Скандал в MotoGP: Гонщик психанул и четыре круга пытался спалить мотор
Едва чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам вышел с летних каникул, как в паддоке грянул громкий скандал. После первого из двух этапов на Ред Булл Ринге из заводской команды Yamaha на неопределенное время был отстранен испанский пилот Маверик Виньялес. Причина – ни много ни мало обвинение в саботаже. Разбираемся, что произошло...
Невзошедшая звезда Yamaha
Сезон-2021 должен был стать ключевым для Маверика Виньялеса. Испанский гонщик пришел на место трехкратного чемпиона мира MotoGP Хорхе Лоренсо в 2017-м, сходу стал быстрейшим на предсезонных тестах, выиграл три из пяти первых гонок, и это на фоне именитого напарника Валентино Росси. Казалось, вот она – новая звезда Yamaha. Но не тут-то было: после стремительного старта Винни столь же быстро сник и за следующие три с половиной года выиграл всего четыре гонки. Да, он дважды стал третьим в чемпионате, в 2017-м и 2019-м, но ни разу даже близко не был к борьбе за титул.
Не сказать, что у него не было конкурентоспособной техники. В хаотичном пандемийном сезоне-2020 гонщик частной Petronas SRT Франко Морбиделли на M1 такой же спецификации стал вице-чемпионом и проиграл чемпиону Хоану Миру всего-навсего 13 очков. Где был лидер заводской команды? 6 из 13-ти гонок он закончил десятым или ниже, а в личном зачете занял шестое место и уступил Миру 39 баллов. Основной проблемой был не байк, а провальные старты, неуверенная борьба с соперниками и в целом слабый гоночный темп, ведь всего 3 поула из 13-ти с 2017-го Маверик конвертировал в победу.
Поэтому в 2021-м, когда в Yamaha перешел молодой и перспективный Фабио Куартараро, у Виньялеса был последний шанс доказать свое право на лидерство в коллективе. Но не вышло: испанец выиграл Гран При Катара, а в следующих семи гонках не финишировал выше пятого места, тогда как его новый напарник одержал три победы и закрепился во главе чемпионата.
Кто такой Фабио Куартараро? 10 фактов о восходящей звезде MotoGP
Маверик Виньялес и Фабио Куартараро после квалификации Гран При НидерландовФото: MotoGP
Типичная история для MotoGP
Так бывает в любой гоночной категории: команда теряет интерес к гонщику и просто перестает его поддерживать, игнорирует обратную связь и пожелания. Вспомните кошмарный последний сезон Себастьяна Феттеля в Ferrari в Формуле 1. Но почему-то в MotoGP такие истории появляются чаще всего. Можно вспомнить, как чужим в Ducati оказался ветеран Лорис Капиросси, когда в 2007-м в команду пришел молодой и талантливый Кейси Стоунер. В 2020-м Андреа Довициозо откровенно доезжал сезон за «Красных» после того как стороны не сошлись в условиях нового контракта. Валентино Росси по ходу своего последнего сезона в Yamaha не раз жаловался прессе, что команда игнорирует его советы по доработке байка. А Бен Спис в 2012-м после падения в тренировке в Катаре весь уик-энд провел на мотоцикле с треснувшим подрамником просто потому, что механики не сразу обнаружили повреждение. Причем это не было случайностью, потому что затем весь сезон американца преследовали загадочные и необъяснимые поломки мотоцикла, как разваливавшаяся на ровном месте задняя подвеска в Лагуна-Секе.
В аналогичной ситуации оказался в сезоне-2021 и Виньялес. Всё валилось из рук, а команда не спешила помогать. До конца июня он держался, но после 21-го места в квалификации и 19-го в гонке на Заксенринге его прорвало: «Я не знаю, что делать. Никто в моем окружении не понимает, что происходит. Я уверен, что даже на мотоцикле Moto2 проеду быстрее. Что говорит команда? Они сказали мне собрать данные и изучить их! И что мне делать? Я здесь не для того, чтобы собирать данные и быть тест-пилотом. Это просто неуважение. Конечно, самый простой способ – взять настройки Фабио и посмотреть, что из этого получится. Но это не выход. Мне что, два года ездить с чужими настройками?»
По любопытному совпадению, через неделю, на этапе в Ассене Виньялес резко прибавил: доминировал в тренировках, выиграл квалификацию и финишировал вторым в гонке. Но точка невозврата была пройдена на Заксенринге, и на следующий день стороны объявили о расторжении контракта, подписанного до конца 2022 года.
Чему Формуле 1 стоит поучиться у MotoGP?
С чего начался скандал на Гран При Штирии?
По информации источников, на пятничных тренировках Виньялес пожаловался инженерам на проблемы с мотором на одном из двух своих мотоциклов, но команда проигнорировала его замечание. Зато было решено в качестве подстраховки поменять сцепление во время остановки гонки на первом круге, причем без ведома пилота. «Когда я вернулся в боксы, команда уже поменяла сцепление, поставила новые шины. Они опасались, что, как и в прошлом году, сцепление перегреется на рестарте и начнет проскальзывать», – объяснил он.
