Премьер-лига
Футбол
Хоккей
Бокс
MMA
Автоспорт
Теннис
Баскетбол
Легкая атлетика

Лелла Ломбарди — единственная женщина, набравшая очки в Формуле-1, история Гран-при Испании — 1975

А ещё Лелла — рекордсменка по самому большому номеру в истории чемпионатов мира.

Лелла Ломбарди — единственная женщина, набравшая очки в Формуле-1, история Гран-при Испании — 1975
Фото: Чемпионат.comЧемпионат.com

В автоспортивных СМИ на волне борьбы за расширение прав женщин постоянно поднимается один и тот же вопрос: когда же в Формуле-1 снова будут выступать девушки? Все нынешние пилотессы, выступающие в младших сериях, пока не демонстрируют потенциала, достаточного для попадания в чемпионат мира. А значит, вероятно, Лелла Ломбарди ещё долго будет оставаться единственной женщиной, набиравшей очки в Формуле-1. Не так давно исполнилось 46 лет с того дня, когда Ломбарди вошла в историю.

Видео дня

Рекорд ради радио

Вообще поначалу Ломбарди увлекалась гандболом, но затем её сердце захватили гонки. Лелла выступала в картинге, а за руль Формулы-1 села в 24 года. Несколько сезонов пилотесса выступала на родине в Италии, прежде чем перебралась в Англию. В 1971 году она стала чемпионкой серии Formula Ford Mexico.

В Великобритании Ломбарди удалось найти спонсоров, а с деньгами в 70-е в Формулу-1 можно было попасть, даже если ты не демонстрируешь серьёзной скорости. Дебют Леллы в Ф-1 состоялся на Гран-при Великобритании 1974 года за рулём частного «Брэбема» BT42. Пройти квалификацию и выйти на старт у Ломбарди не получилось из-за проблем с машиной, но установить рекорд итальянке удалось: на этап, который она проводила в составе частной команды «Эллайед Полимер Груп», пилотесса заявилась под номером 208 — это самый большой номер в истории Ф-1. Почему был выбран именно он? На такой частоте (208 кГц) вещала радиостанция, которая была одним из спонсоров Ломбарди.

Несмотря на неудачное начало, для Леллы всё только начиналось. В 1975-м итальянка уже на постоянной основе стала гонщицей команды «Марч», получив в своё распоряжение конкурентоспособную технику — спонсор итальянки выложил за выступления 50 тысяч фунтов.

Ломбарди провела в составе команды 11 этапов из 16, причём в 10 Гран-при сумела пробиться на старт гонки. Единственным исключением стал легендарный Гран-при Монако, но там Лелла оказалась в отличной компании: она проехала в квалификации быстрее Вилсона Фиттипальди, а вместе с ними на старт не пробились, например, Жак Лаффит, Артуро Мерцарио и даже легендарный .

Беспечные испанцы

Но мы вернёмся к предыдущему этапу в Испании — именно он позволил Ломбарди войти в историю. Гонка на уличной трассе на горе Монжуик в Барселоне запросто могла вообще не состояться: организаторы наплевательски относились к мерам безопасности, чем возмутили пилотов. Гонщики практически объявили забастовку, но после некоторой доработки барьеров всё-таки согласились выйти на старт — за исключением Эмерсона Фиттипальди. Действующий чемпион мира в знак протеста досрочно покинул Барселону.

Коллеги бразильца всё-таки вышли на старт — включая Ломбарди, показавшую в квалификации 24-й результат из 26 участников. Правда, позади Леллы оказались только Артуро Мерцарио, явно никуда не торопившийся, и уже решивший не выходить на старт Фиттипальди. Времени поула Ники Лауды Лелла уступила семь секунд, но все условия для участия соблюла.

В гонке сразу же пошли сходы: двое пилотов снялись в знак протеста, несколько гонщиков оказались задействованы в стартовой аварии Масло от сломавшегося мотора Джоди Шектера выбило из гонки сразу нескольких участников, включая лидировавшего . Дальше по очереди сошли ехавшие впереди (эх, какой был шанс на победу для американской команды «Парнелли» ) и .

После этого лидерство захватил Рольф Штоммелен, представлявший команду Грэма Хилла. Немец лидировал до 26-го круга, когда на его машине сломалось заднее антикрыло — скорее всего, из-за огромных вибраций, вызванных плохим состоянием покрытия на уличной трассе. Неуправляемый «Хилл» Штоммелена перелетел барьеры — и дело закончилось трагедией. Сам пилот выжил, отделавшись несколькими переломами, но погибли один болельщик, два фоторепортёра и один маршал-пожарный

Гонка была остановлена спустя четыре круга. За это время Йохен Масс опередил Жаки Икса и таким образом оказался победителем Гран-при. Третье место на подиуме занял Жан-Пьер Жарье, но после штрафа за обгон в зоне действия жёлтых флагов уступил эту позицию Карлосу Ройтеманну. Пятым финишировал Витторио Брамбилла, ну а шестой стала Ломбарди! Да, итальянка явно не блистала скоростью (она финишировала с отставанием в два круга), а квалифицировано было лишь восемь человек (включая сошедшего Уотсона), но против фактов не попрёшь: есть финиш в очковой зоне.

Правда, из-за досрочного окончания гонки, в которой было пройдено менее трёх четвертей дистанции, все пилоты получили лишь половину положенных очков. Так что на счету Леллы — половина зачётного балла. Так или иначе, Ломбарди навсегда вошла в историю Ф-1.

После успеха

Барселонский финиш в очках мог не оказаться для Леллы единственным. На Гран-при Германии на легендарной трассе «Нордшляйфе» Ломбарди была классифицирована седьмой — то есть ещё один сход, и на счету итальянки оказалось бы ещё одно попадание в очковую зону. И это несмотря на прокол колеса! Но не судьба. Испанский этап остался единственным успехом Ломбарди в Формуле-1.

В 1976 году Лелла провела за «Марч» первый этап сезона, а затем заявилась ещё на три Гран-при в составе «РАМ Рейсинг». В своей последней гонке Ломбарди сумела пробиться на старт гонки, но финиш на 12-м месте ознаменовал окончание её карьеры в Королевских гонках.

После ухода из Ф-1 Ломбарди ещё приняла участие в гонках спорткаров, на её счету даже были локальные победы в гонках на выносливость в Италии. Лелла четырежды выходила на старт в «24 часах Ле-Мана» (лучший результат — девятое место в 1976-м), также она выступила в гонке высшего дивизиона NASCAR – 400-мильной гонке на легендарном суперспидвее в Дайтоне.

Лелла прекратила гоняться в 1988-м, спустя год основала собственную команду, однако в 1992-м, в возрасте 50 лет, скончалась от рака. Даже на смертном одре Ломбарди просила близких позаботиться о команде