским титулом насколько иначе воспринимается победа в Кубке конструкторов? Льюис Хэмилтон: Знаете, победа в Кубке конструкторов всегда доставляет больше радости. В этом плане Формула 1 немного странный спорт: в нём соревнуются команды, но есть два зачета – для команд и для гонщиков. И основная задача гонщиков – зарабатывать очки для команды. Когда команда выигрывает Кубок конструкторов, эмоций больше, чем от чемпионского титула, поскольку Кубок конструкторов добывается усилиями всего коллектива. Да, на подиум поднимаются гонщики, но в остальном мы такая же часть коллектива, как любой сотрудник, такое же звено в одной большой цепи. Все в команде очень радуются, если удаётся завоевать Кубок конструкторов, и когда мы соберемся вместе, чтобы отпраздновать Рождество, каждому будет приятно от мысли, что мы сработали по-настоящему здорово и сделали то, что ранее не удавалось никому. Здорово быть причастным к такому успеху! Даже если бы сегодня я завершил карьеру, я помнил бы об этом достижении до конца своих дней. Вопрос: Что скажете о гонке? Льюис Хэмилтон: Гонка получилась интенсивной и очень изматывающей как физически, так и психологически – в основном из-за невероятных скоростей и кочковатого асфальта. Валттери удался отличный старт. Я рассчитывал лучше него сорваться с места, но вместо этого откатился на третью позицию. Далее я старался обогнать Макса Ферстаппена, но подобраться на дистанцию атаки было практически невозможно. К тому же, в попытках подъехать ближе я буквально уничтожал передние шины, так что пришлось ослабить натиск и держаться на определенном расстоянии. Макс провел пит-стоп раньше, чем я ожидал, следом Валттери сменил шины, чтобы не допустить «подрезку», а я не мог ответить им тем же. Перед стартом мы обсуждали разные варианты стратегии, я знал, что в такой ситуации важно действовать иначе – то есть, как можно дольше оставаться на трассе. Я понятия не имел, на какое количество кругов хватит шин, но, похоже, за счёт стратегии обеспечил себе победу. Вопрос: Валттери, прежде чем мы поговорим о гонке, что вы можете сказать об успехе команды? Для вас это уже четвертый сезон с Mercedes и четвертый Кубок конструкторов, который вы помогли им завоевать. Валттери Боттас: Потрясающе осознавать, что я четвертый год подряд помогаю команде завоевать Кубок конструкторов. Невероятное достижение, в этом я полностью согласен с Льюисом. Я горжусь нашими специалистами, каждый из них постоянно стремится сработать еще эффективнее, а вместе мы добиваемся колоссального прогресса. В Mercedes принято поддерживать друг друга, мы следуем принципу, что возможно буквально всё, если приложить усилия. Я счастлив быть частью этого. Конечно, нам самим потребуется время, чтобы осознать, чего мы добились, но мы должны насладиться моментом, поскольку триумф абсолютно заслуженный. Спасибо команде! Вопрос: Льюис сказал, что вам удался отличный старт, но потом вы практически всю дистанцию ехали с застявшим обломком от чужой машины. Как это сказалось на скорости? Валттери Боттас: На втором круге на выходе из седьмого поворота прямо на траектории я заметил большой кусок карбона. Времени уклониться уже не оставалось, я мог лишь решить, как именно по нему проехать, и предпочел направить машину прямо на него, чтобы он оказался под днищем и не задел резину. К сожалению, обломок застрял где-то внизу, из-за этого машина потеряла едва ли не половину прижимной силы, что особенно сказывалось в скоростных поворотах. Я чувствовал, что W11 заметно скользит и на торможении ведет себя менее предсказуемо – иногда мне удавалось без проблем сбросить скорость, а иногда колеса попросту блокировались. Я понимал, что скорости не хватает. Макс Ферстаппен организовал серьёзный прессинг и в сумел выйти вперед после того, как я перестарался, защищая позицию. Можно сказать, что сегодня просто не мой день, из-за того обломка у меня фактически не было шансов побороться за победу. По крайней мере, мы обеспечили команде очередной победный дубль – идеальный способ завоевать седьмой Кубок конструкторов подряд! Вопрос: Даниэль, приятно снова видеть вас на подиуме, второй раз в трех гонках! Насколько приятен сегодняшний результат? Даниэль Риккардо: Все подиумы очень приятны! Как в случае с победами, они не приходят сами собой. Для меня это второй подиум в трёх гонках, я рад ему не меньше, чем третьему месту на Нюрбургринге, и