Мэперство — допинг в ралли-рейдах

В сражении для достижения победы хороши все средства. Сегодня расскажем о том, как в автоспорте находят полузаконные способы получить преимущество и прийти к финишу первым. Речь, разумеется, не о допинге — в моторных видах спорта он неактуален. Но лазейки, чтобы схитрить, всегда существуют — и когда закрывают одни бреши в правилах, спортсмены продолжают искать новые...

Мэперство — допинг в ралли-рейдах
© Motor.ru

Как мы уже писали, в маршруте ралли-рейда «Шелковый путь» произошли неожиданные изменения. Но гонка продолжается! Первый день проходил по дорогам Омской области. Длина скоростного участка всего ничего — 87 км. Однако лиазон (участок по дорогам общего пользования), напротив, очень длинный — в результате путь к бивуаку у Новосибирска в занимает около 700 км.

На Улан-Батор! Ралли-марафон Шелковый путь стартовал

Любое автомобильное ралли — это борьба людей и технологий. В ралли-рейдах важно не только быстро проехать маршрут, но и в отличии, скажем, от шоссейное-кольцевых гонок, правильно разобраться в дорожной книге и проехать (на сленге спортсменов — взять) все положенные точки.

Свернул не в ту сторону и сразу же потерял время, не взял точку — судьи добавят штрафное время. Вполне естественно, что в автоспорт пришло читерство (от английского cheat — мошенничать, обманывать). Дорожные книги обычно выдают вечером накануне старта. Вроде бы всё логично — штурман изучает маршрут, делает пометки в сложных местах. Но на практике это свелось к тому, что книгу оперативно сканировали и отправляли специалисту-картографу, так называемому мэперу (от англ map — карта). Тот точно прокладывает маршрут, использует все возможные варианты — начиная от карт google и заканчивая информацией от военных.

Кстати, выложенные в общий доступ карты генштаба 30–40-летней давности во многом актуальны и сегодня. Они привлекают специалистов исключительной подробностью: указаны не только дороги, но и тропинки, родники и колодцы, подробно описан ландшафт местности.

Опытный мэпер четко прописывает путь и оптимизирует его. Кое-где дорогу можно сократить, на профессиональном сленге это называется «пройти по срезочке». Где-то встречаются перекрестки с множеством дорог, и мэпер четко указывает, под каким углом нужно свернуть. В результате для успешного прохождения гонки принципиально важно иметь хороший трек маршрута, а квалификация штурмана уходит на второй план.

Разумеется, пользоваться сторонним навигационным оборудованием запрещено, но доскональный обыск не проводят. К тому же в машине всегда найдутся «нычки», в которые легко спрятать навигатор или телефон. В конце концов не сложно продумать вариант передачи уже на трассе. Развитие мэперства привело к тому, что даже те спортсмены, которые стремились сражаться честно, были вынужденны заказывать себе карты — иначе соперники имели явное преимущество.

Если смотреть соревнования прошлых лет, то участие мэперов видно невооруженным глазом: сразу несколько машин идут не по дорожной книге, а по срезке. Очевидно, что подобное прозрение не могло посетить сразу нескольких штурманов. Рассказывают, что неподалеку от финиша этапов Дакара в пыли можно было найти не один смартфон — экипажи ехали по загруженной карте и во избежание дисквалификации выбрасывали запрещенное оборудование.

В общем, мэперство подобно допингу — и с ним решили бороться. С этого года в ралли-рейдах стали выдавать дорожную книгу за 15 минут до старта. Штурман имеет возможность её быстро пролистать, и только. Я заметил, что некоторые штурманы загибают углы. Оказывается, это нужно для того, чтобы не склеивались страницы, и блокнот проще было листать.

Понятно, что никто из спортсменов никогда не признается, что пользовался услугами мэперов. Но информация к размышлению имеется. Например, прославленный чемпион Язид Аль-Раджи всегда выигрывал первый этап, так называемый пролог. Но на недавнем международном ралли в Казахстане он запутался в навигации, и до первого места ему было далеко.

