«Я – конструктор! Я так вижу». Самые дерзкие копии машин Формулы 1

Копирование идей всегда было частью бизнеса. Формула 1 – не исключение. Хорошие идеи заимствовались (а порой и откровенно крались) всегда. Удивительное сходство машины команды Racing Point с Mercedes W10 в прошлом году стало поводом для судебного разбирательства. Соперники из Renault трижды подавали протесты и на третий раз им удалось добиться положительного для себя решения. Команду из Сильверстоуна признали виновной в незаконном использовании тормозных воздухозаборников, оштрафовали на 400 тысяч евро и отобрали 15 очков в Кубке конструкторов. Их и не хватило Racing Point для победы в споре с McLaren за третье место командного первенства. Позже в Racing Point частично изменили свою машину. Подвеска, например, получила другую геометрию, и это не сделало розовые машины медленнее. Наоборот, Серхио Перес одержал победу.

«Я – конструктор! Я так вижу». Самые дерзкие копии машин Формулы 1
© autosport.com.ru

Так ли уж новы подобные заимствования? Обратимся к истории автогонок.

От Lotus 72 до Red Bull RB5. Любимые машины Ф1 Джорджио Пиолы

Ligier как Ferrari

В 1962 году Колин Чепмен представил Lotus25 – первую машину Формулы 1, в которой использовался монокок. Не прошло много времени, как другие команды позаимствовали идею при постройке своих машин. А когда в 1971 году Matra на Tyrrell использовала новый массивный носовой обтекатель для уменьшения лобового сопротивления, первые копии данного решения появились на других машинах в том же сезоне.

В 1975 году началась победоносная серия машины Ferrari – Ferrari 312T, а с 1976 года – Ferrari 312T2. Неудивительно, что эта машина стала источником вдохновения для инженеров других команд. Для модели 1977 года инженеры Ligier черпали вдохновение именно в Ferrari 312T2.

Ferrari 312 Т: Эволюция легенды Формулы 1

Шестиколесный Tyrrell 1976 года вызвал настоящий резонанс в мире Формулы 1. Все изучали его, а March и Williams даже построили машины для тестов с четырьмя колесами позади. Но прежде чем идея пошла в широкое пользование, шестиколесные машины были запрещены.

Невероятная история единственного шестиколесного победителя Гран При

Иногда случалось так, что техническая документация команды, которая приказала долго жить, передавалась ее преемникам. Например, пилоты команда ATS стартовали в 1978 году едва ли не на перекрашенных машинах Penske, коллектива, прекратившего выступления в Формуле 1 годом раньше. В 1980 году в Fittipaldi использовали машины Wolf 1979 года.

Порой, когда конструкторы меняли команды, они забирали с собой свои концепции. Морис Филипп, создатель Lotus 72, в 1975 году для команды Parnelli построил машину, весьма похожую на свое прежнее детище. Харви Постлтуэйт перенес свою философию дизайна из Hesketh в Wolf, а затем уже в Ferrari и Tyrrell. Почерк Рори Бирна можно увидеть в Toleman, Benetton и Ferrari. В 1988 году Густав Брюннер фактически разработал голубую Ferrari для команды Rial. Ранее австриец два года проработал в Маранелло.

Скандал с «Sharrows»

Шасси Shadow DN1. Хорошая попытка, но нет...

В 1978 году в команду Arrows пришли два конструктора Тони Саутгейт и Дейв Уосс, которые за короткий срок построили машину для нового коллектива. Причем первый этап чемпионата того года Arrows пропустила, а на втором выставила одну машина. Но болельщики и соперники заметили, что новая машина представляет собой едва ли не точную копию Shadow DN9, над которой раньше работали оба конструктора. Шутники даже прозвали новую машину – Sharrows, соединив два названия. Руководство Shadow подало в суд и выиграло его. В судебном постановлении было сказано, что 40% машины Arrows идентично Shadow, а потому использование машины FA1 требуется прекратить. Процесс обошелся Arrows в полмиллиона долларов.

Тем временем в Arrows уже построили свою машину, и на Гран При Австрии команда приехала с ним. При этом копия работала лучше оригинала. Когда еще на трассе был «Sharrows», в третьей гонке сезона Рикардо Патрезе смог пролидировать 37 кругов и едва не выиграл. Итальянца подвел мотор. А первые очки Патрезе удалось завоевать уже на следующем этапе. В целом же, Arrows за сезон набрала 11 очков, включая 6 очков за второе место в Швеции. А Shadow заработала только 6 очков стараниями Клея Регаццони и Ханса-Иоахима Штука.

