Гран При Венгрии: Пресс-конференция в субботу
1. Льюис Хэмилтон (Mercedes) 2. Валттери Боттас (Mercedes) 3. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) Интервью на трассе Вопрос: (Джонни Херберт) Макс, насколько удачным получился ваш быстрый круг? Похоже, для борьбы за поул вам не хватило скорости. Льюис проехал на четыре десятые быстрее, ожидали ли вы, что уступите так много? Макс Ферстаппен: Всегда сложно прикинуть, какой может быть разница в скорости. Но почти весь уик-энд мы немного уступали Mercedes, и в квалификации эта тенденция повторилась. Конечно, мы рассчитывали на другой результат. Я стартую с третьей позиции – посмотрим, что можно сделать. Но до сих пор всё шло не так, как я хотел. Вопрос: (Джонни Херберт) Вы будете стартовать на Soft, тогда как гонщики Mercedes – на Medium. Как вы оцениваете такой выбор? Макс Ферстаппен: У нас с Mercedes разные стратегии, притом на шинах Soft сцепление намного выше. Посмотрим, что нас ждёт завтра. В воскресенье будет очень жарко. Конечно, шины Soft не выдержат столько кругов, как Medium, но на старте эта резина должна дать нам отличный шанс. Вопрос: (Джонни Херберт) Именно по этой причине вы выбрали Soft? Макс Ферстаппен: Мы выбрали такую стратегию, поскольку соперники использовали Soft и улучшали время. На Medium я рисковал не попасть в десятку, потому выехал на Soft и предпочел завершить быстрый круг. Вопрос: (Джонни Херберт) Валттери, второй результат! Наверняка вы довольны своей лучшей попыткой, не так ли? Валттери Боттас: Я в целом доволен тем, как прошла квалификация. Во второй сессии я немного утратил ритм на шинах Medium, и после перехода на Soft его оказалось непросто вернуть – разница в уровне сцепления между двумя составами достаточно большая. По крайней мере, я завоевал место в первом ряду на старте. Льюису удалась очень хорошая первая попытка – здорово, что две машины Mercedes стартуют впереди. Вопрос: (Джонни Херберт) С самого начала уик-энда вы очень быстры, обеспечили себе позицию в первом ряду и будете стартовать на Medium – на какой результат вы рассчитываете? Валттери Боттас: Завтра будет интересно. Оба гонщика Red Bull стартуют на шинах Soft, тогда как мы – на Medium. Предстоит серьёзная борьба, но я этого жду. Здорово, что на трибунах вновь много болельщиков, которые меня поддерживают – спасибо им всем! Вопрос: (Джонни Херберт) Льюис, вам удался потрясающий круг! (зрители освистывают Хэмилтона) Уважаемые болельщики, пожалуйста, не нужно этого делать, гонщик не заслуживает такого отношения! Льюис, со стороны ваша попытка выглядела идеально, а что вы чувствовали, находясь в кокпите? Льюис Хэмилтон: В финальной сессии в первой попытке мне удался отличный круг! Все в Mercedes сработали здорово, мы с Валттери с самого начала уик-энда помогали команде добиться прогресса, а парни на базе команды не оставили без внимания ни один из факторов. Потрясающе было наблюдать, как все объединили усилия и вместе работают на результат. Я очень ценю поддержку, которую ощущаю здесь, в Венгрии. Честно говоря, я никогда раньше не чувствовал себя настолько здорово в ситуации, когда меня освистывают, такая реакция только придаёт мне сил, а на негатив я не обращаю внимания. Вопрос: (Джонни Херберт) Каков прогноз на гонку? Вы завоевали поул и будете стартовать на Medium. Ожидаете ли вы, что гонщики Red постараются атаковать вас уже на разгоне к первому повороту? Льюис Хэмилтон: На разгоне к первому повороту мягкие шины позволяют отыграть пять метров, посмотрим, как всё получится. Удивительно, что в первой десятке на Medium квалифицировались только мы с Валттери. Здорово, что нам впервые за долгое время удалось завоевать весь первый ряд – огромное спасибо за это всем в Mercedes! Надеюсь, завтра будет хорошая погода – (обращается к зрителям) наслаждайтесь летним солнцем и берегите себя! Пресс-конференция Вопрос: Льюис, примите поздравления, для вас это 101-й поул в карьере! Насколько вы остались довольны своей первой попыткой в финале квалификации? Льюис Хэмилтон: Спасибо! Тот быстрый круг в первой попытке получился