А ну-ка, девушки, а ну, красавицы! 10 самых успешных женщин в гонках

Миф про то, что автогонки – исключительно мужское дело, давно опровергнут представительницами прекрасной половины человечества. То тут, то там в разных гоночных сериях женщины бросают вызов мужчинам, и порой довольно успешно. История автоспорта знает немало примеров автоледи, добившихся успехов.

А ну-ка, девушки, а ну, красавицы! 10 самых успешных женщин в гонках
© autosport.com.ru

Мария Грация «Лелла» Ломбарди

Формула 1 – вершина автоспорта, мечта тысяч пилотов. Для многих она так и осталась недостижимой мечтой, не говоря уже про завоевание зачетных очков. Для итальянской гонщицы Марии Грации Ломбарди эта мечта воплотилась в жизнь, хоть и при трагических обстоятельствах.

Спортивная карьера началась для Марии в туринской гандбольной команде. Затем она заинтересовалась автоспортом, дебютировала в ралли сначала в качестве штурмана, а затем стала гонщицей. И в первой же гонке Лелла, таким было детское прозвище Марии, одержала победу. За характер её также прозвали «туринская тигрица». Характер действительно был упрямый, настойчивый и помог достойно выступать в ряде гоночных серий и стать гонщицей Формулы 1 в команде March. В 1974 году выйти на старт ей помешали технические проблемы, зато в 1975 году, фактически во второй гонке в карьере она добилась результата, который остается лучшим для женщин в Формуле 1 и по сей день. 6-е место на Гран При Испании. Та гонка была остановлена после трети дистанции из-за аварии Рольфа Штоммелена, которая унесла жизни пятерых зрителей после вылета немецкого гонщика с трассы. Половина зачетного балла – единственный результативный финиш женщин в Формуле 1.

После ухода из Ф1 Мария участвовала в гонках кузовных автомобилей, спортпрототипов. В 1992 году она умерла от рака в возрасте 50 лет.

Дезире Уилсон

Южноафриканская гонщица Дезире Уилсон – ещё одна из пяти девушек, участвовавших в Гран При Формулы 1. Правда, квалифицироваться для допуска к гонке ей не удалось. Четыре попытки, и всё безуспешно. Но вот в британской серии Aurora F1, где проводились внезачетные гонки Ф1, успех сопутствовал ей больше. В 1980 году она стала первой и пока единственной женщиной, победившей на машине Формулы 1. Это случилось на автодроме Брэндс-Хэтч. Одна из трибун там носит имя Дезире Уилсон. Её успех был впечатляющим, что заставил скептиков умолкнуть.

«Они действительно не хотели, чтобы я участвовала в Гран При. В серии Aurora сначала было то же самое, некоторые говорили: „Что это женщина здесь делает?“ Но когда я начала побеждать их, выиграла гонку, люди стали уважать меня. Я доказала, что имею право занимать это место», – вспоминает Уилсон, которая и по сей день остается одной из желанных гостей Фестиваля скорости в Гудвуде.

Даника Патрик

20 апреля 2008 года в японском Мотеги на последних кругах гонки произошла потрясающая развязка. Лидировавший Элио Кастроневес и преследовавшая его Даника Патрик были на одинаковых стратегиях, а значит, выяснить, кто быстрее, этим двоим предстояло в очной борьбе. И Даника вышла победительницей из этого поединка, став первой женщиной, которая отпраздновала победу в американской формульной серии серии. Цена триумфа – всего пять секунд. Столько разделили Данику и Элио на финише.

Были в карьере Даники подиумы, в том числе и на Инди 500 в 2009-м, где оне стала третьей, и круги лидерства в других гонках. Яркая американская пилотесса быстро завоевала сердца болельщиков в IndyCar и NASCAR. Казалось, что Даника сможет дебютировать и в Формуле 1. В 2008 году её ждали на тестах с Honda, но японский концерн заявил об уходе. Проект US F1 также остался только на бумаге. В 2012 году, когда речь зашла о возрождении Гран При США Берни Экклстоун не исключил возможности участия американской гонщицы. Но и это осталось лишь в теории.

