«Дни Скорости на льду Байкала»: есть рекорды!

Девятый ежегодный фестиваль автоспорта «Дни Скорости на льду Байкала» принес 14 национальных рекордов скорости, и три из них претендуют на абсолютные мировые достижения. У нас все подробности из первых рук: о «Днях Скорости» рассказывает организатор заездов, известный спортсмен и журналист Андрей Леонтьев.

«Дни Скорости на льду Байкала»: есть рекорды!
© Motor.ru

Главное достижение — это во-первых сразу 11 автомобилей, претендовавших на новые рекорды: от 125-кубовго карта Rotax и чуть «раскачанной» почти серийной Audi Q7 до 8-тонного Ford F-max и 1200-сильного Lamborghini Huracan. А во-вторых — это 13 пилотов, из которых четыре были дебютантами «Дней Скорости». Не бьется 11 на 13? Сейчас все объясним.

Что за гонка?

Но для начала важная ремарка: Первые официальные рекордные заезды на Байкале состоялись в 2012 году, и с тех пор формат неизменен — это не тусовка и не шоу. Это официальное спортивное соревнование, которое проходит строго в соответствие с правилами FIA (Международной Автомобильной Федерации) и РАФ (Российской Автомобильной Федерации).

Соответственно на старт допускаются пилоты с действующими гоночными лицензиями, а автомобили обязаны соответствовать техтребованиям, прописанным в регламентах. Таким образом, все достижения носят характер официальных национальных и мировых рекордов.

Таких ежегодных соревнований в мире всего два — на Соляном Озере Бонневиль в США и на льду Байкала. В этом году благодаря поддержке генерального партнера, российского производителя масел, антифриза и других технических жидкостей Sintec, и официального партнера соревнований — знаменитого шинного бренда Continental, заезды на льду Байкала прошли с беспрецедентным размахом.

Что за рекорды?

Официальными дисциплинами во время рекордных заездов в принципе признаются старты на определенные дистанции и на время. И этих номинаций довольно много. На льду Байкала большинство попыток проводятся на дистанции 1 километр с хода (пилот должен до входа в створ хронометража разогнаться, как может, набрать максимальную скорость и удерживать ее на протяжении всего мерного километра.

В случае со стартом с места участник начинает разгон от одного створа хронометража к другому на той же дистанции в 1 километр. Далее в течение часа участник обязан провести заезд в обратную сторону (чтобы минимизировать, скажем, влияние ветра). Средняя арифметическая скорость, показанная в двух заездах, и есть результат. Мудрено? Но таковы мировые правила.

Автомобили делятся на классы согласно объему двигателя, типу топлива (по циклу Отто и дизельные), наличию или отсутствию нагнетателя. И на группы: А — специально подготовленные, В — серийные.

А еще «Дни Скорости на Льду Байкала» предлагают заезды на длинные дистанции — есть неоднократный опыт проведения успешных рекордных попыток на 1000 км, а в 2021 году впервые в мировой практике получилось провести ледовый рекордный марафон на 24 часа! Заезды проводятся со сметной пилотов, разумеется, и дозаправками.

Что за трасса?

Для проведение ледовых заездов на дистанции 1 км с хода и 1 км с места организаторы готовят прямую дорожку длиной 13–14 км. Зачем так много? Мерный участок в один километр размечается в середине дорожки, а ее «хвосты» нужны для разгона и торможения.

Чтобы разогнать автомобиль до 300 километров в час на льду и за тем удерживать эту скорость, нужны 5–6 км, а чтобы остановить машину с этой скорости — два километра. Опыт применения тормозных парашютов показал их полную непригодность на льду: один сильный порыв ветра — и парашют превращается в парус, срывающий машину с ледовой дорожки.

Кстати, заезды проходят по природному льду, и работа по подготовке сводится к заливке небольших трещин и углублений, срезанию фрезой ступенек и неровностей и удалению переметов и торосов по бокам от трассы, чтобы не допустить подброса или переворота автомобиля, вылетевшего с рекордной дорожки.

Для заездов на длинные дистанции прокладывается, в обход торосов и больших переметов, замкнутая кольцевая трасса длиной в 8–12 километров с пологими поворотами.

Каковы результаты?