великолепным. Нередко бывает так, что в квалификации свой лучший круг ты проезжаешь в первой или второй сессиях, но сегодня я быстрее всего проехал именно в финальной сессии в первой попытке и очень этому рад. В моей голове постоянно звучала композиция «YMCA» (исполнитель – группа Village People, прим. ред.) – не знаю, почему, я не слушал её в этот уик-энд, но она здорово подошла моему настрою! Вопрос: Возможно, вы для нас споёте? Льюис Хэмилтон: Пожалуй, нет, хотя песня отличная! (смеётся) Вопрос: Готовясь ко второй попытке, вы очень медленно проехали круг. Это как-то сказалось на эффективности шин? Мы видели, как вы допустили блокировку колёс в четырнадцатом повороте. Льюис Хэмилтон: Готовиться к попытке всегда непросто, а я вдобавок оказался позади большой группы гонщиков. Мы с Максом и Серхио Пересом последними покинули боксы, и оптимально подготовиться не получилось. К концу подготовительного круга мои шины всё еще были недостаточно прогреты, из-за чего я не лучшим образом начал быстрый круг и не смог прибавить на втором и третьем секторах. Но я очень рад тому, насколько здорово команда поработала над машиной в этот уик-энд. Валттери тоже выступил отлично и помог завоевать весь первый ряд – я и не помню, когда у нас это получилось в предыдущий раз! Этот результат – заслуга всех сотрудников Mercedes, работающих на базе команды и здесь на трассе. Несмотря на шумиху, которая развернулась вокруг нашей команды в последние две недели, эти мужчины и женщины сохраняли сосредоточенность и продолжали выкладываться на пределе, я горжусь усилиями каждого нашего специалиста! Вопрос: Ожидали ли вы, что окажетесь настолько быстрее Red Bull Racing? Льюис Хэмилтон: Определенно, нет, поскольку в Венгрии на протяжении многих лет Red Bull Racing выглядели особенно сильно. В предыдущей гонке в Сильверстоуне у нас получилось немного к ним подобраться, но мы всё равно предполагали, что у них будет преимущество. В этот уик-энд в Red Bull Racing установили на свои машины заднее антикрыло с меньшей площадью плоскости, не знаю, насколько им это помогло. Я удивлен нашей хорошей скорости, но, конечно же, очень ей рад! Вопрос: Если завтра вам удастся выиграть гонку, это будет сотая победа в вашей карьере. Что будет значить для вас такое достижение? Льюис Хэмилтон: Не знаю и не хочу об этом думать. Даже с поулом задача выполнена едва ли наполовину, впереди долгая гонка. Мы не знаем, какой будет погода, здешняя трасса очень непростая, и сражение с соперниками вряд ли получится легким. До первого поворота здесь довольно продолжительный отрезок, а если погода будет такой же жаркой, на дистанции придется особенно трудно. Уверен, нас ждёт интересная гонка! Вопрос: Валттери, четвертый сезон подряд в Венгрии вы квалифицируетесь в первом ряду! Насколько вы довольны своим быстрым кругом? Валттери Боттас: Честно говоря, доволен не на 100%, но очень рад, что мы с Льюисом обеспечили команде весь первый ряд, этого давно не случалось. Похоже, наши усилия начинают приносить нужные результаты. Льюису в первой попытке удался великолепный круг, а я не смог ему ответить – возможно, потому, что во второй сессии на шинах Medium немного сбился с ритма и с возвращением к Soft недостаточно хорошо чувствовал заднюю часть машины и не мог атаковать в полную силу. Свой быстрый круг я проехал недостаточно чисто, но результата, к счастью, хватило, чтобы обеспечить команде весь первый ряд. Знаете, обычно я не комментирую реакцию зрителей, но после квалификации слышал, как они освистали Льюиса. Мне такое поведение не понятно. Думаю, этим людям следует спросить самих себя, почему они позволяют себе подобное, ведь оно несправедливо по отношению к гонщикам. Каждый из нас отдает всего себя любимому спорту, Льюис проехал впечатляющий круг, но почему-то был освистан. Это совершенно неправильно, мы не хотим наблюдать подобное в Формуле 1. Вопрос: Валттери, вам, как и Льюису, не удалось улучшить результат во второй попытке. В чем причина? Валттери Боттас: Не знаю, для меня самого это очень странно. Я потерял на первом и втором