10 главных интриг в Формуле 1 в 2021 году
В пятницу, 12 марта, в Бахрейне стартуют первые и единственные в этом году предсезонные тесты Формулы 1. Мы наконец-то увидим новые машины всех десяти команд не в компьютерной графике, а на трассе...
1. Сможет ли Red Bull Racing бросить вызов Mercedes?
Самый вероятный ответ – конечно, нет. У Mercedes стабильная команда, выверенная стратегия. В Брэкли раньше остановили работу с машиной 2020 года, чтобы сосредоточиться на машине 2021 года. На стороне «Cеребряных стрел» надежность. Но все же надежда на борьбу есть.
Вспомним концовку прошлого сезона, когда в Бахрейне и Абу-Даби Макс Ферстаппен успешно навязывал борьбу пилотам Mercedes. В Red Bull Racing начали сезон с большим отставанием, но смогли подобраться ближе. Эксперты по аэродинамике говорили, что причина в философии более высокого рейка, которой придерживаются в Милтон-Кинсе. В команде также признают, что машины RB15 и RB16 были сложны в управлении. И справиться с ними удавалось только Максу Ферстаппену, который находился в другой лиге по сравнению с Пьером Гасли и Алексом Албоном. А располагать техникой, которая подвластна лишь исключительным пилотам – не всегда лучшая стратегия. Достаточно посмотреть на историю Benetton в середине 90-х. Машина была великолепна, пока ее пилотировал Михаэль Шумахер, но другим гонщикам не удалось добиться таких же результатов. И после ухода Михаэля команда не поднималась высоко, пока десять лет спустя не появился Фернандо Алонсо.
Что касается изменений в регламенте, то инженеры вам расскажут насколько серьезные были изменения в аэродинамике, прижимной силе, конструкции шин. Они, конечно, правы. Но давайте будем честными – зрители вряд ли увидят большую разницу. А изменений в аэродинамике может быть недостаточно для изменения расстановки сил. Кроме того, всем известно насколько сложно настроить машины для работы с шинами, поэтому фактор Pirelli тоже может сыграть свою роль.
Так или иначе, Red Bull – команда высокого уровня, и там прекрасно понимают, что начать сезон нужно сильнее, чем в последние годы, когда команда регулярно оказывалась в роли догоняющей.
Макс Ферстаппен преследует Льюиса Хэмилтона на Гран При Бахрейна-2020Фото: Red Bull Content Pool / Getty Images
2. Завершит ли Льюис Хэмилтон карьеру?
Всю минувшую зиму пресс-служба Mercedes и Тото Вольф убеждали весь формульный мир, что переговоры с Льюисом Хэмилтоном лишь формальность и все скоро будет подписано. Подписали, убедили. Но на самом деле, это ненормально, что последняя вакансия в пелотоне – место фактически первого пилота в чемпионской команде, место чемпиона мира, а объявление о подписании контракта делается в феврале. И контракт этот всего на год, хотя заявлялось часто иное.
Хэмилтон – один из самых возрастных пилотов в Формуле 1, но ни у кого нет сомнений, что он на пике формы. Но есть определенные сомнения. С одной стороны, Вольф говорил, что дело было не в деньгах. Затем он упомянул, что влияние пандемии на Формулу 1 и бюджет команды все же было, что повлекло трудности по подписанию многолетнего контракта. У Льюиса есть свои мысли по поводу жизни за пределами Формулы 1. Он не боится использовать свое влияние, вкладывать средства в дела и идеи, в которые верит. Он молодец! В Mercedes могут просчитывать вариант подписания Джорджа Рассела в качестве напарника Валттери Боттаса на 2022 год. Но я почти уверен, что они будут не менее усердно работать, чтобы убедить Льюиса остаться.
Льюис Хэмилтон на подиуме Гран При Турции-2020Фото: Mercedes AMG F1 / Getty Images
3. Правильный ли выбор в пользу Серхио Переса сделали в Red Bull Racing?
Ни Пьер Гасли, ни Алекс Албон не смогли что-либо противопоставить Максу Ферстаппену и поддержать его в борьбе с Mercedes. Команде пришлось обратиться к пилоту не из программы австрийского концерна.
Серхио Перес сейчас другой, нежели в McLaren в 2013 году. Он зрелый пилот и готов реализовать свой второй шанс в топ-команде, избавившись от ярлыка рента-драйвера, который несправедливо навесили на него в начале карьеры. Чеко отлично разбирается в работе с шинами: в этом он не уступает Льюису Хэмилтону и Максу Ферстаппену. А глядя на результаты 2020 года, можно сказать, что мексиканец прибавил и в квалификации. Перес занял четвертое место в личном зачете, при том, что пропустил две гонки из-за коронавируса, потерял подиум на Гран При Бахрейна, сошел на Гран При Абу Даби.
