«Мне не нравится, я еду очень медленно». Каким был дебют Кими Райкконена в Формуле 1. Часть 1
4 марта исполняется 20 лет с первой гонки Кими Райкконена в Формуле 1. Каким был дебют будущей звезды? В подкасте издания The-Race об этом подробно рассказал первый гоночный инженер финского пилота Жаки Экелярт. Предлагаем вашему вниманию первую часть инсайда...
Как Sauber обратила внимание на Кими Райкконена?
В середине 2000 года Sauber пришлось искать новых пилотов на следующий сезон. Педро Диниц решил завершить карьеру в Формуле 1, а Мика Сало примкнул к новому проекту – заводской команде Toyota...
Первым гонщиком в нашем шорт-листе был Дженсон Баттон, который дебютировал в том сезоне в Ф1 и оставил хорошее впечатление. Мы с Петером Заубером знали, что в 2001-м в Williams его заменит Хуан-Пабло Монтойя, и связались с его менеджерами – Дэйвом и Стивом Робертсонами. Они ответили: «Извините, вы опоздали, Дженсон уже подписал контракт с командой Флавио Бриаторе». Но они предложили приглядеться к другому своему гонщику по имени Кими Райкконен. Мы сомневались: оказалось, что он всего год назад перешел из картинга в формулы, в сезоне-2000 он на тот момент провел всего пять или шесть гонок в британской Формуле Renault. Но, проконсультировавшись с людьми, хорошо знавшими Райкконена по картингу, мы согласились организовать тесты. И в первый же день он приятно удивил нас.
Как прошли первые тесты будущего чемпиона мира Формулы 1?
12 сентября 2000 года Кими Райкконен впервые в жизни сел за руль машины Формулы 1. Тесты прошли на итальянской трассе Муджелло, принадлежащей команде Ferrari, с которой уже тогда сотрудничала Sauber. Также на трассе в тот день работал тест-пилот McLaren Оливье Панис и основной гонщик Sauber Педро Диниц. Лучшему времени Паниса молодой финн уступил четыре секунды, а Диницу – две с половиной...
Трасса Муджелло очень требовательна к физической форме гонщика по причине большого наличия скоростных поворотов, особенно велика нагрузка на шею в двойном правом повороте Arrabbiata. Мы понимали, что Кими пока не совсем готов к таким нагрузкам, поэтому запланировали на первый день всего 28 кругов, из которых лишь три он проехал на время.
Между выездами на трассу Кими отдыхал, вдавался в работу с настройками, которая, конечно, кардинально отличалась от того, к чему он привык в Формуле Renault. И меня поразил следующий момент. При настройке машины мы сделали упор на недостаточную поворачиваемость. Ехать быстро на такой машине тяжеловато, но безопаснее, чем на сбалансированной машине. Однако уже после второй серии кругов Райкконен подошел ко мне в боксах и сказал: «А можно уменьшить недостаточную поворачиваемость? Мне не нравится, из-за этого я еду очень медленно».
Что касается прогресса по ходу дня, то Кими не спешил, не стремился что-то доказать окружающим. Он просто старался узнать как можно больше. По окончании заездов нам даже пришлось отложить брифинг на 20 минут, чтобы подождать Кими с массажа. А когда в один из следующих дней на трассе работал Михаэль Шумахер, Кими поднялся на один из холмов вдоль трассы, чтобы посмотреть, как он проходит повороты.
Кстати, вечером в первый день тестов, когда мы с командой составляли план работы на завтра, Михаэль заглянул к нам в моторхоум. «Что это за гонщик сегодня пилотировал вашу машину?» – спросил он. Я ответил: «Его зовут Кими Райкконен. Он новичок, всего 12 месяцев назад перешел из картинга в формулы». И Шумахер сказал: «Ребята, он очень, очень, очень быстр!»
Кими Райкконен или Энрике Бернольди?
В конце октября 2000-го Кими Райкконен провел свои вторые тесты с Sauber. И в этих тестах также участвовал Энрике Бернольди, официальный тест-пилот команды и протеже компании Red Bull, которая в то время была одним из главных спонсоров Sauber.
К тому времени мы определились, что место Педро Диница займет Ник Хайдфельд. И понятно, что Дитрих Матешиц и Хельмут Марко настаивали на продвижении своего юниора на место второго пилота, тогда как команда склонялась к кандидатуре Кими. Так что, да, это были отборочные тесты. Кто лучше справится, тот и займет место боевого гонщика.
Со скоростью на одном быстром круге у Энрике Бернольди всё было нормально. Его и Кими разделило около одной десятой секунды. Но вот на длинной серии из 20-ти кругов разница была очевидна: Кими лучше работал с шинами, лучше адаптировался к ухудшению поведения машины по мере их износа, показывал более стабильные времена на круге.
В конечном итоге Red Bull пристроила Энрике Бернольди в Arrows на 2001-й, но дебют Кими в Формуле 1 был далеко не гарантирован.
Президент FIA против
Намерение Sauber пригласить пилота, у которого за плечами было всего 23 гонки в младших сериях, вызвало жесткую реакцию со стороны FIA – Международная автомобильная федерация выступила против выдачи Суперлицензии Кими Райкконену. Вопрос должен был решиться 7 декабря на голосовании Комиссии Формулы 1. А перед этим Кими ждало серьезное испытание – участие в коллективных тестах в Хересе, где к нему было приковано пристальное внимание формульной общественности. Неудачное выступление могло положить конец надеждам на дебют.
После двух тестов в Муджелло мы не сомневались в Кими. Мы видели, что он быстро учится, прогрессирует и, что очень важно, не совершает ошибок. А для FIA важнее всего было, чтобы гонщик не представлял опасности на трассе для других. Мы были уверены, что всё пройдет хорошо, и Кими провел те тесты без проблем.
Комиссия Формулы 1 одобрила выдачу Кими временной Суперлицензии, на четыре первых Гран При 2001-го: 23 голоса было «за», один – «против». Против допуска Кими к гонкам Формулы 1 выступил только президент FIA Макс Мосли.
Мы отчасти понимали Макса. Говоря прямо, он пытался прикрыть свою задницу [смеется]. Случись серьезная авария по вине молодого неопытного гонщика, и все назвали бы крайним президента FIA. В конце концов, Мосли, в отличие от нашей команды, совсем не знал Кими. Но думаю, Макс понимал, что только он проголосует против и не повлияет на итог голосования.
Кими Райкконен – боевой гонщик Формулы 1
В январе 2001-го Sauber наконец-то объявила, что Кими Райкконен будет напарником Ника Хайдфельда, примкнувшего к команде после дебютного сезона-2000 в составе Prost.
Такая команда, как Sauber, могла рискнуть и пригласить в состав двух молодых пилотов, в отличие от лидеров Ferrari и McLaren, куда как правило попадали только гонщики с опытом. Но риск был просчитан. Мы были уверены, что в дебютном сезоне Хайдфельд набрался достаточно опыта, чтобы стабильно набирать очки. А в Райкконене мы видели большой потенциал.
Скажу так, Петер Заубер, я, инженеры и вообще вся команда с большим интересом и воодушевлением ждали начала сезона с двумя молодыми гонщиками. Мы верили в них, и знали, что наша новая машина будет достаточно быстра. И сезон действительно выдался успешным, он стал одним из лучших за все годы моей работы в Формуле 1.
Продолжение следует…
Перевел и адаптировал: Иван Беликов
Источник: the-race.com/formula-1/bring-back-v10s-inside-raikkonens-controversial-f1-debut
«Тревожный знак». Эксперт – о неожиданном увольнении Нильса Виттиха