Ширли Малдоуни

Её называли «Первой леди дрэг-рейсинга». И это было вполне заслуженно. Ширли Малдоуни стала первой женщиной, которая сначала получила лицензию от NHRA на управление машиной с форсированным мотором, затем выиграла гонку Top Fuel, а впоследствии трижды становилась чемпионом в 1977, 1980 и 1982 году. В ее активе 18 наград NHRA. Она едва не погибла в 1984 году в серьезной аварии, два года ушло на то, чтобы восстановиться, а затем вновь вернулась в гонки. Её биография показана в фильме 1983 года «Heart Like a Wheel» (Сердце как колесо).

Ана Карраско

Многие гонщики могут рассказать, что судьбу победы в гонке иногда решает пара секунд, а судьбу титула – одно очко и пара поворотов до финиша. Фелипе Масса может легко это подтвердить.

Для испанской мотогонщицы Аны Карраско в 2018 году перед заключительной гонкой сезона World SSP300, младшего класса чемпионата мира по Супербайку, всё складывалось неплохо. Две победы укрепили её лидерство и к последней гонке сезона преимущество в 10 очков можно было назвать комфортным. Но на старте решающей гонки испанка откатилась назад. В Маньи-Куре обгонять непросто, поэтому, чтобы вернуть позиции, пришлось изрядно потрудиться. Ситуация осложнилась тем, что лидером стал прямой соперник Аны – Скотт Деру. При победе в гонке он становился чемпионом. Второй же оппонент Мика Перес, также сохранявший шансы на чемпионство, ехал вторым. А Ана продолжала откатываться вглубь пелотона. Таким образом, её преимущество в чемпионате превращалось в пыль.

За девять кругов до финиша у Деру сгорел мотор, и в лидеры вышел Перес. Минус один преследователь, зато второй гарантированно становился чемпионом при таком раскладе. Но за три круга до финиша он ошибся, потеряв ряд позиций. Ана к этому времени отыграла уже шесть мест. Ещё один круг, и Перес снова стал лидером, а отыгранные позиции Аны опять потеряли всю ценность. Ноза два поворота до финиша Даниэль Валле обогнал Переса, а Ана прорвалась на 13-е место. Лидеров на финише разделило 0,168 секунды, а в общем зачете Ана на один балл обошла Переса и стала первой женщиной чемпионкой в супербайке.

Сексизм в автоспорте: правда и домыслы

Мишель Мутон

Семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон в одном из интервью сказал, что добиться похвалы от Ники Лауды было делом очень сложным. И однажды титулованный австриец описал французскую гонщицу Мишель Мутон одним слово – суперженщина. В составе команды Audi она выиграла четыре этапа чемпионата мира по ралли. Победа в 1981 году на Ралли Сан-Ремо принесла ей славу первой женщины, победившей на этапах раллийного первенства, а три победы годом позже – титул вице-чемпиона мира.

«Я предпочитаю действовать, а не говорить», «для меня все должно быть ясно и однозначно – черное или белое, но не серое», «никогда ни о чем не жалею», – приводил в 1983 году её высказывания журнал «За рулем» в статье «Сто мужчин и одна женщина». Всё это характеризует её стремления и жизненное кредо.

В настоящий момент Мутон является президентом Комиссии FIA по вопросам участия женщин в автоспорте. Так что она имеет прямое отношение и к будущему девушек на автоспортивной арене.

Мишель Мутон: Женщинам в гонках мешает развитый инстинкт самосохранения

Сабина Шмиц

Поклонники Формулы 1, наверняка, помнят видео, в котором Кими Райкконен прокатил по Нордшляйфе своего напарника Антонио Джовинацци. Эмоции итальянца были красноречивее многих слов.

«Северная петля» Нюрбургринга является одной из самых сложных гоночных трасс в мире: она не прощает ошибок и за свою почти столетнюю историю собрала немало жертв. И если даже один круг проехать по ней непросто, то представьте, каково участвовать в гонке на выносливость, в суточном марафоне. Ответ на этот вопрос хорошо знает Сабина Шмиц. Она дважды, в 1996-м и 1997-м, победила здесь на BMW M3 E36, за что получила прозвище Королева «Северной петли». А спустя несколько лет она удивила известного журналиста и ведущего Top Gear Джереми Клаксона, побив его время круга на этой трассе. В настоящее время Сабина является телеведущей.

Лина Гейд

Провести за рулем суточный марафон гонки на выносливость непросто. Не менее сложно провести его на капитанском мостике. Для Лины Гейд, гоночного инженера команды Audi, такая ситуация вполне знакома.