Возникли сложности в навигации у Язида Аль-Раджи и на первом этапе Шелкового пути. Лучший результат показал российский экипаж Дениса Кротова и Константина Жильцова. Язид Аль-Раджи отстал от Кротова ровно на минуту и после финиша на первом спецучастке прямо сказал, что победа на этом этапе не входила в его планы. Действительно, часто гонщики предпочитают идти по чьим-то следам. Но здесь палка о двух концах: ‘rbgf; впереди тоже может ошибиться.

Но если Язид Аль-Раджи и его штурман Майкл Орр действительно планировали чуть-чуть отпустить соперников вперед, то справились с задачей блестяще. Герлен Шишери пришел третьим, за ним — Владимир Васильев, пятым — Жером Пелише. Потом российские пилоты: Павел Лебедев, Сергей Карякин и Алексей Игнатов. В результате в десятку лучших пилотов вошло пятеро россиян.

«Старт ралли прошел непосредственно на танковом полигоне, — рассказал пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Алексей Игнатов — Так что в полном смысле слова — сразу в бой. Но для машин ралли-рейдов танковый полигон не страшен. На трассе часто бывают и более сложные участки. Навигация очень интересная, много пересекающихся дорожек, из которых предстоит выбрать нужную. Но мы справились. Прямо перед финишем пробили колесо — чтобы не терять время, добрались на спущенном. Шину в утиль, но на гонках это расходный материал. Войти в десятку лучших на соревнованиях такого уровня — очень почетно».

Пилот Алексей Игнатов на фото справа, а слева его штурман Евгений Павлов, семикратный чемпион России по ралли-рейдам

В категории Т3 (легкие прототипы) лучший результат показали дебютант Шелкового пути Павел Лебедев с очень опытным штурманом Кириллом Шубиным. Явные фавориты в этой категории — испанцы Фернандо Альварес и его земляк Хосе Пена Кампо — заняли третье и четвертое места. Российские женские экипажи на первом этапе выступили слабо: Мария Опарина, имеющая в своем архиве две победы на ШП, пришла десятой в категории Т3. У Анастасии Нифонтовой проблемы с машиной, она заняла в Т3 только 11-е место.

В зачете грузовиков основная борьба идет между командами КАМАЗ-мастер и МАЗ-СПОРТавто. Из Минска привезли три капотных грузовика, а из Набережных Челнов выставили семь боевых машин. Новинка — спортивный КАМАЗ с новой кабиной К5. Она меньше размером, но отличается исключительной обзорностью. Спортсмены считают, что в песках такая кабина даст явные преимущества. Демонстрация спортивных возможностей новой машины очень важна для завода, поскольку именно с такой кабиной, созданной на основе каркаса Mercedes-Benz Actros последнего поколения, завод планирует в дальнейшем выпускать магистральные тягачи, а затем и строительные самосвалы.

Не знаю, случайно или нет, но лидером первого этапа среди грузовиков стал экипаж Дмитрия Сотникова на новой машине. Следом за ними — белорус Алексей Вишневский на МАЗе, на третьем месте Эдуард Николаев (КАМАЗ-мастер).

В зачете квадроциклов основная борьба идет между очень опытным, но возрастным поляком Рафаилом Соником и россиянином Александром Максимовым. Пока лидирует россиянин.

Второй этап ралли пройдет в окрестностях Чуйского тракта. Машины стартуют в Новосибирске, а следующий бивуак разбит на берегу реки Катунь на Алтае. Протяженность скоростного участка 181 км, но большой лиазон. Общий пробег около 500 км.

Есть нюанс. Дорожные книги выдают при выезде из бивуака, а до старта ехать более 286 км — около трех часов. Опытный мэпер прокладывает маршрут со скоростью 100 км в час. Поэтому наверняка будет возможность отправить фото дорожной книги и к старту получить уже проложенный маршрут.

Как видите, борьба с читерством идет, но до победы еще далеко. /m