Заброшенная трасса в Ханое: Что привело к драме с Гран При Вьетнама?
Первый в истории Гран При Вьетнама был запланирован на апрель 2020 года, но гоночные машины так и не пронеслись по улицам Ханоя, а сейчас велика вероятность, что этого никогда и не произойдет. О том, что пошло не так, рассказывает британский журналист Крис Медланд.
Прошлогодняя отмена Гран При Австралии была весьма драматичной. Гонку в Мельбурне отменили за несколько часов до запланированного старта первой пятничной тренировки. Но вот перенос одной из следующих гонок повлек за собой куда более значимые последствия. После многих лет планирования и строительства Гран При Вьетнама был отменен за три недели до своего предполагаемого начала. Была еще вероятность, что он состоится ближе к концу сезона, когда, как все надеялись, ситуация в мире улучшится. Но за год много всего произошло, и гонка так и не состоялась. А теперь похоже, что такого шанса не будет уже совсем. Но почему получилось так, что по новой, современной трассе в большом городе так никогда и не проедут машины Формулы 1? Ответ сложный, но основная причина, как бы банально она не звучала, – это Covid-19.
Есть вероятность, что улицы Ханоя так никогда и не примут Гран При Формулы 1Фото: Manan Vatsyayana/AFP via Getty Images
О возможном проведении Гран При Вьетнама говорили еще тогда, когда у руля Формулы 1 стоял Берни Экклстоун, но реализация проекта началась именно благодаря Liberty Media. Идею поддержал председатель Народного комитета (мэр) Ханоя Нгуен Дык Чунг, который хотел привести Формулу 1 во Вьетнам. Но это была скорее его личная инициатива, и широкой государственной поддержки он не получил. Тем не менее, гонка была одобрена, а частная компания VinGroup взяла на себя финансовую поддержку и начала работу по постройке трассы вокруг стадиона Ми Динь.
Босс Ф1 Чейз Кэри и Дык Чунг в 2018-м после пресс-конференции, на которой было объявлено о проведении Гран При Вьетнама с 2020-гоФото: Nhac Nguyen/AFP via Getty Images
Летом 2019 года я был в Ханое, чтобы рассказать вьетнамским журналистам чего ожидать, когда Формула 1 приедет в столицу Вьетнама и обучить их. Организаторы гонки понимали, что местные журналисты ограничены в знаниях об этом спорте. Ведь во Вьетнаме никогда не было гонок, гонщиков, команд. Наибольшее влияние Формула 1 оказывала на местных болельщиков, когда персонал команд отправлялся в отпуск после Гран При Малайзии. Таким образом, болельщиков во Вьетнаме было немного, журналистов вид спорта интересовал постольку-поскольку, что в свою очередь выливалось в нехватку знаний у сотрудников СМИ.
Многое изменилось, когда Red Bull привезла в Ханой две машины и организовала показательные заезды. Ни у кого не было сомнений, что скоро в Ханое будут свои болельщики, тепло встречающие Формулу 1. Но затем пришел Covid-19.
Дэвид Култхард с флагом Вьетнама на демонстрационных заездах в Хошимине в 2018-мФото: Thananuwat Srirasant for Red Bull
Исполнительный директор Formula One Group Чейз Кэри приехал в Мельбурн прямо из Ханоя, чтобы объявить об отмене первой гонки сезона 2020 года. Но до того он уже обсуждал ситуацию в столице Вьетнама. Вскоре было объявлено, что Гран При в Ханое также отложен, и это стало началом конца так и не состоявшегося этапа. По крайней мере, на данный момент.
Понятно, что проводить первую в истории страны гонку такого ранга без зрителей было не выгодно и не рационально. Поэтому, как и ряд других этапов, например, вернувшийся в календарь Зандворт, гонка 2020 года во Вьетнаме была официально отменена.
К апрелю 2020 года трасса в Ханое была построена, но Гран При отменили из-за пандемии коронавирусаФото: Manan Vatsyayana/AFP via Getty Images
Но к тому времени, когда объявление об этом было сделано официально (а это случилось только в октябре 2020 года), политический рельеф претерпел серьезные изменения. В августе за несанкционированное использование секретной информации был арестован и вскоре приговорен к пяти годам тюрьмы градоначальник Ханоя Нгуен Дык Чунг. После этого главная движущая сила организаторов этапа исчезла. Формула 1 обнаружила, что принять эстафету из рук Чунга некому.
Пандемия – это идеальный повод, чтобы уйти и сократить свои потери. Во Вьетнаме, где нет истории Формулы 1, не было никого с реальной властью, кто бы мог поддержать приход гонок в Ханой, и проект оказался не у дел. Трасса была готова, она обещала быть довольно зрелищной, тем более, что над ней работала автоспортивная группа Формулы 1. Но сама трасса расположена не в центре города, не у туристических маршрутов, а потому может быстро забыться. Да, безусловно, ее строительство принесло городу пользу, учитывая, что часть трассы проходит по дорогам общего пользования, где был положен новый асфальт. И если бы трасса принимала Гран При, то она нуждалась бы обслуживании, инвестициях, продвижении. Все это стоит денег, а VinGroup рассчитывала получить определенную прибыль. В условиях же продолжающейся пандемии маловероятно, что прибыль от туристов, которые захотели бы приехать на первую гонку, вообще придет. Гран При Нидерландов в Зандворте – это тоже новая гонка, но там есть огромный интерес к Формуле 1. Во Вьетнаме такого интереса нет.
Возведение временных трибун на трассе в Ханое в марте 2020 годаФото: Manan Vatsyayana/AFP via Getty Images
Лишь открытие продаж билетов на первую гонку сможет дать возможность более точно оценить объем вероятных доходов. Но сделать это можно будет только тогда, когда мир вернется к привычной жизни. Уверенности в том, что это произойдет в 2021 году, нет. И это также ставит реализацию проекта под сомнение.
Если бы строительство трассы шло с участием государственного финансирования, тогда бы, возможно было больше уверенности в продвижении проекта, но VinGroup может подойти к делу более прагматично и свернуть проект прямо сейчас, тем более, что Гран При Вьетнама нет в календаре 2021 года. Хотя это и приносит убытки, пандемия является идеальным предлогом, чтобы остановиться в данное время, не увеличивая расходы. Отсутствие Чунга, который продвигал этот амбициозный проект, только говорит в пользу его остановки. Но все же, что заставляет Формулу 1 ждать.
Спорт может быть терпеливым. Появилась гонка в Саудовской Аравии, и у нас уже 23 этапа – рекорд по количеству. Кроме того, такие автодромы как Имола, Портиман, Нюрбургринг могут найти финансовую поддержку для проведения этап в нынешних условиях. У Ханоя такой возможности нет.
Конечно, по мере того как пандемия будет отступать, Вьетнам получит свой шанс провести то, что несколько лет назад было важным для него. Но даже и в этом случае нужен будет кто-то, кто возглавит проект. А пока то, что должно было стать новейшим паддоком Формулы 1, будет собирать городскую пыль.
Перевел и адаптировал материал: Александр Евграфов