«Не хочу даже говорить, на каком он месте». 10 лет подиуму Виталия Петрова в Формуле 1
Дополнительная ответственность
За полтора месяца до старта сезона 2011 года Lotus-Renault пережила серьезное потрясение: в аварию на ралли попал лидер команды Роберт Кубица. Происшествие случилось всего через три дня после предсезонных тестов в Валенсии, на которых польский пилот показал лучшее время.
В ожидании возвращения Роберта команде пришлось перестраиваться. Тогда верилось в лучшее и никто ещё не знал, что карьера Кубицы в Ф1 прервалась на долгие восемь лет. Не сказать, что Виталий Петров однозначно был провозглашен первым номером Lotus. Но работы и ответственности, как у основного пилота, у него стало больше – в частности, на тестах. В качестве временного напарника Петрова команда выбирала между опытным Ником Хайдфельдом и своим тест-пилотом Бруно Сенной, провела даже смотрины на тестах в Хересе. Выбор в итоге был сделано в пользу немца.
Сам Виталий по ходу предсезонных тестов в спокойной и уверенной манере отмечал, что его роль в команде не изменилась, просто задачи стали другими. «Я тестирую новые детали, получаю больше информации. Но в целом ничего не изменилось», – говорил Петров.
Но тесты тестами, а ответственность за результаты команды в гонках – совсем другое дело. Готов ли был к такой ответственности прошлогодний дебютант, уступивший партнеру по команде в квалификациях со счетом 2:17 и набравший в пять раз меньше очков? «Да, дебютный сезон был для меня тяжелым. Но теперь я знаю и умею куда больше, чем год назад. Так что команда может на меня рассчитывать», – излучал уверенность Петров. И эта уверенность, надо сказать, не подвела его на старте сезона.
Свободные заезды и квалификация в Мельбурне
62-й чемпионат мира Формулы 1 должен был стартовать ещё 13 марта, но гонку в Бахрейне отменили из-за политического кризиса в стране, и право открыть сезон получила Австралия.
Интересно, как бы сложился этап на Сахире для Lotus и Виталия Петрова, не произойди этой отмены. Потому что машина R31 весь сезон была очень быстра в скоростных поворотах, которых на трассе в Бахрейне большинство. А оригинальное техническое решение Lotus – система переднего выхлопа – работало максимально эффективно именно на первых этапах. Суть концепции заключалась в том, что выхлопные трубы были выведены в передней части боковых понтонов, выхлопные газы проходили под днищем и увеличивали эффективность аэродинамики машины. Затем по мере обновлений автомобиля и введения технических директив FIA преимущество от использования этой концепции улетучилось.
Полугородской Альберт-парк в Мельбурне с затычными поворотами теоретически подходил R31 чуть хуже Сахира. Однако это не помешало Виталию Петрову завершить свободные заезды в первой пятерке: в третьей тренировке в субботу утром он показал пятое время. Но пятым на тренировках он был и по ходу дебютного сезона, причем трижды, а вот в квалификации его лучшим достижением оставалось седьмое место. Но спустя несколько часов после окончания свободных заездов Виталий превзошел этот результат.
В первом сегменте российский гонщик стал третьим, во втором – седьмым. В финале команда решила ограничиться одним быстрым кругом, но, несмотря на высокий прессинг и небольшую помарку в третьем повороте, Петров показал шестое время. Кому он уступил? Себастьяну Феттелю и Марку Уэбберу на Red Bull, Льюису Хэмилтону и Дженсону Баттону на McLaren и Фернандо Алонсо на Ferrari. При этом второй гонщик Lotus Ник Хайдфельд из-за трафика оказался лишь 18-м. «Зима получилась сложной для нас. Команда работала изо всех сил, поэтому особенно приятно занять в квалификации шестое место. Прессинг на единственном быстром круге в финале был большим, и я рад, что хорошо проехал этот круг», – прокомментировал Петров свой результат.
Виталий Петров в квалификации Гран При АвстралииФото: Reuters
Какие цели на гонку ставили Lotus и Виталий Петров?
В начале 2010-х некогда чемпионская команда из Энстоуна, как и сейчас, была четвертой-пятой по скорости. Но разрыв между грандами и середняками тогда был чуть меньше, поэтому, попав в настройки машины, рабочий диапазон шин и выбрав правильную тактику, можно было продвинуться вперед и побороться если не с Red Bull Racing, то хотя бы с Ferrari и McLaren.