В 2021 году совершилось то, к чему организаторы шли долго — впервые в истории отечественного автоспорта была превышена скорость в 300 километров в час. Этот заманчивый барьер преодолели два автомобиля — Lamborghini Urus (Андрей Леонтьев) и Jaguar F-type (Максим Леонов), показавший максимальную скорость за всю историю соревнований — почти 303 километра в час!

Увы, эти показатели были зафиксированы на тренировках, а к официальным заездам потеплело, и лед стал, уж простите за каламбур, более скользким. Но все равно, скорости впечатляют!

И каковы результаты зачетных попыток?

Максим Леонов, 8-кратный рекордсмен России, пилотировал серийный Jaguar F-type R (группа B), мощностью 575 сил на шинах Continental Ice Contact 3 — и показал рекордную для своего класса (В1-15) среднюю скорость на километре с хода в 271,268 километра в час.

Максимальная скорость во время официальных заездов составила 299 километров в час, и так же передана, как рекордная, на утверждение в Книгу Рекордов России. Так быстро по льду в России еще никто не ездил. Предыдущий рекорд в 295 км/час, установленный Андреем Леонтьевым на Porsche Panamera, продержался 6 лет.

Андрей Леонтьев, 18-кратный рекордсмен России, пилотировал в этом году 650-сильный Lamborghini Urus без специальной подготовки (так же группа В) и установил сразу 2 рекорда (группа В1-13) средней скорости на дистанции 1 км с хода — 274,977 километра в час, и с места — 114 километров в час, что стало абсолютным достижением на льду за все годы проведения заездов.

Зафиксированная максимальная скорость — 298 км/час. Это мировой рекордный показатель скорости на для SUV на льду: Леонтьев перебил свой же рекорд 2019 года в 280 км/ч, установленный на Jeep Grand Cherokee TrackHawk.

И еще один серийный автомобиль (группа В) стал настоящим шоустопером соревнований — это тягач Ford F-max с удаленным ограничителем скорости. Пилотировала эту глыбу звезда российского ралли — Илона Накутис.

Многократная победительница и призер российских и европейских раллийных первенств разогнала 500-сильный тягач до максимальных 134 километров в час (результаты переданы на регистрацию в Книгу Рекордов России). На тренировках Илона показала даже 140! Средняя скорость на километре с хода составила 130,699 км/ч, а скорость на километре с места — 48,6. Напомним — это на голом льду на 8-тонной махине!

Но самое интересное произошло во время экспериментальных заездов на минимальную длину тормозного пути на льду. В лучшей попытке Илоне понадобилось всего 169 метров, чтобы остановить тягач со скорости 80 километров в час. Прекрасная работа пилота, совершенной электроники Ford F-max и, в первую очередь, зимних грузовых шин Continental.

На фоне колосса забавно смотрелись картингисты — многократный призер республиканских соревнований по картингу и автокроссу, тренер сборной Иркутска по Картнгу Стас Лыжин и двухкратная рекордсменка России, студентка Высшей Школы Экономики Маруся Леонтьева.

Обмороженные лица, застывшие за морозе руки, несколько дней безостановочной работы с машинами — меняли звездочки, комбинировали шипованные и нешипованные шины и даже рули переворачивали, чтобы пригнувшись, для улучшения аэродинамики, смотреть под обод на трассу.

Результат — три новых национальных рекорда к классах А2-1 и А2-2. Километр с хода на 125-кубовом Rotax Маруся Леонтьева прошла со средней скоростью 109,188 км/ч, Стас Лыжин на этой же машине показал с места 83,843 км/ч. А на Cart Formula с 270-кубовым четырехтактником показал среднюю скорость на километре с хода 82,438 километра в час.

«Дни Скорости на Льду Байкала» 2021 стали площадкой для ледового дебюта команды Level Performance, а также ее владельца и пилота Александра Лобачева, многократного победителя и призера соревнований по дрэгрейсингу. Большая экспериментальная работа была проведена по настройке 1200-сильного Lamborghini Urus. Состоялся первый выезд внедорожника-суперкара на соревнования в принципе.

Для голого льда его даже пришлось дефорсировать — изначальная мощность достигала 1800 сил. Однако в официальных заездах машина, по решению команды, не участвовала.

