Как Сенна и Прост: 5 самых известных столкновений в борьбе за титул в Формуле 1

Гран При Великобритании на Сильверстоуне начался со столкновения Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона в повороте Copse. Лидер Red Bull Racing на огромной скорости вылетел в отбойники, а его соперник, несмотря на 10-секундный штраф и долгую погоню за Шарлем Леклером, вырвался в лидеры и одержал победу. И пока в паддоке спорят о том, кто больше виноват в произошедшем, AUTOSPORT.com.ru предлагает вспомнить другие столкновения в борьбе за титул.

Как Сенна и Прост: 5 самых известных столкновений в борьбе за титул в Формуле 1
© autosport.com.ru

Хэмилтон предупредил Ферстаппена, Red Bull пригрозила протестом. Хроника гоночного дня Ф1 в Сильверстоуне

Барселона-2016: Росберг и Хэмилтон

Когда в 2014 году в Формуле 1 появились турбогибридные силовые установки, стало ясно, что с Mercedes в ближайшее время никто на равных бороться не сможет, а потому титул между собой разыграют гонщики команды из Брэкли — Льюис Хэмилтон и Нико Росберг.

Первая стычка между ними произошла ещё на Гран При Бельгии 2014 года, когда Росберг атаковал в шикане Les Combes и пробил Хэмилтону шину. Позже Нико признался, что мог избежать контакта, но не стал этого делать. Ну а самой крупной аварией с участием этой пары стало столкновение на старте Гран При Испании в 2016-м.

Старт Гран При Испании-2016Фото: Mercedes

Тогда Хэмилтон стартовал с поула, но Росберг прошёл британца в связке первого и второго поворотов. Льюис сместился левее, чтобы попытаться контратаковать в четвёртом, но напарник выдавил его на траву, после чего неуправляемый автомобиль Хэмилтона бросило поперёк трассы — прямо в напарника. Инцидент в итоге сыграл на руку Нико — он сохранил 43 очка отрыва от британца, а в конце года взял титул и завершил карьеру.

Проиграл и психанул, или Пять главных истерик Льюиса Хэмилтона в Формуле 1

Стамбул-2010: Феттель и Уэббер

В начале 2010-х началось восхождение Red Bull Racing к вершинам Формулы 1, которое в итоге закончилось четырьмя подряд титулами Себастьяна Феттеля. Но в начале этого пути триумф немца не был очевиден, и реальную конкуренцию немцу за звание лучшего пилота Red Bull навязал Марк Уэббер. И уже на седьмом этапе сезона напарники столкнулись между собой в борьбе за победу.

Инцидент произошёл на Гран При Турции. До финиша оставалось 18 кругов, лидировал Уэббер, но Феттель быстро догонял напарника и прошёл его в одном из поворотов. Марк не стал уступать, прижал Себа максимально близко к бровке, чтобы тот был вынужден сбросить газ, однако немец не сбросил. Два пилота Red Bull столкнулись: Феттель сошёл с дистанции, а Уэббер финишировал третьим. Первое и второе места достались гонщикам McLaren, которые тоже чуть не столкнулись чуть позже.

Уэббер и Феттель после Гран При Малайзии-2013Фото: FIA

Кристиан Хорнер и Хельмут Марко встали на сторону Феттеля, объяснив это тем, что он должен был атаковать напарника, чтобы не попасть под прессинг Хэмилтона. Независимые эксперты отмечали, что Марк слишком жёстко выдавливал напарника к бровке – считается моветоном бороться в таком стиле с товарищем по команде.

Интересно, что не этот эпизод испортил отношения между пилотами – переломной точкой стал Гран При Бразилии 2012 года, когда у Уэббера уже не было шансов на титул, и он пообещал не бороться с Феттелем на старте, но нарушил своё слово. Ну а последней каплей стал знаменитый скандал Multi-21, после которого Марк решил покинуть Формулу 1, так и не став чемпионом.