секторах, но чуть лучше проехал на третьем. У меня не было ощущения, что уровень сцепления с трассой такой же хороший, как в первой попытке, и нечто подобное, похоже, было и у других гонщиков. В этом сезоне мы не впервые наблюдаем, как в финальной сессии результат первой попытки оказывается лучше результата второй. Вопрос: Макс, как прошла финальная сессия? Ожидали ли вы большей скорости от своей машины? Макс Ферстаппен: В финале я проехал медленнее, чем во второй сессии, поскольку уровень сцепления с асфальтом оказался ниже. Не знаю, изменилось ли состояние трассы, или сами шины сработали хуже, но баланс изменился и не позволял атаковать в полную силу. На Хунгароринге повороты стремительно сменяют друг друга, и если в одном из них ты сработал недостаточно хорошо, следующий тоже пройдешь не оптимально. Свою лучшую попытку я проехал медленнее, чем во второй сессии, но даже если бы сработал идеально, вряд ли бы сумел отобрать у Mercedes поул. Этот уик-энд пока складывается для нас не лучшим образом, мы стабильно уступаем соперникам и должны разобраться в причинах. Знаю, в Mercedes привезли сюда доработки, и мы в свою очередь должны приложить усилия и добиться прогресса, поскольку не можем быть довольны тем, что уступаем им в скорости. Вопрос: Вашей финальной попытке как-то помешал тот факт, что на подготовительном круге гонщики Mercedes впереди вас ехали очень медленно? Макс Ферстаппен: Не знаю. Конечно, к началу быстрого круга шины оказались недостаточно прогреты, но даже если бы их температура была оптимальной, я вряд ли отыграл бы отставание в четыре десятые секунды. Вопрос: На длинной дистанции темп Red Bull Racing ближе к темпу Mercedes? Макс Ферстаппен: Понятия не имею, на тренировках я не проехал ни одной длинной серии, которую можно было бы считать репрезентативной. Так что всё выясним уже по ходу гонки. Вопрос: Как вы относитесь к тому, что Льюиса сегодня освистали? Макс Ферстаппен: Я в тот момент уже был в боксах команды и не обратил внимания на то, что происходило снаружи. Вопрос: Общий вопрос для вас и Льюиса. После Гран При Великобритании много было сказано о столкновении между вами на первом круге той гонки. Если завтра вы вновь будете сражаться колесо в колесо в первом повороте… Макс Ферстаппен: Давайте уже прекратим обсуждать то, что было в Сильверстоуне, нас обоих только об этом и спрашивают! Это переходит все границы! На пресс-конференции в четверг мы только и отвечали на разные глупые вопросы, пожалуйста, давайте поставим точку. Вопрос: Хорошо… Макс Ферстаппен: Мы гонщики и будем продолжать сражаться жестко, но честно. Вопрос: Льюис, желаете что-либо добавить? Льюис Хэмилтон: (отрицательно кивает головой). Вопросы по видеосвязи Вопрос: (Эндрю Бенсон) Макс, почему во второй сессии вы всё-таки показали лучший результат на шинах Soft, хотя у вас была возможность провести попытку на Medium? Если, конечно, вы рассчитывали стартовать на Medium. Мы привыкли наблюдать, как в конце второй сессии гонщики выезжают на Soft, чтобы гарантировать себе результат, но в последний момент сбрасывают скорость. Почему в этот раз вы поступили иначе и завершили быстрый круг, и почему не стали второй раз выезжать на Medium? Макс Ферстаппен: Мы обсуждали этот вопрос в команде, и мне сказали, что нужно выехать на Soft и оставить комплект Medium свежим. Кроме того, многие гонщики ехали с улучшением собственного результата, и нам хотелось гарантированно пройти в финал, причем не ценой каких-то двух-трех сотых секунды – мы не планировали так рисковать, потому инженер сказал мне завершить быстрый круг. Что есть, то есть – посмотрим, как покажут себя шины Soft по ходу первого отрезка гонки. Вопрос: (Алекс Калинаускас) Льюис, я хотел бы спросить вас о тактике по ходу подготовительного круга перед заключительной попыткой. Вы заметно медленнее ехали к выезду с пит-лейн, почему вы так поступили? Льюис Хэмилтон: Как уже было сказано, я одним из последних отправился на попытку и понимал, что все, кто едет впереди Валттери, в конце круга окажутся в одной плотной группе. Я старался отпустить их