А вот Porsche 911 Turbo S, форсированный до 850 сил и доработанный Level Performance, принес своему пилоту два рекорда в своем классе (А1-9). На километре с хода Лобачев показал среднюю скорость 254,632 км/ч, а со стартом с места на 1 км средняя составила 109,243 км/ч.

И еще один дебютант отличился на ледовой дорожке: иркутский пилот Алексей Павлин на форсированной Audi Q7, повредивший машину уже на первой тренировке, собрался, нашел внутри себя правильные настройки — и показал рекордные 253,307 км/ч в классе А1-8.

Сутки ледяного кольца

После завершения рекордных попыток на прямой начался первый в истории автоспорта суточный, на 24 часа, рекордный заезд. Девять пилотов: Илья Кашин, Виталий Ларионов, Максим Леонов, Андрей Леонтьев, Мария Мельникова, Илона Накутис, Андрей Пономарев, Михаил Парнев и Владислав Сивер, менялись каждые 9 кругов, чтобы каждый из них проехал на каждом из трех Porsche Macan одинаковое количество времени (таков регламент).

В результате за сутки, с остановками только на смену пилотов и дозаправки, по голому льду каждый три трех Porsche Macan (были подобраны одинаковые автомобили с двухлитровыми двигателями мощностью 252 л.с., шины — Continental Ice Contact 3) накатал почти 2,5 тысячи километров. Средняя скорость с учетом остановок превысила 103 км/ч! Впрочем, аплодисменты не только пилотам, но и команде технической поддержки Porsche Центр Рублевский. Этот тот случай, когда ближайший дилер оказывается в нужное время в нужном месте, даже таком безлюдном.

Разумеется, это только начало. Марафонские заезды на льду Байкала продолжатся. Так же, как и заезды на максимальную скорость. Копания LAV Racing, организатор и промоутер фестиваля «Дни Скорости на льду Байкала», собирается в 2022 году собрать еще больше участников на еще более быстрых автомобилях, чтобы 300 км/час стали не достижением, а нормой, а новая цель — мировой рекорд скорости на льду, который сейчас превышает 331 км/ч. /m

Организаторы выражают благодарность партнерам

Генеральному партнеру Sintec, взявшему на себя основную спонсоркую нагрузку.

Генеральному партнеру Sintec, взявшему на себя основную спонсоркую нагрузку.

Генеральному партнеру Sintec, взявшему на себя основную спонсоркую нагрузку.

Официальному партнеру Continental за верность проекту, за быстрые и надежные шины и за смелость в поддержке самых безумных идей.

Партнерам-участникам Lamborghini, Ford и Porsche

Партнерам-участникам Lamborghini, Ford и Porsche

Партнерам-участникам Lamborghini, Ford и Porsche

Техническим транспортным партнерам Volkswagen, Skoda и Грузпрокат — они в прямом смысле слова взяли на себя всю тяжесть организации

Техническим транспортным партнерам Volkswagen, Skoda и Грузпрокат — они в прямом смысле слова взяли на себя всю тяжесть организации

Техническим транспортным партнерам Volkswagen, Skoda и Грузпрокат — они в прямом смысле слова взяли на себя всю тяжесть организации

Техническим транспортным партнерам Volkswagen, Skoda и Грузпрокат — они в прямом смысле слова взяли на себя всю тяжесть организации

Техническим транспортным партнерам Volkswagen, Skoda и Грузпрокат — они в прямом смысле слова взяли на себя всю тяжесть организации

Техническим транспортным партнерам Volkswagen, Skoda и Грузпрокат — они в прямом смысле слова взяли на себя всю тяжесть организации

Техническим транспортным партнерам Volkswagen, Skoda и Грузпрокат — они в прямом смысле слова взяли на себя всю тяжесть организации

Cosmotex за то, что нам было тепло в этих куртках и мы дважды пережили штормовой ветер

Cosmotex за то, что нам было тепло в этих куртках и мы дважды пережили штормовой ветер

Osram — за яркий свет темной сибирской ночью.

Osram — за яркий свет темной сибирской ночью.

Osram — за яркий свет темной сибирской ночью.

Авиакомпании СиЛА за комфорт и безопасность наших участников, гостей и журналистов.