Проиграл и психанул, или Пять главных истерик Льюиса Хэмилтона в Формуле 1
Намекнул на запрещенную командную тактику
Напряженность в McLaren в 2007-м началась не с блокировки Фернандо Алонсо Льюиса Хэмилтона в квалификации в Венгрии и уж тем более не со шпионского скандала. Началось всё с относительно простой ситуации: на Гран При Монако Хэмилтон стартовал вторым и всю дистанцию преследовал напарника. В таком порядке они и финишировали. А на пресс-конференции после гонки дебютант Формулы 1 сделал неожиданное заявление.
«Я очень хотел победить, но всё-таки я новичок, на моей машине номер 2, а на его машине – номер 1. Я второй гонщик, поэтому должен смириться с решением команды. Ничего, выиграю в следующий раз», – сказал будущий семикратный чемпион мира.
Слова Льюиса привели к эффекту разорвавшейся бомбы в паддоке. Британская пресса обрушилась с критикой на McLaren – мол, вы, британская команда, не поддерживаете британского пилота. А FIA заподозрила применение командной тактики, строго запрещенной в те годы, и инициировала расследование. Коллективу грозил как минимум штраф в 100 тысяч долларов, а то и лишение очков, набранных на этапе в Монако.
Доказательств применения командной тактики по ходу гонки FIA, правда, не нашла, и прецедент был исчерпан. Хотя это не значит, что приказа оставаться на своей позиции не было. Видимо, был, но раньше. Подтвердил этот факт и босс McLaren Рон Деннис, сказав, что всё было решено ещё до старта. Приказ пилотам «в каком порядке вы стартуете или войдете в первый поворот, в таком и финишируете» использовался ещё во времена Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда в команде. Но подкопаться FIA было не к чему, тем более в Монако, где обгонять практически невозможно. И если бы не заявление Хэмилтона после финиша, не возникло бы и доли подозрения,
Две недели спустя после скандала на Гран При Монако-2007 Льюис Хэмилтон одержал свою первую победу в Формуле 1, выиграв гонку в КанадеФото: Mercedes AMG F1
Опубликовал телеметрию в Twitter
Что может сделать в своё оправдание гонщик после восьмого места в квалификации, победу в которой одержал его напарник? Раскритиковать машину, шины, пожаловаться на трафик? Слишком банально. А вот выложить в Twitter данные телеметрии с двух автомобилей команды – это весьма оригинально. Именно так поступил Льюис Хэмилтон на Гран При Бельгии-2012. Столь нестандартным образом он показал гоночной общественности, что Дженсон Баттон был быстрее него на прямых за счет другой конфигурации заднего антикрыла.
Для конкурентов McLaren публикация стала настоящим подарком, ведь в их распоряжение попала такая конфиденциальная информация, как высота дорожного просвета, работы машины на торможениях и при разгонах, и.т.д. «Я уверен, что любой инженер из Ф1 с интересом изучит эту телеметрию», – поприветствовал публикацию глава Red Bull Racing Кристиан Хорнер.
Данные телеметрии, опубликованные Льюисом Хэмилтоном в Спа-2012Фото: Twitter
В McLaren, конечно, очень тогда разозлились на своего пилота, и впоследствии по их просьбе Хэмилтон удалил пост.
«Льюис недооценил ситуацию. Очевидно, что он сделал эту публикацию, не подумав», – прокомментировал руководитель McLaren Мартин Уитмарш.
Самое главное, что и необходимости жаловаться на заднее крыло не было. По словам Баттона, конфигурация на машине Хэмилтона обеспечивала более высокую скорость в поворотах.
«Первое, что я подумал: «Какого хрена ты сделал?» – вспоминает Дженсон. – Не знаю, о чем он думал. Да, Льюис был недоволен командой, а не мной, но все равно произошедшее ударило и по мне, потому что нельзя публиковать телеметрию. Так просто нельзя делать! Эти данные показывают то, над чем работает команда, что скрывает от конкурентов. Он поступил безответственно».
Дженсон Баттон: Хэмилтон – странный человек; мы никогда не были друзьями
Льюис ХэмилтонФото: Mercedes AMG F1
Угрожал уйти из команды посреди сезона
Столкновение с Нико Росбергом на первом круге Гран При Испании стал апофеозом тяжелого старта сезона-2016 для Льюиса Хэмилтона. На тот момент трехкратный чемпион мира не выиграл ни одной гонки с начала года и его лучшим достижением были два вторых места. В общем зачете он отставал на 43 очка от своего партнера по команде. И летом 2016-го действующий чемпион признал, что считал такое отставание катастрофой и не верил, что его можно сократить. Поэтому понятно, что после схода в Барселоне нервы британца были на пределе.
Вдобавок ко всему, в команде отказались винить Росберга в аварии. «Льюис был слишком агрессивен», – заявил неисполнительный директор Mercedes Ники Лауда. Сам британский гонщик же считал, что в аварии на все 100% виноват Росберг. И буквально через несколько дней в информационном поле Формулы 1 появились слухи о том, что из-за разногласий с командой он не примет участие в следующем этапе, в Монако, и, скорее всего, досрочно завершит сезон.