всё же он, скажем так, более неожиданный. За пятнадцать кругов до финиша я ехал пятым, но потом что-то случилось с машиной Макса Ферстаппена, на трассе появился сейфти-кар. Я оказался четвертым, а в следующий момент Серхио Перес отправился в боксы и пропустил меня на третье место. Конечно, я понимал, что с шинами Hard будет сложно обороняться на рестарте, но был очень рад возможности хотя бы побороться за подиум. Обгонять в Имоле очень сложно, потому мы с командой решили, что будет лучше остаться на трассе и попытаться удержать позицию. К счастью, нам это удалось, правда, прессинг со стороны Даниила Квята застал врасплох. Не понимаю, как он смог так быстро подобраться. Мне сообщили, что Даниил едет на шинах Soft, расстояние между нами стремительно сокращалось, однако я сумел остаться впереди и очень этому рад! Первый подиум в нынешнем сезоне был чем-то невероятным, а заработать второй спустя несколько недель – это совершенно потрясающе! Вопрос: Команда Renault поднялась на третье место в зачете Кубка конструкторов, сейчас вы на одно очко опережаете McLaren и Racing Point! Даниэль Риккардо: Отлично, борьба действительно плотная! Я видел, как Эстебан остановил машину еще на ранней стадии гонки – похоже, из-за каких-то технических проблем. Не знаю, какую позицию он в тот момент занимал, но если бы не сход, ему бы хватило скорости, чтобы заработать несколько очков. Здорово, что мне удалось финишировать на подиуме, но если в зачете Кубка конструкторов мы хотим остаться впереди соперников, нужно набирать очки обеими машинами. Досадно, что Эстебана подвела надежность машины, но до конца сезона еще несколько гонок – уверен, в каждой из них он будет сражаться на пределе. Вопросы по видеосвязи Вопрос (Алекс Калинаускас) Льюис, расскажите подробнее о старте. Судя по всему, он прошел не так, как вы рассчитывали. И ещё: в период пребывания на трассе машины безопасности команда предупреждала вас о необходимости соблюдать дельту времени – насколько серьезными были опасения? Льюис Хэмилтон: Не знаю, что было не так на старте. Возможно, колесам просто не хватило сцепления. Нужно всё проанализировать, но в целом разгон получился недостаточно быстрым, я уступил и Валттери, и Максу. Похоже, Максу сегодня повезло стартовать с третьей позиции. Знаю, я мог бы сработать эффективнее, но всегда легко рассуждать постфактум. Что касается дельты времени, в команде зря беспокоились, я ехал намного медленнее. Вопрос: (Скотт Митчелл) Льюис, незадолго до эпохи гибридных силовых установок Альдо Коста сказал, что для Mercedes победа в чемпионате недостаточно амбициозная цель, команда должна стремиться выиграть несколько титулов и Кубков конструкторов. Уверен, семь Кубков конструкторов подряд превзошли самые смелые ожидания. Насколько изменилась команда с того момента, как вы присоединились к ней в 2013 году? За счёт чего ей удалось добиться такого успеха? Льюис Хэмилтон: С 2013 года в команде многое изменилось. Мне было сложно поверить в то, что меня пригласили заменить самого Михаэля Шумахера – гонщика, который добился в Формуле 1 невероятных успехов. Он завершал карьеру, а мне предстояло занять его место в кокпите и работать с теми же механиками и инженерами, с которыми работал он сам – согласитесь, это огромная честь. Правда, в то время команда переживала непростой период, машина была недостаточно хороша. Здорово, что мне с самого начала позволили задавать направление доработки, мы многое скорректировали по ходу сезона 2013 года. Я знал, что гибридная силовая установка у Mercedes получится очень удачной, так как они приступили к работе над ней очень заблаговременно. Сотрудничая с McLaren и Mercedes одновременно, я был в курсе планов Mercedes, знал, что у McLaren заканчивается соглашение с ними, и мне хотелось продолжить с Mercedes, настолько заразительным было их стремление добиться поставленных целей. У этого бренда богатая спортивная история, я понимал, что у них есть все возможности, чтобы стать по-настоящему конкурентоспособными. Но для этого требовалось собрать в одном месте множество невероятно работоспособных специалистов и сделать так, чтобы они совместно могли изобретать совершенно фантастические вещи. Образно говоря, нужно было собрать воедино огромный паззл из множества кусочков. Потрясающе наблюдать, как команда из года в год строит невероятно быструю машину, управлять которой