Войти в почту

5 причин следить за новым сезоном Формулы E

В пятницу двойным этапом в Саудовской Аравии стартует седьмой сезон Формулы Е. Он станет первым для серии в ранге чемпионата мира. Сдвоенный этап в Чили, который должен был открыть первенство ещё в январе, перенесен на лето.

5 причин следить за новым сезоном Формулы E
© autosport.com.ru

Новый статус Формулы E

Перед первой гонкой Формулы E в Пекине в 2014 году новую серию высмеивали многие. В ее успех не верили, в том числе и некоторые из участников. Но Алехандро Агаг добился своего: FIA присвоила Формуле Е статус чемпионата мира, тем самым серьезно повысив значимость первенства.

«Я не воспринимал Формулу E всерьез. Было больше похоже на детскую забаву – так, поиграть. Но теперь это полноценный чемпионат, а среди участников – гонщики с опытом выступлений в Ф1», – говорит немецкий пилот Даниэль Абт

Несмотря на ситуацию с пандемией, у организаторов на этот сезон большие планы – провести 15 гонок. Это на две гонки больше, чем в рекордном сезоне-2018/2019. В прошлом году коронавирус нарушил все планы, и удалось провести лишь 11 гонок. Теперь же организаторы более внимательно относятся к планам и опубликовали пока первую часть календаря.

26-27 февраля – Эд-Диръия, сдвоенный этап 10 апреля – Рим 24 апреля – Валенсия 8 мая – Монако 22 мая – Марокко 5-6 июня – Сантьяго, сдвоенный этап

Впервые сезон Формулы Е уместится в один календарный год. Куда отправится чемпионат летом – вопрос открытый. В числе возможных вариантов – гонки в Китае, США, Великобритании, Германии, Южной Корее. Но более точно об этом планируют сказать 5 марта, когда должна быть объявлена вторая часть календаря.

Этап в Саудовской Аравии станет первым ночным в истории электрической Формулы, что еще больше привнесет непредсказуемости в гонку, которая славится своей хаотичностью.

В 2021 году Формула E возвращается в МонакоФото: FiA Formula E

Участие ведущих автопроизводителей

В 2021 году на старт чемпионата выйдут 12 команд, 10 из которых заводские. Формуле 1 и мечтать не приходиться о таком широком представительстве. Например, в электрической Формуле соревнуются четыре немецкие марки: Porsche, Mercedes, Audi и BMW. Плюс Jaguar, Nissan и DS, индийская Mahindra и китайская Nio333. Поговаривают, что к Формуле Е присматривается Alfa Romeo, McLaren, есть слухи и об интересе со стороны Ferrari. Пока лишь слухи, периодически и настойчиво опровергаемые, но как показывает практика в автоспорте не бывает дыма без огня.

Интриги добавляет то, что шасси у всех команд одинаковы, их поставляет компания Spark Racing Technology. Одинаковы и батареи от McLaren Applied Technologies. Одинаковы шины от Michelin.

Команды получили право на год сохранить нынешние силовые установки. И теперь у них есть выбор: произвести доработки до начала сезона, но потом использовать в таком виде по ходу двух сезонов или модернизировать их позже. Данное разнообразие вносит элемент интриги.

Благодаря тому, что в серии много стандартных компонентов и есть ограничения по мощности, на первый план выходит мастерство пилотов. Как раз этого не хватает Формуле 1, где скорость машины часто нивелирует талант пилота.

В 2020 году к списку участников Формулы E присоединилась MercedesФото: FiA Formula E

Именитый состав участников

Вопреки всем слухам и надеждам, Даниил Квят не перешел в Формулу Е после потери места в Ф1 в конце 2020 года. Так что, увы, но россиянин, как и в предыдущие шесть сезонов, в пелотон не будет. Но это не умаляет интереса к электрической серии, где выступают немало бывших «формульных» пилотов. Взять хотя Жана-Эрика Верня, двукратного чемпиона серии. Или Себастьена Буэми, также обладателя титула. Или еще одного чемпиона Лукаса ди Грасси. А напарником бразильца по команде Audi Sport ABT Schaeffer в этом году будет трехкратный чемпион DTM Рене Раст.

Не преминут воспользоваться своим шансом блеснуть и другие экс-формульные пилоты – Стоффель Вандорн, Паскаль Верляйн. В составе участников немало и тех, кто не выступал в Формуле 1, но относится к фаворитам. Например, действующий чемпион Антониу Феликс да Кошта, который приложит все силы, чтобы защитить титул. И конечно же, не менее амбициозны новички. В этом году их трое: Ник Кэссиди, Норман Нато и Джейк Деннис.