Слухи усилились после того как Mercedes на постгоночных тестах в Барселоне неожиданно заменила Эстебана Окона на Паскаля Верляйна. Увы, до сих пор неизвестно, что именно происходило за кулисами в те дни. Но видимо, Хэмилтон действительно находился на таком взводе, что хотел готов бросить всё, и в команде были к этому готовы. А в конце сезона Льюис косвенно подтвердил, что у него были такие намерения.
«Правда, что после аварии в Барселоне вы сказали команде «Я бросаю всё, сдаюсь»? – спросил его комментатор Sky Sports F1 Мартин Брандл на Гран При Абу-Даби. Он ответил: «Это наше личное дело, и оно уже в прошлом».
Интересно, что в итоге из Mercedes и вообще из Формулы 1 ушел Росберг. Правда, по окончании сезона, и с чемпионским титулом...
Нико Росберг и Льюис ХэмилтонФото: Mercedes AMG F1
Чуть не бросил машину посреди трассы после финиша
Ещё за год до столкновения с Нико Росбергом в Барселоне и угрозы бросить всё посреди сезона Льюис Хэмилтон едва не сорвал церемонию награждения. Первая победа на городской трассе в княжестве с 2008 года была практически в кармане: гонщик Mercedes стартовал с поула и уверенно лидировал до 64-го из 78-ми кругов, пока на трассу не выехала машина безопасности, и он не заехал на пит-стоп. Судя по радиообмену, гонщик сам принял это решение.
Команда: «Машина безопасности, мы остаёмся на трассе». Хэмилтон: «Вы уверены, что лучше остаться на трассе? Шины потеряли температуру, а сейчас все перейдут на SuperSoft». Команда: «Окей, принято. Заезжай в боксы».
Нико Росберг удивился пит-стопу Льюиса Хэмилтона
Вот только на командном мостике просчитались: мало того, что основные преследователи Нико Росберг и Себастьяна Феттель не остановились на пит-стоп, так и отрыва Льюису не хватило, чтобы остаться впереди них. На рестарте, несмотря на преимущество по шинам, Хэмилтон ничего не смог сделать, чтобы наверстать упущенные позиции, и остался третьим. И он так расстроился, что на круге почета остановился в повороте перед въездом в туннель.
«Я паркуюсь в Portier и иду домой», – сообщил Льюис команде по радио. В Mercedes ответили: «Нет, ты обязан принять участие в церемонии награждения».
История Гран При Монако чуть не пополнилась третьим случаем, когда гонщик, расстроившись, ушел с трассы: в 1988-м так поступил Айртон Сенна после аварии, а в 2006-м – Кими Райкконен после поломки мотора.
Хэмилтон всё-таки послушался и поехал дальше, а при заезде в закрытый парк со злости сбил табличку с третьим номером. Да, он имел право негодовать после просчета команды, но такое истеричное поведение, согласитесь, не совсем понятно. Он не сошел, финишировал на подиуме и в конце концов не проиграл чемпионат.
Автомобиль безопасности на Гран При Монако-2015Фото: Mercedes AMG F1
Обвинил стюардов в расизме
Льюис Хэмилтон не только тяжело переносит поражения, но и штрафы, причем даже очевидные. Комментируя наказание на Гран При России-2020 за тренировку старта в неположенном месте, пилот Mercedes сказал: «Я никому не помешал и не сделал ничего опасного, и считаю это правило абсурдным. Меня просто пытаются остановить». Но стюарды пропустили мимо ушей его слова, в отличие от прецедента девятилетней давности.
В Монако-2011 британец, тогда выступавший за McLaren, сначала получил штрафной проезд по пит-лейну за столкновение с Фелипе Массой, а затем 20 дополнительных секунд за аварию с Пастором Мальдонадо. Суммарно же это была пятая гонка из шести на старте сезона, в которой Льюис попал в поле зрения стюардов. Естественно, что журналисты спросили его после окончания заезда в Монако, почему к нему так много претензий. «Не знаю. Может быть, потому что я черный? Так говорит Али Джи [персонаж в исполнении британского комика Саши Барона Коэна – прим. AUTOSPORT.com.ru]».
Шутливое обвинение представителей FIA в расизме не осталось незамеченным, и пилоту McLaren пришлось по требованию возвращаться в офис судей и объясняться.
«Неудачная и неуместная шутка. Но под эмоциями можно многое наговорить, особенно после такой напряженной гонки. Стюарды приняли мои извинения. Мы пожали друг другу руки, и они пообещали, что передадут мои слова остальным представителям FIA», – прокомментировал тогда британский пилот.
***
В общем, Льюис такой Льюис. Он хоть не слывет острым на язык и взрывным по характеру парнем, но иногда умудряется одним высказыванием подставить команду под расследование, а в кризисные моменты превращается в законченного эгоиста. Так что стоит ли удивляться, что после провальной гонки в Монако он свалил всё на команду и назвал машину Mercedes неповоротливым автобусом? Нет. Как видим, для него это обычное дело.
Льюис Хэмилтон проигнорировал извинения команды по радио после финиша
Просто в годы доминирования причин нервничать и истерить у него не было, и эта склонность Льюиса подзабылась формульной общественностью. Две недели назад в Монако, где неудачное выступление стоило ему лидерства в чемпионате, вулкан проснулся. И думается, если схватка с Максом Ферстаппеном пойдет на равных до конца сезона, мы ещё не раз в этом году увидим такие выходки семикратного чемпиона мира Формулы 1...
Льюис Хэмилтон раздает интервьюФото: Mercedes AMG F1