Новые рекорды! Как прошли «Дни скорости на льду Байкала»

Тема рекордов – одна из самых интересных в мире автоспорта, так как рекорд – это всегда пилотаж на пределе, вернее, даже за пределами возможностей, и это относится как к технике, так и к человеку. Пожалуй, рекорд — это как раз про человеческую природу, когда ты не просто стремишься испытать себя, а мечтаешь стать абсолютно лучшим и доказать всем и себе в первую очередь, что ты можешь...

Новые рекорды! Как прошли «Дни скорости на льду Байкала»
© autosport.com.ru

Когда речь заходит о рекордах скорости, то здесь добавляется еще и желание испытать запредельную скорость и игра с опасностью, а ведь сколько таких «игр» заканчивалось трагично. И все же.

Первые рекорды скорости устанавливались в начале прошлого века на велосипедах. Такие заезды проходили в том числе и на знаменитых соляных озерах Бонневиля. А с появлением первых автомобилей к делу помимо физической подготовки рекордсменов и доработки велосипедов подключилась еще и продвинутая инженерная мысль. С тех пор значение имеют все детали: и мощность двигателя, и аэродинамика корпуса автомобиля и даже то, в какие шины этот автомобиль обут.

В качестве плацдарма выбираются прежде всего сверхтвердые природные площадки, в том числе и благодаря своим размерам, как наиболее подходящие для таких задач: соляные озера и природный лед позволяют не скупиться на дистанцию разгона и торможения. К тому же, благодаря своей практически неограниченной ширине они не прощают как ошибки пилотирования, так и вмешательство природной стихии, например, ветра. Мы все помним, из-за чего погиб великий Бернд Розмайер во время попытки установить рекорд скорости: сильнейший порыв ветра выбросил его автомобиль, несущийся на невероятной скорости в 430 км/ч, на деревья.

В этом году исполнилось 10 лет с того момента, как команда LAV Racing вышла на природный лед Байкала c целью установить рекорд скоростиФото: LAV Production

В СССР тоже имелись свои соляные озера – Баскунчак, и свои рекорды скорости. В 60-е годы там была построена специальная трасса для установления всесоюзных рекордов: всего их там состоялось 29, и больше половины из них превосходили международные. Однако в середине 60-х из-за увеличения добычи соли трасса для установления рекордов скорости была закрыта. Заезды перенесли на асфальтовые поверхности, но те мало удовлетворяли требованиям дисциплины. Здесь можно найти список всех национальных рекордов СССР и России.

Однако, по правилам Международной автомобильной федерации (FIA) нет никакой разницы, на какой поверхности они были установлены – асфальт, соль или лед. Все они считаются наземными. Тем не менее, Андрей Леонтьев и его команда LAV Racing, благодаря своей неустанной работе в рекордных дисциплинах уже добились того, что в официальных таблицах появилась пометка «установлен на льду», и следующим шагом предполагается добиться, чтобы ледовые заезды были выделены в отдельную категорию.

. По правилам FIA средняя скорость фиксируется при прохождении мерного километра в обе стороныФото: LAV Production

Лед примечателен тем, что имеет невероятно низкий коэффициент сцепления, а разгон и торможение при прохождении мерного километра с хода занимают огромную дистанцию. Именно это и является поводом выделить рекорды скорости на льду в отдельную дисциплину. Таким образом, на неровном природном льду требуется найти большую льдину, которая вместила бы в себя 13-километровый прямик, состоящий из шести километров разгона, шести километров торможения и одного мерного километра. По правилам FIA средняя скорость фиксируется при прохождении мерного километра в обе стороны – чтобы исключить влияние ветра.

В этом году исполнилось 10 лет с того момента, как команда LAV Racing вышла на природный лед Байкала c целью установить рекорд скорости. С тех пор каждый год в самом начале весны организаторы «Дней скорости на льду Байкала» с помощью геодезистов, Гильдии ледовых капитанов, экологов и специалистов РАФ строят здесь невероятные ледовые трассы, на которых проходят заезды.

И помимо заездов на максимальную среднюю скорость по прямой здесь уже третий раз проводятся «заезды на выносливость». Первые два года дистанция составляла 1000 километров, а в этом году впервые на льду состоялся марафон продолжительностью 24 часа.

Для участия в заездах на 24 часа были представлены три Porsche MacanФото: LAV Production

«Дни скорости на льду Байкала» традиционно проходят с иркутской стороны озера на льду Малого моря. Выбор места не случаен: благодаря небольшой глубине Байкала здесь происходит меньше волнения, а, значит, и лед замерзает максимально ровно. Помимо 13-километровой прямой в этом году здесь проложили еще и кольцевой трек длиной 11,5 километров.

По правилам РАФ транспортные средства, принимающие участие в установлении рекордов, делятся на серийные и специально подготовленные: группа А и группа В соответственно. И если во времена СССР количество рекордов в группе В внушает уважение, то вот в группе А имеется очень мало рекордов, которые были установлены ранее. Этот пробел было решено заполнить.

В начале марта 2021 года 11 автомобилей и 13 пилотов прибыли на Байкал, чтобы принять участие в рекордных заездах «Дней скорости на льду Байкала». Среди транспортных средств были представлены:

Для попыток на дистанции 1 километр с хода / 1 километр с места / абсолютная максимальная скорость в классе: Urus. Класс В1 13. Объем двигателя - 3996 куб. см, мощность – 650 л.с. Jaguar F-Type R. Класс B 1 15. Объем двигателя — 5000 куб. см, мощность — 575 л.с. Lamborghini Huracan Twinturbo (доработка Level Performance). Класс А 1 10. Объем двигателя — 5204 куб. см. Мощность двигателя — 1200 л.с. Porsche 911 Turbo S '992 (доработка Level Performance). Класс — A 1 9. Объем двигателя — 3745 куб. см, мощность — 850 л.с. Rotax 250. Класс — A III 1. Объем двигателя — 250 куб. см Rotax 125. Класс — A II 1. Объем двигателя — 125 куб. см Audi Q7. Класс — A I 8. Объем двигателя — 2997 куб. см, мощность — 333 л.с. Ford F-Max. Класс — B III 18. Объем двигателя — 12740 куб. см, мощность двигателя — 500 л.с.