«Судя по предсезонным тестам, наша машина отлично взаимодействует с шинами. Конечно, рано говорить о гоночном темпе, но, думаю, мы способны выступить не хуже, чем в квалификации», – дал прогноз на гонку технический директор Lotus Джеймс Эллисон.
Сам Виталий Петров сказал: «У меня отличная стартовая позиция, мы сможем побороться за очки. Я не слишком волнуюсь о шинах, здесь они ведут себя гораздо лучше, чем на зимних тестах».
И не зря российский гонщик и команда делали упор на шины в своих комментариях…
Старт Гран При Австралии-2011Фото: Getty Images
Старт
В отличие от Гран При Австралии в 2010 году, гонка проходила в сухих условиях, на дождь не было и намека. Но Виталий Петров, за этого год совершивший великолепный рывок перед первым поворотом, вновь отличился. На торможении перед первым поворотом он обогнал двух чемпионов, Фернандо Алонсо и Дженсона Баттона, и вышел на четвертое место. «Я атаковал Фернандо, заметил впереди машину Дженсона, и подумал: «Не буду тормозить, попытаюсь обогнать обоих!» Получилось здорово», – рассказал Виталий на пресс-конференции после гонки.
Отбив атаку прорвавшегося с восьмого на пятое место Фелипе Массы, Петров достаточно быстро обосновался на околоподиумной позиции. Уже к пятому кругу он опережал на пять секунд бразильца из Ferrari, но сам примерно на столько отставал от Марка Уэббера. Однако чистый темп в тот день был лишь половиной дела.
Виталий Петров на Гран При АвстралииФото: Lotus
Шинная лотерея
Гонка в Австралии была первой для Pirelli в Формуле 1. Компания из Милана сменила Bridgestone на посту монопольного поставщика шин, и итальянцы придерживались абсолютно противоположного подхода при создании продукции. В 2010-м их предшественники предоставили командам такие жесткие шины, что от гонок без пит-стопов спасло лишь правило обязательного использования двух разных компаундов. Pirelli, наоборот, сделала ставку на менее износостойкую продукцию. «Формула 1 попросила нас обеспечить два-три пит-стопа», – говорил глава автоспортивного подразделения Пол Хэмбри.
Перед стартом гонки в Мельбурне никто из команд точно не понимал, чего ожидать от новых шин. К тому же в воскресенье впервые за весь уик-энд над трассой выглянуло солнце, и асфальт прогрелся сильнее, чем на свободных заездах и в квалификации. И хотя тогда было всего два состава – Hard или Soft – выбрать оптимальное сочетание в этих условиях оказалось непросто.
Из лидеров ошибку совершил шедший третьим Марк Уэббер: австралиец открыл первую волну пит-стопов на 11-м круге и переобулся с Soft на Hard. Но шины не заработали должным образом, и на 26-м круге Марк вернулся на Soft. Но доехать оставшиеся 32 круга на этом компаунде было нереально, и на 41-м Уэббер опять поменял шины.
На третий пит-стоп пришлось остановиться и Фернандо Алонсо. Испанец из Ferrari провалил старт, откатился в конец топ-10 и чтобы прорваться вперед, осознанно провел три подряд отрезка на более быстрых мягких шинах.
А что Виталий Петров? Уверенно ехавший четвертым российский гонщик переобулся с Soft на Soft на 16-м круге, на 36-м перешел на Hard и поехал на этих шинах до финиша. На аналогичной тактике ехали и два лидера Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон. За счет меньшего количества пит-стопов Петров опередил Уэббера и вышел на третье место.
Виталий Петров на пит-стопе на Гран При АвстралииФото: Reuters
Погоня Алонсо за Петровым
«Я не хочу даже говорить... на каком месте находится Петров. Скажем так, впереди него Феттель и Хэмилтон», – сказал в трансляции волнующимся голосом российский комментатор Алексей Попов после заключительной волны пит-стопов.