Копии Lotus оказались лучше оригинала

Машина Lotus 78 стала вдохновением для многих конструкторов. Однако удивительно то, что времени для копирования идеи потребовалось так много. Lotus еще в 1977 году представила машину под индексом 78 с граунд-эффектом. Но другие инженеры не сразу поняли, что сделал Чепмен, и в сезоне 1978 года Lotus выиграла Кубок конструкторов. Зато в 1979 году едва ли не весь пелотон состоял из таких машин, использующих граунд-эффект. Не удался следующий шаг в развитии лишь у Lotus. Машина Lotus 80 была сконструирована с прицелом на увеличение прижимной силы, но без снижения аэродинамического сопротивления. Многие копии оказались быстрее оригинала. В сезоне 1979 года Lotus не выиграла ни одной гонки, заняв в Кубке конструкторов лишь четвертое место.

Кого ты хотел удивить? Пять шокирующих инноваций в истории Формулы 1

Задранный нос тоже быстро стал характерной чертой всех машин в пелотоне. В 1990 году Жан-Клод Мижо сконструировал его для Tyrrell, а Джон Барнард годом позже использовал это же решение для Benetton. К 1996 году практически все машины были с задранной носовой частью и крылом под ним. Ferrari стала последней командой, перенявшей это изобретение.

Tyrrell 019. История первого задранного носа в Формуле 1

Toyota как Ferrari

В 1996 году «стандарты технической моды» задавала Williams. Поскольку в Ferrari ничего не делалось, то Джон Барнард под давлением руководства, просто заимствовал модель Williams. Ferrari F310B представляла собой едва ли не копию чемпионского Williams FW18. В 1997 году Скудерия сократила отставание от своего синего «оригинала», но этого оказалось недостаточно для победы в чемпионате.

«Он просто пролетел мимо!» День, когда Шумахер оставил всех в дураках

Зато шесть лет спустя в роли «оригинала» выступала уже Ferrari. В Маранелло обвинили Toyota, что трое бывших сотрудников, перешедших из итальянской команды в японскую, использовали служебную техническую информацию. В качестве «доказательства» вины итальянцы приводили факт внешнего сходства Toyota TF103 и Ferrari F2002. Руководство команды все обвинения напрочь отвергли.

По итогам чемпионата 2003 года Toyota была восьмой, а Ferrari вновь доминировали в первенстве.

Многим памятна история с Haas, когда американская команда приобрела у Ferrari максимально возможное количество деталей, которое позволял регламент. В итоге Haas VF-16 практически на 70% состояла из Ferrari. Аэродинамика была создана своими силами, но машина очень уж походила на партнерскую.

Особенности разных рулей Ferrari – кнопки и рычажки...

Различные команды выражали обеспокоенность, обвиняя Ferrari и Haas в незаконном обмене информации между двумя конструкторскими бюро. Началось даже расследование, которое доказало, что несмотря на испытании обеих машин в одной аэродинамической трубе, передачи данных между двумя командами не было.

В прицеле Mercedes

Настороженность к Haas быстро улеглась. Еще бы, последние два сезона пилоты американской команды сражаются в хвосте пелотона. И сходство с Ferrari внезапно перестало для всех иметь значение. Зато когда в Racing Point нацелились на третье место, это стало ярко-красной тряпкой для многих. Ведь получалось, что клиентская машина обходила машины производителей – McLaren, Renault, Ferrari (с последними двумя это и произошло).

Шасси W03. Предвестник эпохи доминирования Mercedes в Формуле 1

Но было еще кое-что, что разозлило соперников. До 2019 года большую часть решений копировали только с изобретений гуру аэродинамики Эдриана Ньюи. Причем не важно, шла речь о размещении силовой установки или концепции переднего крыла. То, что делал Ньюи было каноном. И тот факт, что Mercedes брала один титул за другим, никого не наводило на мысль, пока Racing Point не взяла в качестве образца машину, выигравшую большую часть гонок последних сезонов.

Гений эпохи. Четыре лучшие технические новинки в карьере Эдриана Ньюи

Технический директор Mercedes Джеймс Эллисон в недавнем интервью Motorsport Aktuell поиронизировал на этот счет: «Средства массовой информации делают хорошую работу, рассказывая всем, что Эдриан Ньюи строит лучшие шасси. И это убеждало всех копировать его решения. Тем временем, мы побеждали, но все верили, что это только благодаря нашему двигателю. В процессе работы многие упустили из виду тот факт, что наша машина также хороша с точки зрения аэродинамики».

Похожи – не значит идентичны! Различия между шасси Mercedes W10 и RP20

Перевел и адаптировал материал: Александр Евграфов

Источник: https://www.auto-motor-und-sport.de/formel-1/kopie-f1-technik-historie/