доверено только двум гонщикам на планете. Притом наши сотрудники не воспринимают успех как нечто само собой разумеющееся. Когда мы завоевываем очередной подиум, они не позволяют себе долгих празднований и практически сразу возвращаются к работе – уверен, они уже обсуждают в переписке, какие запчасти нужно подготовить к следующей гонке, и какие модификации необходимо протестировать. Как раз в таком подходе заключена сила Mercedes. Вопрос: Льюис, вас удивило, что Тото Вольфф не поднялся на подиум вместе с вами и Валттери? Льюис Хэмилтон: Да, удивило. Тото очень редко появляется перед телекамерами, но сегодня он вышел, чтобы сказать несколько слов, и я подумал, что увижу его на церемонии награждения. Возможно, ему самому было бы приятно разделить с нами подиум, однако он вновь проявил себя как настоящий лидер. Тото не стремится быть на каждой фотографии, для него команда превыше всего. Несомненно, он лучший руководитель во всей Формуле 1. Не важно, что о нём говорят – никто не справляется с работой руководителя команды лучше Тото. В нём оптимально сочетаются целеустремленность, эмпатия и личные принципы, что делает его лучшим боссом, какого только можно представить. Его действительно заботит то, как обстоят дела у каждого сотрудника, всё ли в порядке в семье и каким образом можно помочь работать ещё продуктивнее. Тото потрясающий человек, мне очень повезло работать с ним. Без него мы бы не смогли добиться таких успехов. Вопрос: (Бен Хант) Льюис, в эфире Sky Sports F1 Тото Вольфф сказал, что в должности руководителя команды добился всего, к чему стремился, и подыскивает себе замену. Он не назвал никаких имён, но эти слова можно считать своего рода намёком, что в следующем году его роль в команде будет иной. Насколько вас беспокоит перспектива выступать без Тото Вольффа на посту руководителя? Есть ли опасения, что в его отсутствие команда не сможет быть столь же успешной? Льюис Хэмилтон: Я сам не знаю, буду ли выступать в Формуле 1 в следующем году, так что подобные вопросы меня не беспокоят. Мы с Тото часто беседовали один на один, я понимаю, какую нагрузку испытываем мы оба. Я давно выступаю в Формуле 1 и могу понять желание человека отойти от дел и проводить больше времени с семьей. Не знаю, кто мог бы заменить Тото, но он лидер и вряд ли поставит вместо себя того, кто спасует перед вызовом и не сумеет справиться с поставленными задачами. Он найдет подходящего специалиста. В этом секрет успеха Mercedes: мы умеем находить нужных людей и предоставлять им полномочия, позволяющие максимально раскрыть свой потенциал. Тото стремится сделать так, чтобы каждый сотрудник команды смог наилучшим образом себя проявить. И он наверняка найдет того, кто сможет успешно руководить коллективом. Не стоит забывать, что команда не состоит из одного человека, в ней работает множество людей. Не Тото Вольфф строит машину, эта задача требует усилий многих специалистов. Но я поддержу Тото в любом его решении. Вопрос: Валттери, как вы оцениваете работу Тото Вольффа? Вы сотрудничали с ним еще до того, как пришли в Mercedes. Валттери Боттас: У меня такое же мнение, как у Льюиса. Заменить Тото кем-то другим будет очень непросто, ведь он совершенно точно знает, какая поддержка необходима каждому сотруднику команды, как помочь людям справляться с критикой и становиться лучшей версией самих себя. Он умеет «читать» эмоции, его участие всегда уместно и эффективно. Мне повезло работать с Тото с 2008 года, он очень помог мне в начале моей карьеры. Это замечательный человек, и каким бы не оказалось его решение насчёт собственных планов, я с уважением приму его выбор. Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Валттери, неделю назад в Портимао вы просили команду поставить вам иные шины, чем у Льюиса, но получили отказ, а сегодня Льюису позволили реализовать иную стратегию, чем была у вас. Вы удивлены? Валттери Боттас: Это две разные ситуации. Утром в команде мы обсуждали, как действовать, если одному из нас придется иметь дело с прессингом. Была вероятность, что в Red Bull Racing попытаются осуществить так называемую «подрезку» – эту тактику они применили против меня, соответственно, и отвечать пришлось мне. Будь я на месте Льюиса, я бы точно так же постарался как можно дольше оставаться на трассе. Для Льюиса тактика с поздним пит-стопом сработала, но в целом у него было преимущество в темпе – в том числе потому, что в мою машину попал обломок. В Портимао ситуация была другой: пусть я просил перевести меня на шины Soft, с ними я вряд ли бы смог до самого финиша держать хороший темп. Здорово, что мы заранее обсуждаем разные варианты, это делает сражение более честным и позволяет нам добиваться отличных командных результатов. Вопрос: (Кристиан Менат) Валттери, обломок, который попал в вашу машину и застрял в ней, был довольно крупным. Вас удивило, что дирекция гонки не объявила режим виртуального автомобиля безопасности, чтобы убрать этот обломок с трассы? Вы планируете спросить об этом Майкла Маси? Валттери Боттас: Инженер предупредили меня о том, что в седьмом повороте на траектории может оказаться гравий, но желтых флагов в той части трассы не было. Я заметил обломок, но уклониться уже не успевал и решил проехать прямо, чтобы обломок оказался под днищем и не зацепил шины. Хорошо бы узнать, почему нас не предупредили об этом куске карбона, ведь он явно представлял опасность, особенно если бы его отбросило в воздух от какой-нибудь из машин. Вопрос: (Дитер Ренкен) Льюис, не знаю, успели ли вы рассмотреть победный кубок, но он выполнен в форме трассы, а место, где погиб Айртон Сенна, отмечено значком в виде бриллианта. Что вы об этом думаете? Этот трофей для вас особенный? Льюис Хэмилтон: Каждый трофей по-своему особенный. Когда мы вернулись на пит-лейн, я заметил, как на кубке делают гравировку. Я впервые наблюдал подобное – интересно, так делают всегда? Когда в детстве выступаешь в картинге, трофеи там очень простые и выполнены из пластика, но они очень много для тебя значат. С переходом в более высокие категории кубки становятся красивее и дороже, а в Формуле 1 они просто восхитительные! Правда, в какой-то момент на фоне снижения расходов кубки в Формуле 1 стали менее красивыми и более хрупкими, со временем они, скорее всего, попросту развалятся. Что касается этого трофея… Гонки Формулы 1 в Имоле не было довольно долго. Я помню тот день 1 мая 1994 года, когда я гонялся в картинге, а жизнь Айртона Сенны трагически оборвалась на здешней трассе. Спустя 26 лет я смог победить здесь точно так же, как раньше побеждал Айртон. Кубок за эту гонку довольно тяжелый и выглядит солидно – не похоже, чтобы он стоил дешево. Надеюсь, со временем он ничуть не потеряет в своей красоте! Вопрос: (Ребекка Клэнси) Льюис, вы сказали, что пока не знаете, будете ли выступать в Формуле 1 в следующем сезоне. Многие считают очередной контракт с Mercedes чем-то само собой разумеющимся, но есть ли в самом деле вероятность, что вы не будете участвовать в гонках в 2021-м? Льюис Хэмилтон: На дворе уже ноябрь, а я… Здорово, что до Рождества осталось совсем немного! Я полон сил и чувствую, что мог бы выступать еще очень долго, но вы говорили о ситуации с Тото Вольффом, о достижениях и приоритетах. Мне о многом нужно подумать. Я хотел бы продолжить выступать в Формуле 1 в следующем году, но 100% гарантии дать не могу. У меня много интересов, время покажет, как всё сложится. Вопрос: (Фил Дункан) Льюис, уже в Турции вы можете стать семикратным чемпионом мира. Что вы чувствуете, находясь буквально в шаге от исторического достижения? И что говорит о вашей конкурентоспособности то обстоятельство, что вы можете гарантировать себе титул за три этапа до конца сезона, состоящего всего из семнадцати гонок? Льюис Хэмилтон: В этом году наша команда сработала просто фантастически. Я понимаю, что все эти результаты, все победные дубли не были бы возможны без усилий многих людей. У меня феноменальный напарник, который каждый уик-энд демонстрирует великолепную скорость и очень осложняет мне задачу. Валттери прогрессирует во многих аспектах, с каждым сезоном становится сильнее, соперничать с ним очень непросто. Я уверен, что мне самому за последние два года удалось добиться прогресса во многих областях, притом жизненный опыт делает меня сильнее. Да, я становлюсь старше, но не позволяю себе терять физическую форму и, как вы могли убедиться сегодня, выступаю всё лучше и лучше. Я прибавляю с каждым уик-эндом, очень доволен своими результатами, но не сумел бы всего этого добиться без замечательных сотрудников Mercedes, которые предоставляют мне невероятно надежную и быструю машину, с которой я могу сражаться за победы и титулы. Перевод: Валерий Карташев
В Ф1 планируют ограничить возможности клиентских команд