Надо понимать, что Перес в Red Bull Racing не для того, чтобы победить Ферстаппена, а чтобы прикрыть ему тыл: квалифицироваться сразу после него, оставаться в гонке в пределах пяти секунд от голландца. Это позволит команде тактически бороться с Mercedes. Если Перес с этой задачей справиться, то сможет рассчитывать на продолжение работы с Red Bull.
Серхио ПересФото: Red Bull Content Pool / Getty Images
4. Что покажет Карлос Сайнс в Ferrari?
В сезоне 2021 года намечается несколько любопытных внутрикомандных противостояний, но в Ferrari оно будет наиболее интересным. В Скудерии всегда стремились, хоть и регулярно отрицали это, разделить пилотов на первого и второго. Сайнс сейчас в роли помощника Шарля Леклера, хорошо проведшего предыдущие сезоны. Но согласится ли испанец на такую роль?
Да, Леклер – яркий талант, и Сайнсу придется хорошо поработать, чтобы улучшить свои квалификационные показатели, если он хочет бросить вызов Шарлю. Но в самой гонке чаша весов может склониться в пользу испанца, если вспомнить, что у Леклера в сезоне 2020 года в трех гонках были инциденты на первом круге. А владение итальянским языком поможет Карлосу быстрее влиться в команду. Кроме того, он переезжает в Италию, чтобы быть ближе к базе. А его трудовой настрой, унаследованный от отца, будет по достоинству оценен коллективом, который очень настроен отыграться после провального сезона 2020 года.
Карлос Сайнс на тестах во ФьораноФото: Ferrari
5. Сможет ли Себастьян Феттель «перезагрузить» свою карьеру в Формуле 1?
Один экс-пилот Формулы 1 и мой друг часто говорит, что прошлые успехи – не гарантия будущих успехов. И если не принимать во внимание четыре чемпионских титула, а судить о Себастьяне Феттеле только по двум последним сезонам, то странно, почему в Aston Martin пригласили его, а не оставили Серхио Переса. Но понятно, что Себа выбрали, рассчитывая на его силу и огромный опыт. Для бренда, возвращающегося в Ф1, неплохой выбор. И если Себастьян будет в форме, то он станет блестящим активом для команды. Возможно, смена обстановки поможет ему вернуться в форму, Посмотрите как сработал перевод Пьера Гасли в Toro Rosso.
Тем не менее есть ощущение, что Aston Martin станет последней командой для Феттеля в Формуле 1. Но находясь в команде, тесно связанной с Mercedes, у которой есть финансирование и мотивированные владельцы, Себастьян сможет завершить карьеру на высокой ноте. Я очень уважаю команду из Сильверстоуна. Такие люди как Энди Грин, Том Маккалоу, Энди Стивенсон, Бернадетт Коллинз – это все высококлассные специалисты, которые помогут Феттелю добиться максимума.
Себастьян Феттель и Лэнс СтроллФото: Aston Martin F1
6. Сможет ли Фернандо Алонсо помочь Alpine стать лучшей «из остальных»?
Прошлый сезон команда Renault завершила на пятом месте в Кубке конструкторов. У коллектива был реальный шанс занять третью строчку, но подвела надежность. Возможно, поэтому Даниэль Риккардо решил перебраться в McLaren. Но в целом, машина RS20 была очень быстра.
Фернандо Алонсо – энергичный гонщик с яркой индивидуальностью. Его опыт очень пригодится команде. Сомневаюсь, что за то время пока его не было в Формуле 1, он потерял в скорости. Поэтому я ожидаю увидеть его в Бахрейне, что называется, во всеоружии.
Минусом для бывшей Renault может стать потеря клиентских команд: в McLaren перешли на двигатели Mercedes, а это значит, что в Энстоуне и Вири-Шатийоне теперь меньше источников информации и меньше возможностей сравнить свое шасси с другим с их мотором.
Фернандо Алонсо в паддоке БахрейнаФото: Formula 1
7. Что сможет противопоставить Ландо Норрис Даниэлю Риккардо?
Я полагаю, что McLaren провел равноценную замену Карлоса Сайнса на Даниэля Риккардо. Разница лишь в том, что у австралийца уже немалый опыт и победы, а Карлос еще не проторил себе дорогу в Формуле 1. Что же касается гоночного темпа и стабильности, то Даниэль и Карлос равны. В квалификации австралиец, возможно, быстрее, но, думаю, Ландо Норрис сможет составить ему конкуренцию. Поэтому за квалификационным сражением в этой паре будет очень интересно наблюдать. В гонках Ландо тоже смотрелся хорошо в два предыдущих сезона. И если в 2019-м он уступал Карлосу в работе с шинами, в гоночном темпе, то в 2020-м сделал хороший шаг вперед.