Андре Лоттерер, Стоффель Вандорн и Антониу Феликс да Кошта на пресс-конференции в Саудовской АравииФото: FiA Formula E

Номер Гонщик Команда 4 Роберт Фрейнс Envision Virgin Racing 37 Ник Кэссиди Envision Virgin Racing 5 Стоффель Вандорн Mercedes-EQ Formula E Team 17 Ник де Врис Mercedes-EQ Formula E Team 6 Нико Мюллер Dragon/Penske Autosport 7 Серджи Сетте Камара Dragon/Penske Autosport 8 Оливер Терви NIO 333 FE Team 88 Том Бломквист NIO 333 FE Team 10 Сэм Берд Jaguar Racing 20 Митч Эванс Jaguar Racing 11 Лукас ди Грасси Audi Sport ABT Schaeffler 33 Рене Раст Audi Sport ABT Schaeffler 13 Антониу Феликс да Кошта DS Techeetah 25 Жан-Эрик Вернь DS Techeetah 22 Оливер Роуленд Nissan e.Dams 23 Себастьен Буэми Nissan e.Dams 27 Джейк Деннис BMW i Andretti Motorsport 28 Максимилиан Гюнтер BMW i Andretti Motorsport 29 Александр Симс Mahindra Racing 94 Алекс Линн Mahindra Racing 36 Андреа Лоттерер TAG Heuer Porsche Formula E Team 99 Паскаль Верляйн TAG Heuer Porsche Formula E Team 48 Эдоардо Мортара ROKiT Venturi Racing 71 Норман Нато ROKiT Venturi Racing

Динамичность этапа и интересные гаджеты для гонщиков

Каждый год руководители Формула Е привносят в серию ряд изменений в правила. И новый сезон не исключение.

Изменения ждут пилотов уже в квалификации. Продолжительность заездов в каждой из четырех квалификационных групп сократится с шести минут до четырех. Фактически означает, что у пилота будет только одна квалификационная попытка, а значит, цена ошибки возрастет многократно. Формирование групп будет происходить в соответствии с положением в чемпионате. В первую группу войдут гонщики, занимающие с 1-е по 6-е места в общем зачете, следом с 7-е по 12-е, и.т.д. Практика показала, что те, кто позже выезжают на трассу, чаще показывают лучшее время, поэтому лидерам будет непросто сохранять свои ведущие места. Шесть пилотов, показавших лучшее время, разыграют поул между собой.

Немного изменилось и правила начисления очков. Теперь пилот, показавший лучшее время в групповом этапе, также получит дополнительное очко. Таким образом, за этап гонщик может набрать максимум 30 очков. Для этого ему надо завоевать поул (+3 очка), показать лучшее время в групповом этапе, лучший круг в гонку и, конечно же, – победить.

Гоночный этап, как и обычно, будет проходить в один день – тренировка, квалификация, гонка – что добавляет динамичности.

Остались неизменными правила режима атаки, когда обязательно дважды за гонку пилот в определенном месте должен покинуть пределы обычной траектории и проехать по меткам, что даст возможность на 4 минуты увеличить мощность машины на 35 кВт. Помочь гонщику могут и болельщики голосованием FanBoost. Три пилота, набравшие наибольшее количество голосов, смогут во второй половине гонки использовать повышенную мощность силовой установки.

При активации режима атаки «ореол» машины светится голубым цветом, при режиме FanBoost – фиолетовымФото: FIA Formula E

Непредсказуемость результатов и плотная борьба

Прошлый чемпионат Антонио Феликс да Кошта выиграл с небывалым отрывом от ближайшего преследователя – 71 очко. Но и рядовым прошлогодний сезон назвать нельзя, учитывая берлинский финал, когда на одной и той же трассе (хоть и в разных конфигурациях) прошли шесть гонок. В них чемпион набрал 91 очко, по сути решив судьбу титула. В этом году вряд ли стоит ожидать подобного.

В заключительный день предсезонных тестов в Валенсии все 24 машины уложились в 0,8 секунды. Такая плотность во время тестовых заездов обещает очень серьезную борьбу в чемпионате. Список фаворитов довольно большой. В первую очередь – это DS Techeetah, набравшая победную поступь и уже выигравшая два командных титула. У коллектива два сильных гонщика – действующий чемпион Антонио Феликс да Кошта и двукратный чемпион Жан-Эрик Вернь.

Дождевая гонка Формулы E в Париже в 2019-мФото: FiA Formula E

Среди основных соперников – пара пилотов из Audi. Лукас ди Грасси славится своими прорывами с хвоста пелотона, а звезда DTM Рене Раст прекрасно показал себя в прошлом году. Ингольштадтский концерн завершает свою гоночную программу в Формуле Е, и это последний шанс для пилотов завоевать заветный титул чемпиона мира. Намерены хлопнуть дверью напоследок и в BMW. Максимилиан Гюнтер второй год показывает лучшее время на тестах. Остается только конвертировать это в победы в гонках.

«Я верю, что у Формулы Е светлое будущее. Жаль, что Audi и BMW покидают чемпионат, но думаю, что список тех, кто хочет присоединиться, гораздо длиннее», – сказал Гюнтер в интервью официальному сайту чемпионата.

Намерены вернуться в борьбу за титул в Nissan e.Dams – Себастьен Буэми соскучился по победам. Так или иначе, борьба обещает быть интересной.

Взгляды болельщиков уже устремлены к сезону 2022/2023 года, когда в Формуле Е сменится технический регламент и на старт выйдут машины третьего поколения, которые будут легче, меньше и мощнее. Но это всё вопросы будущего, а пока первый чемпионат мира готовится к старту. И как отметил британский журналист Джек Николс: «Единственное, что предсказуемо в Формуле Е – это непредсказуемость».

Обе гонки Формулы E Эд-Диръия на российском телевидении покажет телеканал Eurosport 2. Начало трансляций в пятницу и субботу в 19:50 по московскому времени.

Действующий чемпион Формулы E Антонио Феликс да Кошта на шейкдауне в Саудовской АравииФото: FIA Formula E