По ту сторону океана: 10 примеров перехода из Формулы 1 в IndyCar
Переход Ромена Грожана в IndyCar официально подтверждён — французский ветеран будет выступать за Dale Coyne Racing во всех гонках сезона, кроме овалов. В этот чемпионат он приходит с намерением бороться за подиумы и победы, однако вряд ли успех будет быстрым — IndyCar очень сильно отличается от Формулы 1, Ромену предстоит изучить новые для себя трассы, которые соперники знают до каждой кочки. К тому же Dale Coyne Racing не относится к грандам первенства — за весь прошлый год её пилоты завоевали лишь один подиум, а последняя победа команды датируется мартом 2018 года.
На фоне решения Грожана попробовать свои силы в США, мы решили вспомнить десять последних примеров перехода из Формулы 1 в IndyCar. Мы не стали вспоминать совсем старые эпохи и триумф Найджела Мэнселла, поскольку тогда американские гонки были совсем иными. Мы также не стали рассматривать тех, кто выступал в США до перехода в Ф1, как Хуан-Пабло Монтойя и Жак Вильнёв, и гонщиков, которые не собирались ехать полный сезон в IndyCar, сосредоточившись только на 500 милях Индианаполиса, как Фернандо Алонсо и Жан Алези. В итоге за последние 16 лет набралось десять достаточно актуальных примеров для Грожана.
Как вернуться Даниилу Квяту в Формулу 1? Три возможных варианта на сезон-2022
Томаш Энге (2004-2006)
На стыке 90-х и 2000-х Томаш Энге был главной надеждой Чехии на появление в Формуле 1, и в 2001-м, когда Лучано Бурти получил травму, именно он сел в кокпит Prost в трёх последних гонках. За рулём такой машины проявить себя шансов у дебютанта не было, но он, казалось, вот-вот получит контракт на следующий год. Однако все надежды рухнули, когда в конце года Энге сдал положительный тест на допинг (в крови была обнаружена мариухана) и лишился чемпионского титула в Формуле 3000.
В Европе шансов на развитие карьеры у Энге уже не было, он отправился за океан и начал выступать в местных гонках на выносливость, а в 2005-м провёл полный сезон в IndyCar (после пары гонок в конце сезона-2004). До подиума чешский пилот не дотянулся, хотя в Сономе был пятым, а ранее финишировал шестым на овале Пайкс-Пик. Впрочем, дальше этого дело не пошло.
Джастин Уилсон (2008-2015)
В Формуле 1 британец провёл всего один год — в 2003-м, когда начал сезон в Minardi, а затем перешёл в Jaguar. Сразу после этого Уилсон перешёл в ChampCar и почти сразу стал едва ли не главным соперником доминировавшему Себастьену Бурде — в 2005-2007 годах Джастин дважды становился вице-чемпионом и один раз занял третье место.
После поглощения ChampCar серией IndyCar Уилсон стал пилотом объединённого чемпионата — при том одним из наиболее авторитетных. Дело в том, что к середине 2010-х Джастин приобрёл огромный опыт и, как вспоминали современники, всегда охотно делился им с молодыми гонщиками. Почти всю карьеру Уилсон выступал за команды-середняки, но умудрился завоевать три победы.
В 2015 году он выступал на ограниченном расписании за Andretti Autosport и занял второе место в Мид-Огайо, а в следующей гонке — в Поконо — обломок от машины соперника попал ему в шлем. Через несколько дней Джастин Уилсон скончался. Ему было 37 лет.
Джастин Уилсон спас шесть человек после своей смерти
Энрике Бернольди (2008)
В сезоне-2008 в серии IndyCar выступал и другой экс-пилот Формулы 1 — Энрике Бернольди, запомнившийся тем, что почти всю гонку «возил» за собой Дэвида Култхарда в Монако. В американской серии бразилец продержался меньше, чем в Ф1 — лишь один сезон. Поначалу у Бернольди всё складывалось неплохо — пятое место в Сент-Питерсберге, четвёртое — в Лонг-Бич, однако затем всё пошло наперекосяк, а сходы чередовались с финишами в конце второй десятки. После гонки в Лонг-Бич лучшим финишем Энрике было 15-е место, а в чемпионате он занял лишь 22-ю строчку.
Минута славы. 10 пилотов Формулы 1, которые запомнились одним моментом
Роберт Дорнбос (2009)
Дорнбос — почти эталонный пример гонщика, у которого не было шанса в Формуле 1, но сразу заблиставшего в серии с более равными силами команд. В 2007-м, покинув программу поддержки Red Bull, Дорнбос присоединился к проекту Пола Стоддарта в ChampCar (команда, к слову, называлась Minardi Team USA) и с первых же гонок на незнакомой трассе поехал в темпе лидеров: в пяти первых гонках Роберт четырежды финишировал на подиуме, а шестую выиграл. Дорнбос в итоге завершил сезон на третьем месте, однако ChampCar вскоре влился в IndyCar.
Сезон-2009 Дорнбос провёл в объединённой серии, однако конкуренция здесь была намного выше, к тому же половина команд лучше знала шасси Dallara IR-05 по прошлым сезонам. И Newman/Haas/Lanigan Racing в их число не входила. Роберт всё равно смотрелся очень достойно и регулярно занимал места в топ-10, однако на следующий год его контракт не продлили.