А после выезда на прогревочный круг Маверик отпустил сцепление, и... мотоцикл заглох! По правилам, Виньялес стартовал с пит-лейна, но это было только начало тяжелой гонки. По его словам, всю дистанцию байк ехал рывками на ускорении, приборная панель показывала сбивающее с толку сообщение «пит-лейн», из-за которого он не увидел предупреждение о нарушении пределов трассы и получил штраф. Ни о каком прорыве и речи не шло, шансов выбраться с последнего места не было.
Маверик Виньялес перед стартом Гран При ШтирииФото: Yamaha
Что именно сделал гонщик Yamaha?
Как говорится в официальном заявлении Yamaha, Виньялес отстранен от участия из-за манипуляций с режимом двигателя, которые могли привести к поломке и опасным последствиям для него и других участников. Команда не стала вдаваться в подробности, поэтому всё остальное известно лишь от инсайдеров. Итак, по данным телеметрии, последние четыре круга испанец проехал значительно медленнее, чем предыдущие: 24-й круг он прошел на пять секунд медленнее собственного лучшего времени, 25-й – на шесть, 26-й – на пять, последний 27-й – на 12, поскольку предпочел не пересекать финишную линию и свернул в боксы.
Но самое главное, в том числе по словам фотографов и маршалов с трассы – каждый раз на главной прямой и на прямике между 1-м и 3-м поворотами Маверик раскручивал мотор до отсечки на пятой передаче, однако на шестую не переключался. По другой версии, он и вовсе намеренно раскручивал двигатель выше максимальных оборотов, установленных ограничителем. Ехать быстро такие странные и необычные действия точно не помогли, что прекрасно видно по времени круга: только на первом секторе он терял по две секунды. Единственное, чего Винни мог добиться – сломать двигатель. Безумие, учитывая, что даже в таком режиме он ехал на скорости свыше 250 км/ч. Тем более год назад именно на Ред Булл Ринге Виньялес уже прыгал с неисправного мотоцикла. YZR-M1 выдержал, хотя даже при заезде на пит-лейн гонщик ещё раз выкрутил обороты! Вредительство налицо.
Оправдываться на встрече с прессой в минувшие выходные Маверик не стал, и, наоборот, подтвердил, что его попросту всё достало: «Я был расстроен. На втором старте гонки мотоцикл работал совсем не так, как на первом, и это сильно меня разозлило. Извиняюсь перед Yamaha за то, что не совладал со своим гневом и повел себя неправильно».
Маверик Виньялес на Гран При ШтирииФото: Yamaha
Маверик Виньялес психовал ещё в начале карьеры
С виду Виньялес вроде бы такой тихоня, но на самом деле он горячий, своенравный и эгоистичный парень. В 2012-м в классе Moto3 испанец перед пятничными тренировками Гран При Малайзии собрал вещи и улетел домой в Европу! И это на момент, когда он занимал второе место в чемпионате и претендовал на титул. Причина была не менее удивительной, чем сам поступок: коллектив Blusens Avintia отказался освободить Маверика от контракта на следующий год. «Я весь сезон выкладывался по максимуму и заслуживаю уйти без каких-либо неустоек. Они не согласились, поэтому я уезжаю домой!» – сказал 17-летний пилот журналистам и сделал.
Через неделю на австралийском Филипп-Айленде он вернулся в паддок и публично извинился. Отгадайте с трех раз, как Винни объяснил свою выходку: «Безусловно, я поступил плохо. Но я был разгневан и расстроен из-за ситуации с контрактом, поэтому морально был не готов выехать на трассу, не говоря уже о том, чтобы ездить на пределе. Но да, зря я сделал такое заявление и уехал».
История не повлияла на карьеру Маверика: сезон он завершил на третьем месте, в 2013-м всё же сменил команду и выиграл титул, а после одного года в Moto2, где стал бронзовым призером, перешел в MotoGP. Пройдет ли так же бесследно скандал с Yamaha? Не факт.
Маверик Виньялес на пресс-конференции перед Гран При Австралии-2012Фото: MotoGP
Возвращение в Yamaha маловероятно
Подводя итог этой скандальной истории, можно сказать «нашла коса на камень». Yamaha поступила некрасиво с Мавериком Виньялесом, он психанул и показал негативную сторону своего характера. Есть ли смысл им дорабатывать вместе сезон при таких «ядовитых» отношениях? Пока речи об окончательном расставании не идет, но будет странно, если они возобновят сотрудничество через две недели в Сильверстоуне. Зачем? Ведь всё настолько плохо, что даже семейная команда испанца Vinales Racing Team в Мировом Супербайке прекратит сотрудничество с Yamaha в конце 2021 года и уйдет к Kawasaki.
Так что, скорее всего, в оставшейся части сезона напарником Куартараро будет тест-пилот Yamaha Кэл Кратчлоу, а Виньялес сосредоточится на переговорах с другими командами о вакансии на 2022 год. Правда, после выходки на Ред Булл Ринге позиции победителя девяти гонок MotoGP могут сильно пошатнуться. Не каждый коллектив решится связаться со вспыльчивым гонщиком, который может и саботаж устроить, если что не так...
Дураки и дороги. 6 случаев, когда гонщики по глупости теряли место в команде