всех как можно дальше, но всё равно в конце подготовительного круга был вынужден замедлиться и ждать, пока парни впереди отправятся на быстрый круг. Мне хотелось обеспечить себе достаточное пространство, но, похоже, в заключительной попытке никому из нас не удалось оптимальным образом подготовить шины, так как все ехали откровенно медленно. Вопрос: (Фил Дункан) Льюис, как вы отнеслись к тому, что после квалификации болельщики вас освистали? На трибунах мы заметили несколько баннеров, на одном из которых было написано буквально следующее: «Сэр жулик, карма не заставит себя ждать». Похоже, отдельная группа зрителей настроена против вас негативно – как вы это воспринимаете? Макс, когда в Сильверстоуне вы выиграли спринт, британские болельщики вас не освистывали. Как вы относитесь к такой реакции ваших болельщиков в адрес Льюиса? Льюис Хэмилтон: Мне практически нечего вам ответить, люди вправе выражать свое мнение. Это ведь спорт, верно? А в спорте действуют грубо. Такова конкуренция, просто примите это как факт. Если я оказался впереди, значит всё сделал верно, а критика меня только подстегивает. Макс Ферстаппен: Какого ответа вы от меня ждете? Конечно, некорректно освистывать кого-либо, но гонщики и не должны отвлекаться на подобные вещи. Гонщик в любой ситуации должен оставаться сосредоточенным на собственных задачах. К счастью, у каждого из нас есть шлем, и по ходу гонки мы не слышим реакцию зрителей – в этом плане нам повезло больше, чем атлетам из других видов спорта. Конечно, с негативным отношением неприятно сталкиваться, но оно не должно каким-либо образом влиять на нас. Мы профессионалы и знаем, что должны в первую очередь выполнять свою работу на трассе. Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Вопрос для Льюиса, но если Валттери и Макс пожелают ответить – пожалуйста. Если вернуться к тактике, которую вы использовали перед заключительной попыткой в финальной сессии, ранее мы наблюдали нечто подобное у разных команд. Кристиан Хорнер назвал ваши действия трюкачеством, но вы были вправе действовать так, как считаете нужным. Роман Грожан написал в Twitter, что если всё было сделано умышленно, это не очень-то красиво. Скажите, вы намеренно ехали настолько медленно, и если да, насколько это было легитимно? Льюис Хэмилтон: Разве эти рассуждения вам самим не кажутся глупыми? Все в тот момент ехали медленно, за другими гонщиками вы не следили? Вы правда считаете, что я должен был ехать быстрее и упереться в машину Валттери? Все гонщики довольно медленно проезжали подготовительный круг, притом так было перед каждой попыткой. Здесь все старались держать температуру шин ниже определенного уровня, поскольку они слишком сильно нагревались по ходу быстрого круга. Я не пытался вести какую-то тактическую игру, мне это не нужно. Я знаю, что должен делать в кокпите, и я достаточно быстр, чтобы не прибегать к каким-либо тактическим ухищрениям. Те, кто позволяют себе подобные комментарии, понятия не имеют о нашей работе – видимо, как раз потому они и не выступают в Формуле 1. Вопрос: (Эдд Стро) Макс, если учесть, что в этот уик-энд ваша машина не настолько быстра, как вы рассчитывали, можно ли сказать, что альтернативная стратегия для вас скорее позитивный фактор – даже если принято считать, что стартовать здесь лучше на Medium? По крайней мере, вы можете действовать иначе, чем Mercedes, и за счёт этого, возможно, получите преимущество. Макс Ферстаппен: На тренировках я не проехал ни одной сколь-нибудь репрезентативной длинной серии. Знаю лишь, что в воскресенье будет очень жарко, и вряд ли шины Soft выдержат столько же кругов, сколько выдержит состав Medium, но, возможно, с ними у нас будет преимущество на старте. Во второй сессии я в любом случае должен был закончить быстрый круг, так как рисковал не пройти в финал. Завтра узнаем, насколько верным был наш выбор. Как бы ни сложилась гонка, мы сделаем выводы и учтем всё на будущее, но сейчас я не могу сказать, угадали мы с подходом или нет. Перевод: Валерий Карташев
В Ф1 планируют ограничить возможности клиентских команд