Ferrari передумала переходить в IndyCar
Такума Сато (2010-...)
Японский ветеран перебрался в IndyCar через полтора года после закрытия проекта Super Aguri в Формуле 1, и хотя поначалу результаты были не слишком высокими (лишь один финиш в топ-10 в дебютном сезоне), затем Сато стал одной из звёзд первенства. Такума быстро прогрессировал и на третий сезон завоевал два подиума, а в 2013-м одержал первую победу — в Лонг-Бич.
Самым большим прорывом в IndyCar для Сато стало победа в 500 милях Индианаполиса с Andretti Autosport в 2017 году. Последние три сезона Такума выступает за Rahal Letterman Lanigan Racing и за этот срок выиграл ещё четыре гонки — в том числе второй раз победив в 500 милях Индианаполиса. Сезон-2021 станет для Сато уже четвёртым подряд в составе RLL Racing, а потому мы можем ждать от 44-летнего ветерана новых побед.
Видео: Частично парализованный Роберт Уикенс вернулся на гоночную трассу
Рубенс Баррикелло (2012)
В 2012 году гонки IndyCar на собственном опыте решил испытать другой ветеран — Рубенс Баррикелло. Эксперимент бразильца продлился всего год, тем не менее без опыта и в составе не самой сильной KV Racing Technology Рубенс смотрелся весьма уверенно, регулярно финишировал в топ-10, а завершил сезон двумя финишами в топ-5. В общем зачёте Баррикелло занял вполне достойное 12-е место, однако затем решил сосредоточиться на бразильских сток-карах — а жаль, наверняка в IndyCar бразилец ещё мог бы выигрывать гонки.
Как Баррикелло навсегда стал Вторикеллой, а Ferrari допустила один из самых больших просчётов
Александер Росси (2016-...)
Росси попал в IndyCar в 2016 году — сразу после разрыва с Marussia, за которую американец проехал несколько этапов в конце сезона. И в США Александер почти сразу стал звездой — в мае он с первой же попытки выиграл 500 миль Индианаполиса (это был первый с 2001 года случай, когда легендарную гонку выиграл дебютант).
Несмотря на то, что следующей победы пришлось ждать почти полтора года, уже в 2018-м Росси боролся за чемпионский титул и лишь не самые удачные заключительные гонки отбросили пилота на второе место. В сезоне-2019 Росси вновь был одним из лидеров, но так и не смог угнаться за Джозефом Ньюгарденом из Team Penske, а вот прошлый год для всей Andretti Autosport получился неудачным — ни одной победы. Правда, серия подиумов в самой концовке позволяет надеяться на возвращение формы в предстоящем сезоне.
Куда податься Квяту? 6 вариантов продолжения карьеры российского гонщика
Макс Чилтон (2016-...)
Макс Чилтон начал выступать в IndyCar одновременно с Росси, однако добился несоизмеримо меньшего. Первые два сезона Макс гонялся за Chip Ganassi Racing, но лишь один раз финишировал в топ-5 — четвёртое место в 500 милях Индианаполиса. Затем Чилтон перешёл в Carlin — новую для IndyCar команду, и результаты предсказуемо стали ещё ниже: с 2018 года Чилтон ни разу не финишировал выше 11-го места и пока не имеет контракта на сезон-2021.
Эстебан Гутьеррес (2017)
После неудачи в Формуле 1 попробовал свои силы в IndyCar и Эстебан Гутьеррес — посреди сезона-2017 мексиканец заменил Себастьена Бурде, получившего травмы в аварии. Гутьеррес не был знаком с техникой и не знал трасс, а потому довольно предсказуемо смотрелся блекло. Лучшим финишем Эстебана стало 13-е место (на овале!) в Техасе, а в дорожных и городских гонках он не поднимался выше 14-й позиции. Вся карьера Эстебана в IndyCar длилась всего семь этапов.
Honda объяснила, почему уходит из Формулы 1 и остается в IndyCar
Маркус Эрикссон (2019-...)
В 2019 году, потеряв место в Sauber, в IndyCar перешёл Маркус Эрикссон. Шведу сразу повезло попасть в сильную команду — Schmidt Peterson Motorsports (сейчас — Arrow McLaren SP), и уже в восьмой своей гонке Маркус поднялся на подиум — второе место в Детройте. После дебютного сезона Эрикссон сменил команду и перешёл в чемпионскую Chip Ganassi Racing, где получил шанс учиться у Скотта Диксона — шестикратного чемпиона серии.
Переход к Чипу Ганасси, увы, ощутимой прибавки в результатах не дал — Эрикссон заметно уступал Диксону и Розенквисту, ни разу не поднялся на подиум, не говоря уже о победах, а по итогам сезона занял 12-е место. Конечно, от пилота Chip Ganassi Racing ожидаешь более высоких результатов, тем не менее есть чувство, что Маркус ещё не показал своего истинного потенциала и с опытом сможет бороться за победы и подиумы.
«Морда машины подлетает, я чуть ли не сосны вижу». Михаил Алёшин об опыте в IndyCar
«Тревожный знак». Эксперт – о неожиданном увольнении Нильса Виттиха