Команда McLaren набирает обороты. Зак Браун сделал то, что у него получается лучше всего – привлек инвестиции, которые так нужны коллективу Формулы 1. Андреас Зайдль, Джеймс Ки и Андреа Стелла отлично справляются с задачей руководства команды. А двигатель Mercedes поможет команде ускориться, хоть и не на полсекунды, как думают некоторые, а может чуть меньше, но все равно поможет стать быстрее.
Даниэль Риккардо и Ландо НоррисФото: McLaren
8. Кто станет лучшим новичком сезона?
Мик Шумахер дебютирует в Формуле 1 в качестве действующего чемпиона Формулы 2. Он заслужил свое место, и дело не только в громкой фамилии. Смущает лишь место дебюта. На мой взгляд, гоночной Академии Ferrari логичнее было бы отправить его в Alfa Romeo, где опытный Кими Райкконен помог бы ему сориентироваться. У Антонио Джовинацци было несколько хороших гонок во второй половине прошлого сезона, но не похоже, что он вскоре станет пилотом Ferrari. Почему бы ему не перейти за Haas? Таким образом, у обеих клиентских команд Ferrari было бы по одному новичку и по одному опытному пилоту.
Юки Цунода провел хороший сезон в Формуле 2. Тревор Карлин считает, что он может оказаться таким же быстрым, как Такума Сато в свое время. Юки умело управлялся с шинами в Ф2, и это может оказаться полезным навыком. В AlphaTauri хорошая команда, а Пьер Гасли станет отличным ориентиром для новичка.
Никита Мазепин периодически был быстр в Формуле 2, но также оказывался в ненужных инцидента. Но он не раз участвовал в тестах, в том числе за Mercedes, и сейчас у него самый большой опыт из трех новичков по управлению машиной Ф1. Поэтому его соперничество с Миком будет интересным.
Никита МазепинФото: Haas F1 Team
9. Сможет ли воспрять Williams?
Когда дело касается каких-то изменений, команды Формулы 1 больше похожи на большие круизные лайнеры, чем на скоростные катера. В 2018 и 2019 годах Williams уверенно полным ходом летел на берег. В 2020 году ему удалось «бросить якорь» и избежать опасной отмели. Команда из Гроува прогрессировала лучше других, став быстрее на 1,3% от уровня 2019 года. Впечатляюще. До тех пор, пока не вспомнить, что было до того.
Следующие полтора года станут критически важными для Williams и Dorilton Capital. К настоящему времени новые владельцы хорошо поработали, сделали большие вложения, расплатились с поставщиками и кредиторами. К рулю команды встал такой опытный человек, как Йост Капито, а в 2022 году коллектив перейдет на коробки передач от Mercedes. Это, конечно, отход от принципа собственного производства деталей, заложенного семьей Уильямс, но в то же время Dorilton Capital намерены действовать иным образом.
С другой стороны, несмотря на то, что в среднем машина Williams была быстрее, чем Haas, команде не удалось завоевать очков в прошлом сезоне. Поэтому в 2021 году коллектив сделает все возможное, чтобы пополнить очковый багаж и опередить клиентов Ferrari.
Джордж Рассел на шейкдауне в СильверстоунеФото: Williams F1 Team
10. 23 гонки – предел или нет?
Предстоящий сезон станет рекордным по продолжительности – 23 гонки. Это кажется много. 18 или 19 гонок – максимум с точки зрения баланса между широким спектром гонок и превращением каждой из них в особое событие. Если будет 23 гонки, то вскоре может наступить момент, когда люди начнут думать: «О, мы можем пропустить эту гонку, все равно на следующей неделе будет еще одна».
Это дилемма и для сотрудников. Пилотам и зрителям повезло: они прилетели в четверг и уехали сразу после гонки. А большинство сотрудников команд уезжают на всю неделю, что затрудняет семейную жизнь. Добавьте к этому еще и тесты. Некоторые сотрудники уже переходят, например, в Формулу Е или в чемпионат мира по гонкам на выносливость. Хоть и они получают теперь меньше, зато проводят больше времени дома.
Что касается баланса, то нужно найти его и в соотношении новых и исторических трасс. Было здорово смотреть за гонкой в Муджелло и Портимао, но, похоже, для Имолы современные машины Ф1 слишком широкие и быстрые, что и обусловило ход прошлогодней гонки.
Все это, конечно, продиктовано финансовыми соображениями. Плюс пандемия. Руководство Формулы 1 проделало отличную работу, организовав 17 гонок в прошлом году. Если в нынешнем году пройдет 18 или 19 гонок, это будет большое достижение.
Перевел и адаптировал материал: Александр Евграфов
Источник: autosport.com/f1/news/chandhok-tackling-the-big-questions-of-formula-1-2020-5113371/5113371
Если не помешает пандемия Covid-19, в сезоне-2021 впервые в истории Формулы 1 пройдет 23 гонкиФото: Red Bull Content Pool / Getty Images