Куда податься Валттери Боттасу? 4 варианта продолжения карьеры финского гонщика
В паддоке Формулы 1 всё настойчивее циркулируют слухи о контракте Джорджа Рассела с Mercedes, где британец заменит Валттери Боттаса. Три последние гонки финн финиширует на подиуме, а в Сильверстоуне помог Льюису Хэмилтону в борьбе с Шарлем Леклером, но вряд ли этого достаточно: вот уже пять лет финн гоняется за чемпионскую команду без заметного качественного прогресса.
Единственная надежда Валттери, если он хочет остаться в Mercedes, это если руководство решит, что коллектив устраивает такой второй пилот, однако в свете реформы технического регламента столь консервативный подход принесёт больше вреда, чем пользы. В общем, рассмотреть другие варианты Боттасу было бы не лишним — и вот какими их видит AUTOSPORT.com.ru.
Alfa Romeo или Williams
В Формуле 1 у Боттаса на сезон-2022 осталось лишь два варианта: Alfa Romeo, если в там освободится место, и возвращение в Williams, откуда финн и перешёл в Mercedes в 2017-м. Все остальные места либо заняты, либо на них уже длинная очередь претендентов, в которую Валттери вклиниться не сможет.
Финн, несмотря на постоянные поражения в борьбе с Хэмилтоном, обладает огромным опытом и по-прежнему способен добиваться неплохих результатов — для многих команд такой гонщик стал бы ценным приобретением. Но сложно представить, что в McLaren или Ferrari откажутся от нынешних пилотов. В Alpine Боттас мог бы составить интересную пару с Фернандо Алонсо, но разрыв контракта с Эстебаном Оконом — слишком рискованное с точки зрения имиджа марки во Франции предприятие. У Red Bull Racing и AlphaTauri полно своих гонщиков, а в Haas намерены сохранить Мика Шумахера и его спонсоров, контракт Никиты Мазепина на следующий год уже подтверждён.
Боттас на подиуме Гран При Великобритании-2021Фото: Mercedes AMG Petronas F1 Team
Вот и остаются лишь Alfa Romeo да Williams, и сейчас сложно сказать, какой из этих вариантов перспективнее: британская команда набирает силу, но у Хинвила тесные связи с Ferrari и более эффективная в этом году машина. Впрочем, ничто не гарантирует, что всё так и останется с новыми шасси.
Так или иначе, в Alfa Romeo Валттери сможет попасть лишь в том случае, если в команде освободится место, а Фредерик Вассёр решит, что ей по-прежнему нужен опытный пилот. Но в то же время таким может быть и Антонио Джовинацци, в пару к которому можно было бы пригласить кого-то из лидеров Формулы 2 — Гуаня Ю Чжоу, Оскара Пиастри или Роберта Шварцмана. В Williams попасть будет проще, тем более, что с финансовой точки зрения Гроув выбрался на плато и благодаря поддержке Николаса Латифи во втором рента-драйвере не нуждается.
Есть ли у Даниила Квята шансы вернуться в Формулу 1 в 2022 году? Да!
Ралли
На счету Боттаса уже 166 Гран При в Формуле 1 — среди финнов он занимает второе место по числу стартов, уступая рекордсмену Кими Райкконену, а в конце сезона войдёт в топ-30 в истории «Больших призов» по количеству проведённых гонок. Валттери девять раз поднимался на вершину подиума и далеко не факт, что с таким послужным списком ему захочется бороться в глубине пелотона за разовые очки. В то же время в августе ему исполняется лишь 32 года, он ещё может построить карьеру в другой дисциплине — например, в столь любимом у финнов классическом ралли.
Боттас уже знаком с техникой WRC — он трижды выступал на таких автомобилях на Arctic Lapland Rally в Финляндии и каждый раз финишировал в топ-10 «абсолюта». Валттери никогда не скрывал, что хотел бы заниматься классическим ралли серьёзнее, и как раз именно в Финляндии базируется Toyota Gazoo Racing WRT, заводская команда японской марки. И в 2019-м Боттас даже проводил с ней тесты рядом с Ювяскюля.
Не факт, что в классическом ралли Валттери сразу же будет бороться за победы и подиумы в WRC, однако у него ещё достаточно времени, чтобы однажды стать чемпионом мира — пусть и в классическом ралли, а не в Ф1.