«Я просто был недостаточно быстр». Карьера Марка Уэббера в цитатах

Херес-1997: Вильнёв и Шумахер

Сезон 1997 года вошёл в историю Формулы 1 как один из самых ярких и непредсказуемых, и завершился он под стать — столкновением двух претендентов на чемпионство в последней гонке. Это был первый сезон, в котором Шумахер боролся за чемпионство в цветах Ferrari. Его соперником был вчерашний дебютант Жак Вильнёв, который неожиданно быстро адаптировался в Формуле 1 и сразу поехал на равных с лучшими гонщиками Ф1.

Перед финалом сезона Шумахер опережал Вильнёва на один балл, и Жак знал, что немец может спровоцировать столкновение, а потому весь уик-энд напоминал паддоку об Аделаиде-94. Канадец стартовал с поула, но сразу же пропустил Михаэля.

На протяжении гонки Вильнёв внимательно следил за Шумахером и заметил, что в одном из поворотов Михаэль теряет время. Жак решил атаковать именно в нём и в последний момент, когда немец перестанет смотреть в зеркала и переключится на апекс. Канадец идеально рассчитал манёвр и «нырнул» внутрь, но Шумахер ещё сильнее вывернул руль и ударил машину соперника колесом.

Ferrari Михаэля вылетела в гравий и зарылась в нём, а Вильнёв на подбитом автомобиле доехал до финиша третьим и с разницей в три очка стал чемпионом. FIA позже признала Шумахера виновным в столкновении и исключила его из результатов сезона, отобрав вице-чемпионский титул. Но это уже никого не волновало.

Жак Вильнёв: Хэмилтон врезался не нарочно, в отличие от Шумахера в Хересе-1997

Аделаида-1994: Шумахер и Хилл

В паддоке Хереса Вильнёв вспоминал инцидент произошёл в очень похожей ситуации в Аделаиде тремя годами ранее. Тогда Шумахер тоже приехал на гонку с отрывом в одно очко от Деймона Хилла и тоже поначалу лидировал. Однако в какой-то момент Михаэль вылетел с трассы и повредил подвеску.

Хилл шёл позади, вылета не видел и не знал, что Benetton соперника повреждён. Увидев Шумахера перед собой, англичанин при первой же возможности пошёл в атаку, по внутренней траектории. Но Михаэль не стал уступать поворот, вывернул руль на максимум и ударил машину соперника.

Деймон Хилл: Я никогда не жалел об атаке на Шумахера в Аделаиде-1994

Автомобиль Шумахера от удара отбросило к стене, Хилл доехал до боксов, но из-за повреждений вынужден был сойти с дистанции. Обоюдный сход гарантировал победу Михаэлю. В Williams могли бы подать протест, но ранее в том году разбился Айртон Сенна, и, как вспоминал позже Патрик Хэд, чемпионом того сезона мог быть только бразилец.

Деймон Хилл поставил под сомнение победы и титулы Хэмилтона

Сузука-1990: Сенна и Прост

Самым известным случаем контактной борьбы за титул считается уже ставшее легендарным сражение Айртона Сенны и Алена Проста. Более того, два великих пилота сталкивались дважды!

Эта история началась в 1989-м, когда в предпоследней гонке сезона в Японии Сенне нужно было выигрывать, чтобы сохранить шанс на борьбу за титул со своим напарником по McLaren Простом. Ален лидировал, но Айртон догонял француза, и в одной из эсок тот заблокировал преследователя — два автомобиля столкнулись.

Просту обоюдный финиш гарантировал титул, он остался на обочине, а Сенна с помощью маршалов смог вернуться в гонку, отыграться и одержать победу. Но судьи дисквалифицировали бразильца — поводом послужила срезка той самой шиканы, в которой произошло столкновение с Простом. Рон Деннис подавал протест, но решение осталось в силе: титул присудили французу.

Годом позже перед тем же самым Гран При Японии на брифинге пилотов объявили, что больше дисквалифицировать за срезку в случае аварии не будут. Считается, что именно в тот момент Сенна решил, что Прост из первого поворота гонки не выйдет. Как только погасли красные огни светофора Прост, который уже выступал за Ferrari, бок о бок с Сенной поехал к первому повороту, но последний продолжил двигаться по прямой и вынес соперника в гравий. На этот раз обоюдный сход принёс титул бразильцу.

«Надеюсь, в случае тяжелой аварии для меня всё закончится сразу». 27 лет назад погиб Айртон Сенна