Наследие «Устрашителя». Как гибель Дейла Эрнхардта-старшего изменила автоспорт
На третьем круге «Дайтоны 500» 14 февраля болельщики, которым разрешили присутствовать на трибунах, встали и подняли три пальца вверх. Это же сделали механики на пит-лейне и все остальные сотрудники команд. Такой ритуал болельщики совершают ежегодно как правило по собственной инициативе. Но в этом году гонка проходила в годовщину гибели Дейл Эрнхардта, легенды NASCAR, выступавшего на машине под номером 3. А потому дань памяти отдали все присутствовавшие в этот день на трассе.
За три года до Дайтоны в 2001-м Дейл Эрнхардт наконец-то выиграл «Великую пятисотку». Несмотря на семь завоеванных титулов, 23 года он никак не смог покорить эту вершину. И лишь в 1998-м Эрнхардт смог оказаться на аллее победителей в «Дайтоне 500».
Дейл Эрнхард принимает поздравления с победой в Дайтоне 500 1998 годаФото: ISC Archives/CQ-Roll Call Group via Getty Images
Годы неудач в Дайтоне остались позади, но в целом Эрнхардт всегда был хорош на суперспидвеях. Он как никто другой разбирался в специфике воздушных потоков в гонках на таких трассах. Его часто критиковали за бескомпромиссную манеру ведения борьбы, но в то же время благодаря этому «Устрашитель», как его прозвали в NASCAR, заработал огромную армию болельщиков.
«У Эрнхардта был имидж одного из самых крутых парней в NASCAR, всегда готового при необходимости подтолкнуть соперника. «Устрашитель» был лучшим в гонках сток-каров», – сказал в 2012 году канадский журналист Гордон Кирби.
Болельщики и команды отдают дань уважения Дейлу Эрнхардту на третьем круге Дайтоны 500 2021 годаФото: Brian Lawdermilk/Getty Images
Предыдущий, 2000 год выдался трагичным для NASCAR. Погибли молодые талантливые гонщики Адам Петти, Кенни Ирвин-младший и Тони Ропер. Но несмотря на их гибель, гонщики пренебрежительно отнеслись к новым мерам безопасности. Во время тренировок и в день самой гонки «Дайтона 500» в 2001-м многие пилоты отказались использовать систему защиты шеи (HANS). Причины называли разные – неудобно, мешает выбраться из машины в случае аварии, снижает возможности обзора. И когда Дейл Эрнхардт также отказался надеть HANS, многие ожидаемо последовали его примеру.
На старт вместе с семикратным чемпионом вышел его сын. В квалификации Дейл-младший оказался даже быстрее, став шестым, тогда как старший показал седьмое время. Черная машина Chevrolet Monte Сarlo под номером 3 лидировала в общей сложности 17 кругов. И чем ближе к финишу, тем яснее становилось, что победа ускользнет от Дейла-старшего. Последний круг гонки две машины Dale Earnhardt Incorporated под управлением Майкла Уолтрипа и Дейла-младшего немного оторвались от остальных и устремились к финишу, а позади них развернулась трагедия, навсегда изменившая мировой автоспорт.
Клетчатый флаг возвестил, что Майкл Уолтрип одержал свою долгожданную победу, но в это же время совсем недалеко от финишной черты, медики и спасатели пытались извлечь Эрнхардта-старшего из его разбитой машины. А вечером президент NASCAR Майк Хелтон обратился к СМИ, сообщив о смерти семикратного чемпиона.
Трагедия на последнем круге 500-мильной гонки привела к созданию целого комплекса мер, направленных на повышение безопасности. И стоит отметить – весьма эффективных. С февраля 2001 года в трех ведущих сериях, проводимых под эгидой NASCAR, не произошло ни одного смертельного случая.
После гибели Эрнхардта снялись вопросы об использовании HANS и закрытых шлемов. По словам Джеффа Гордона, именно система защиты шеи спасла ему жизнь в аварии в Лас-Вегасе в 2008-м, когда его машина под прямым углом врезалась в стену.
Одна голова хорошо, а в шлеме лучше. История и эволюция шлема. Часть 1 Одна голова хорошо, а в шлеме лучше. История и эволюция шлема. Часть 2
Благодаря обширным исследованиям по рассеиванию энергии во время аварии на всех овалах NASCAR появились сейфер-барьеры. Сегодня мы можем встретить их и на других трассах, в том числе и на городской трассе Формулы 1 в Баку в 13-м и 19-м поворотах.
В 2020 году на последнем круге той же 500-мильной гонки в Дайтоне Райан Ньюман попал в страшную аварию. Его машина соприкоснулась с другой в борьбе за лидерство, ее развернуло, ударило во внешний барьер, затем в него со стороны пилота врезался Кори ЛаДжой. Удар пришелся на зону каркаса безопасности, который фактически спас жизнь Ньюману. Ярким примером эффективности таких мер безопасности стал факт, что уже через два дня после аварии Райана был выписан из больницы.
В начале 2001 года Дейл Эрнхардт думал о завершении карьеры, но его страсть к гонкам была такой же сильной, как и прежде. Команда Dale Earnhardt Incorporated была одним из лидеров, а Дейл-младший выиграл титулы в Busch Series в 1998 и 1999 годах, что сулило блестящее будущее.
Машины Dale Earnhardt Incorporated лидируют на последних кругах Дайтоны 500 2001 годаФото: Brian Cleary/Getty Images
«Когда я представляю, что скажу «Я завершу карьеру в 2005 году» или что-то похожее, то задаюсь вопросом, а смогу ли я завершить карьеру?
У каждого есть свое время. Может быть, я уже не на пике своей форме, но я всё ещё в лидерах. Я готов бороться и не готов сдаться, передать свой флаг. Какой-нибудь сукин сын должен отнять его у меня», – сказал Эрнхардт-старший в интервью Washington Post в 2000 году.
Его карьера завершилась раньше, чем он хотел. Но «Устрашитель» оставил свой след в мире автоспорта, какой оставили немногие гонщики.
«Забыть этот кошмар невозможно». Трагическая Имола-1994 глазами участников
Перевел и адаптировал материал: Александр Евграфов
Источник: motorsportmagazine.com/articles/us-scene/nascar/dale-earnhardt-the-intimidators-legacy-20-years-on