Её увлечение гонками началось в юности, когда её семья переехала из Индии в Великобританию. Сначала Лина закончила школу с углубленным изучением физики, а затем стала магистром технических наук в области аэрокосмической промышленности в Университете Манчестера в Великобритании. Её послужной список включает в себя работу инженером в Формуле BMW, серии A1GP, гонках GT и спортпрототипов.

В 2011, 2012 и 2014 годах она как гоночный инженер привела экипаж Андреа Лоттерера, Марселя Фасслера и Бенуа Трелуйе к победам в гонке 24 часа Ле-Мана. А в 2012 году её подопечные стали чемпионами мира в гонках на выносливость.

Первая победа в Ле-Мане особенно запомнилась Лине Гейд. Её экипаж и гонщиков Peugeot разделили на финише 13,8 секунды. Это был один из самых плотных финишей в Ле-Мане. Цена победы, цена успеха.

Реальные преграды для женщин на пути в Формулу 1

Ютта Кляйншмидт

Гонка машин с открытыми колесами длится максимум два часа, гонка на выносливость – сутки, раллийный этап – три дня, ралли-рейд – полторы-две недели. А уж если это Дакар – вершина ралли-рейдов – то это несколько тысяч километров пути. Бездорожье, коварный песок и щебень, горы, склоны и ещё десятки различных препятствий. Это очень суровый экзамен для всех участников. Ютта Кляйншмидт сдавала его 16 раз, с 1988 по 2007 годы. Дважды она участвовала в зачете мотоциклистов, а затем пересела за руль внедорожника. 1999, 2002 и 2005 годы были для нее подиумными, а в 2001-м погоня за «Золотым бедуином» на Mitsubishi Pajero закончилась для нее триумфом. Ютта стала первой и пока единственной женщиной, выигравшей Дакар.

Во многом эта победа случилась благодаря ожесточенному сражению Жана-Луи Шлессера, выступавшим на багги собственной команды, и заводского гонщика Mitsubishi Хироши Масуоки, в котором проиграли оба и отдали победу шедшей третьей Ютте. Но разве это умаляет её достижение?

Анастасия Нифонтова

Проехать ралли-марафон Дакар неимоверно сложно. Проехать его на мотоцикле – еще сложнее. А проехать его девушке на мотоцикле, да еще и без технической поддержки – кажется за гранью возможного. Анастасия Нифонтова с этим справилась в 2019-м. Российская гонщица вообще выигрывала немало: и этапы Кубка мира по кросс-кантри, и зачет ралли-рейда Africa Eco Race, и чемпионский титул FIM по ралли-рейдам. Но главной гонкой она всё-таки считает Дакар.

«Ралли-рейды это всегда тяжело, долго и даже больно. Едешь и думаешь, побыстрей бы финиш, а как только пересекаешь черту, то сразу в душе грусть и пустота от того, что всё закончилось. Такой вот парадокс. Хорошо когда есть возможность недолго сидеть на одном месте и не за горами уже следующий старт, а вот если нет возможности ехать дальше, то тут начинается ломка...», – говорит Анастасия.

О своем «дакаровском приключении» она рассказала в книге «Чистое небо Дакара».

Список выдающихся гонщиц можно продолжать и продолжать. И в ближайшее время он будет лишь пополняться, поскольку в мире автоспорта немало талантливых девушек. Взять хотя бы Ирину Сидоркову, чемпионку России по кольцевым автогонкам в классе «Национальный юниор», которая в нынешнем сезоне дебютирует в WSeries, или Джейми Чедвик, действующую победительницу WSeries, ставшую пилотом по развитию в команде Williams. А Бейтске Виссер, Татьяна Кальдерон и София Флерш в 2021 году в одном экипаже проведут полный сезон в категории LMP2 чемпионата мира по гонкам на выносливость. Всё это говорит о том, что в ближайшее время можно рассчитывать на того, что список женщин, добившихся успехов в мире авто и мотоспорта станет ещё больше.

Редакция AUTOSPORT.com.ru поздравляет всех девушек, женщин c 8 Марта. Оставайтесь всегда такими же прекрасными, нежными, милыми, любите и будьте любимы. С праздником вас!

Прекрасная половина Формулы 1: жены и девушки самых быстрых гонщиков планеты