Босс Mercedes пообещал найти Валттери Боттасу новое место в Формуле 1
Гонки на выносливость
Ещё один вариант стать чемпионом мира — WEC. Сейчас это первенство проходит через период трансформации и перехода от регламента LMP1 к LMH. Пока такие машины есть только у Toyota и Glickenhaus, но со следующего года к первенству присоединится Peugeot со своим новейшим гиперкаром. Правда, у французской команды состав уже сформирован, а вот с Toyota у Валттери был бы отличный шанс быстро разобраться в нюансах новой для себя дисциплины.
Экипаж Toyota побеждает в гонке «6 часов Монцы»Фото: Toyota Gazoo Racing
Дело в том, что Toyota выступает в WEC уже много лет, в то время как Peugeot ранее была сосредоточена на своей программе в ралли-рейдах, а сезон-2022 станет премьерой их новейшего проекта. В то же время Toyota располагает не только опытом работы с машиной, но и гонщиками, с которыми Боттас быстро найдёт общий язык: четверо пилотов команды из шести ранее выступали в Формуле 1. Как бонус при переходе в WEC — шанс побороться за победу в «24 часах Ле-Мана».
Фернандо Алонсо назвал главное отличие Формулы 1 от WEC и IndyCar
IndyCar
Весьма экстремальный, но невероятно интересный вариант продолжения карьеры для Боттаса. IndyCar на данный момент остаётся второй самой крутой «формульной» серией мира после Ф1, и хотя даже в США её рейтинги уступают показателям эфиров NASCAR, у неё довольно прочный фундамент из лояльной фан-базы и крупных спонсоров. К тому же «500 миль Индианаполиса» по-прежнему остаётся самой популярной с точки зрения продажи билетов гонкой в мире.
При этом IndyCar — одна из самых опасных серий на планете. В 2015 году обломком от другой машины на трассе Поконо убило Джастина Уилсона, а в финале сезона-2011 в страшном завале погиб Дэн Уэлдон. Сейчас автомобили серии оснащаются аэроскрином — американским аналогом «ореола» с защитным стеклом, но даже так Ромен Грожан отказался от выступлений на овалах. Зато на других трассах француз блистает: второе место на дорожном Индианаполисе и пятое — на Роуд Америке.
Грожан лидирует в гонке IndyCar в ИндианаполисеФото: IndyCar
В IndyCar Боттас совершенно точно не затерялся бы и в каждой гонке имел бы теоретический шанс на победу — он был бы немногим ниже, чем в этом сезоне в Ф1. Правда, если Валттери откажется от овальных гонок, побороться за титул он не сможет даже в составе топ-команды. Но овалов в IndyCar остаётся всё меньше, и не исключено, что когда финн доберётся до Team Penske или Chip Ganassi Racing, в календаре останется один лишь Индианаполис.
Ромен Грожан решился на дебют в гонке IndyCar на овале
Валттери Боттас пришёл в Формулу 1 в 2013 году — со званием чемпиона GP3, которое он завоевал в первый же сезон. Финн сразу обратил на себя внимание, и хотя в гонках Williams тогда с трудом зарабатывала очки, в квалификациях дебютант опередил Пастора Мальдонадо со счётом 12-7. После этого Валттери три года подряд побеждал Фелипе Массу — и в квалификациях, и в общем зачёте, и к концу сезона-2016 финн считался одним из наиболее перспективных гонщиков в пелотоне, которому не хватает лишь топ-машины.
Прорыв на Гран При Австралии и ещё 7 самых ярких выступлений Валттери Боттаса за Williams
Внезапный уход Нико Росберга открыл Боттасу переход в Mercedes, и финн, как и предсказывали, начал выигрывать гонки, но на следующие годы оказался в тени Льюиса Хэмилтона. Год за годом Валттери повторял, что пришёл в Mercedes, чтобы стать чемпионом, но ни разу по-настоящему за титул не боролся. В этой команде Боттас из молодого перспективного пилота превратился в 30-летнего ветерана, и лучшее, что он сейчас может предложить — свой опыт.
Тем не менее финн всё ещё надёжный и быстрый гонщик, хотя и не быстрейши, и в своём возрасте ещё многое может дать команде-середняку или добиться успехов в других гонках. Так что совсем заканчивать карьеру Валттери рановато — хотя и такой вариант финский пилот наверняка рассматривал.
Боттас после второго места на Гран При АвстрииФото: Mercedes AMG Petronas F1 Team
«Тревожный знак». Эксперт – о неожиданном увольнении Нильса Виттиха