До финиша оставалось ещё 16 кругов. Отрыв Виталия Петрова от Фернандо Алонсо, опередившего Марка Уэббера на третьем пит-стопе, на тот момент составлял 14 секунд. На свежих шинах Hard испанец был быстрее, и с каждым следующим кругом приближался всё ближе: 12 секунд за 12 кругов до клетчатого флага, 8 секунд за 10 кругов, 5,5 секунды за 7 кругов. На отдельных кругах двукратный чемпион мира отыгрывал по полторы секунды. За три круга до клетчатого флага он сократил отставание до трех секунд, за два – до двух. На финальный круг Петров ушел с отрывом 1,7 секунды. С одной стороны, запас был хороший, учитывая что ближе к финишу разница в темпе стала меньше и тот факт, что Алонсо не дотянулся до зоны DRS. С другой, малейшая ошибка могла перечеркнуть все надежды Петрова на подиум. Но россиянин чисто проехал заключительный круг, причем всего на 0,270 секунды медленнее испанца.
«А вот и наш с вами момент триумфа, друзья мои! Виталий Петров на подиуме!» – воскликнул в трансляции Попов.
Гонщик Lotus уступил на финише только будущим многократным чемпионам мира Себастьяну Феттелю и Льюису Хэмилтону, на счету которых тогда было еще по одному титулу. Спустя год после дебюта первый российский гонщик Формулы 1 поднялся на подиум.
«Вообще Алонсо был достаточно далеко. Я спокойно контролировал темп и следил за состоянием шин», – рассказал на пресс-конференции Петров о своих чувствах на последних кругах.
Виталий Петров в закрытом парке после финиша Гран При АвстралииФото: Lotus
Реакция российской прессы
Естественно, что финиш россиянина на подиуме в Формуле 1 вызвал большое внимание со стороны российских СМИ, причем не только спортивных. Вспомним самые яркие заголовки и цитаты.
Спорт-Экспресс: «Виталий Петров – третий в «первой»!
РИА Новости: «Старт сезона в Формуле 1 принес России исторический подиум Петрова».
Российская газета: «Петров без тормозов. Российский пилот Lotus-Renault впервые в карьере доехал до подиума».
Известия: «Воскресное Гран При Австралии навсегда войдет в историю российского автоспорта».
Аргументы и факты: «Быстрый русский: Виталий Петров попал на подиум Формулы 1»
Piter.tv: «Выборгская ракета» обогнала Ferrari».
Комсомольская правда: «Бронзой» в первой гонке 2011 года гонщик из Ленинградской области уж точно ворвался в мировую элиту автоспорта».
Советский спорт: «10 минут счастья. Виталий Петров впервые поднялся на подиум, став третьим в Мельбурне».
Московский комсомолец: «Впервые в истории – россиянин Виталий Петров на подиуме Формулы 1»
За рулем: «Свершилось! Над трассой Формулы 1 впервые в истории поднялся российский флаг».
Подиум Гран При Австралии-2011Фото: F1
Главное достижение в карьере Виталия Петрова в Формуле 1
Для Виталия Петрова третье место в Мельбурне стало наивысшим достижением за 58 гонок и три сезона в Формуле 1. Увы, чем дальше по ходу сезона-2011, тем хуже ехала машина Lotus. А Caterham в 2012-м была далека даже от борьбы за очки. Но тем ценнее тот выдающийся результат 27 марта 2011 года. В конце концов, за 71 год в Ф1 участвовали 1016 пилотов, но на подиуме финишировали лишь 271.
«Это большое и знаменательное событие в моей карьере. Я шел к такому высокому результату всю свою жизнь, – написал Петров несколько лет назад в Instagram. – Проходит время, но воспоминания настолько свежи, будто вчера был этот яркий уик-энд. Очень часто прокручиваю в голове ту гонку, тот удивительный день. Помню каждое мгновенье: как проходили тренировки, как гладко и слаженно работала наша команда. Помню квалификацию и наше шестое место, которому все безумно радовались. И, конечно же, помню как сейчас, саму гонку, где мы сразу же отыграли несколько позиций на старте, выехав четвертыми. Мы не допустили не единой ошибки и смогли финишировать третьими. Просто не передать словами те эмоции, что я испытал, они незабываемы».
Успех Виталия Петрова развил Даниил Квят, который за свою карьеру трижды побывал на подиуме в Формуле 1, в том числе финишировал вторым. Но всё же первый подиум российских гонщиков в Ф1 остается особенным событием в истории российского автоспорта.
Виталий Петров на подиуме Гран При Австралии-2011Фото: Reuters