Также были представлены три Porsche Macan с объемом двигателя 1984 куб. см и мощностью 252 л.с. для участия в заездах на 24 часа.

В качестве пилотов в заездах принимали участие: 18-кратный рекордсмен России Андрей Леонтьев, 8-кратный рекордсмен России Максим Леонов, 2-кратная рекордсменка России Мария Леонтьева, 2-кратный рекордсмен России Илья Кашин, многократный призер соревнований по картингу Станислав Лыжин, многократный призер чемпионатов России и Европы по ралли Илона Накутис, рекордсмен России Мария Мельникова, призер и победитель соревнований России и Европы по кольцевому автоспорту Виталий Ларионов, призер и победитель соревнований по трофи-рейдам Андрей Пономарев, победитель любительских соревнований по кольцевым автогонкам Владислав Сивер, а также пилоты Михаил Парнев, Алексей Павлин и Александр Лобачев.

Rotax 250Фото: LAV Production

Правила заездов на 1 км с места и с хода таковы, что пилот должен проехать мерный километр в обе стороны для исключения влияния ветра и других сопутствующих условий. Все попытки на 1 км проходили в светлое время суток на протяжении нескольких дней при разных погодных условиях, с использованием специальной телеметрии и практически все были признаны успешными.

В предпоследний день в 16:00 по местному времени стартовал 24-часовой заезд, в котором приняли участие три Porsche Macan и девять пилотов. График заездов был составлен судьями таким образом, чтобы каждый пилот провел за рулем каждого из автомобилей одинаковое количество времени, и в итоге на их долю пришлось по девять заездов продолжительностью 51 минута каждый.

В прошлом году во время 1000-километрового заезда три Hyundai i30N были обуты в три разных бренда покрышек, и рекорд установил автомобиль, на котором стояли шины Continental. Так что в этом году организаторы решили использовать для рекордных заездов шины той же марки и «обули» абсолютно стандартные, гражданские Porsche в Continental Ice Contact 2.

Porsche MacanФото: LAV Production

Суточный марафон на льду оказался не самой простой задачей, и у автомобилей порой возникали ошибки, устранять которые помогали технические сотрудники Спорткар Центра Porsche. Однако, в итоге все три автомобиля благополучно финишировали, максимальная пройденная дистанция составила 214 кругов или 2477,478 км, а средняя скорость превысила 103 км/ч. Этот результат будет подан на регистрацию в Книгу рекордов России и имеет все шансы стать новым наземным рекордом в заезде на 24 часа в этом классе автомобилей.

Результаты рекордных попыток на 1 км с места и с хода

Попытки установления рекордов на серийных ТС:

Lamborghini Urus, старт с хода, пилот Андрей Леонтьев. Попытка признана успешной, скорость свыше 274 км/ч. Ford F-max, старт с хода, пилот Илона Накутис. Попытка признана успешной, скорость свыше 130 км/ч. Ford F-max, старт с хода, пилот Илона Накутис. Попытка признана успешной, скорость свыше 48 км/ч. Jaguar F-Type R, старт с хода, пилот Максим Леонов. Попытка признана успешной, скорость свыше 278 км/ч. Jaguar F-Type R, старт с места, пилот Максим Леонов. Попытка признана успешной, скорость свыше 109 км/ч. Lamborghini Urus, старт с места. Пилот Андрей Леонтьев. Попытка признана успешной, скорость свыше 114 км/ч.

Илона Накутис остановила тягач Ford F-Max с 80 км/ч на голом льду на дистанции в 169 метровФото: LAV Production

Попытки установления рекордов на специально подготовленных ТС:

Rotax 250, старт с хода, пилот Мария Леонтьева. Попытка признана успешной, скорость свыше 108 км/ч. Это максимальная скорость, которую может развить карт. Rotax 125, старт с хода, пилот Станислав Лыжин. Попытка признана успешной, скорость свыше 82 км/ч. Audi Q7, старт с места, пилот Алексей Павлин. Пилот предполагал перебить рекорд, установленный в 1966 году Владимиром Никитым в Харькове на автомобиле «ХАДИ-7» в 160 км/ч. Попытка признана неудачной, рекорд не перебит. Audi Q7, старт с хода, пилот Алексей Павлин. Попытка признана успешной, скорость свыше 250 км/ч. Таким образом, Алексей Павлин побил предыдущий рекорд, установленный ранее Андреем Леонтьевым. Автомобиль Porsche 911 Turbo S, старт с места, пилот Александр Лобачев. Попытка признана успешной, скорость свыше 105 км/ч. Таким образом, Александр перебил еще один рекорд, установленный на Байкале в 2013 году. Автомобиль Porsche 911, старт с места, пилот Александр Лобачев. Попытка признана успешной, скорость свыше 250 км/ч.

Во время «Дней скорости на льду Байкала» проводились также заезды на торможение. Илона Накутис сумела остановить тягач Ford F-Max с 80 км/ч на голом льду на дистанции в 169 метров.

Мария Мельникова специально для AUTOSPORT.com.ru

Максимальная пройденная дистанция суточного марафона составила 214 кругов или 2477,478 км, а средняя скорость превысила 103 км/чФото: LAV Production