Как механики меняют колёса в Формуле-1
Пит-стоп – так называют кратковременную техническую остановку автомобиля во время гонки. В этот промежуток транспорт заправляют топливом и меняют колеса. Иногда может проводиться смена пилотов и проверка технического состояния транспорта. Если автомобиль вышел из строя, значит специалисты проводят оперативный ремонт. Многие могли видеть пит-стоп в гонках Формулы-1. Все колеса болида специалисты меняют буквально за считанные секунды. Ошибочно полагать, что такой скорости замены колёс можно добиться только при помощи согласованной работы всех членов команды. Есть ещё две вещи, без которых данная процедура была бы более длительной.
Колёсная гайка. У обычных автомобилей колёса закрепляются к ступице несколькими длинными болтами. У болида из Формулы-1 они крепятся только на одну специальную гайку. Кроме того, в современных болидах данный элемент можно либо закрутить, либо открутить. Полностью извлечь его из колеса не получается. В результате старое колесо болида Формулы-1 снимается вместе с гайкой, после чего на место устанавливают новое с отдельным элементом. Механику остается только прикрутить гайку. Более интересно то, что гайки в колесе закручивается в обратную от вращения сторону. Это не позволяет им откручиваться, если в спешке их зафиксировали недостаточно хорошо.
Пневматический гайковерт. Чтобы оперативно открутить или закрутить гайку, потребуется специальный инструмент. Команда Формулы-1 пользуется пневматическим гайковертом. Однако, он имеет не самую обычную конструкцию и отличается от устройства, которое используется на обычных шиномонтажах. Для того чтобы откручивать и закручивать гайки на колёсах болида, инструмент оснащается специальной насадкой. Скорость вращения достигает 13 000 оборотов в минуту. Есть ещё одна примечательная особенность. Как только механик открутит гайку, пневматический гайковерт в автоматическом режиме переключается к закручиванию. Это позволяет существенно экономить время.
Все пневматические гайковерты для болидов Формулы-1 изготавливает только одна компания - Dino Paola. Это итальянский разработчик различных типов гайковертов для автоспорта. Стоимость одного такого приспособления в среднем составляет 9000 $.
Обязанности механиков. Во время пит-стопа вокруг болида Формулы-1 собирается целая команда механиков из 20 человек. Каждый из них имеет свою задачу. В передней и задней части находятся двое механиков с домкратами. Они отвечают за подъем и опускание транспорта. Ещё двое располагаются по бокам и отвечают за поперечную устойчивость в процессе замены колёс.
12 механиков задействованы для демонтажа старых и установки новых колёс. По три человека на каждое колесо - один работает с пневматическим гайковертом, другой снимает старое колесо, а третий подает новое. Есть ещё два механика, которые занимаются прочисткой воздухозаборников болида. Они проверяют целостность его аэродинамического свеса. Ещё один механик стоит рядом с огнетушителем. Старший в команде механиков выпускает болид с пит-стопа на трассу.
В зависимости от объема выполняемых работ, на пит-стопе может быть задействовано меньшее или большее количество человек. В среднем на замену колёс у болида уходит 2,5 – 3 секунды. Рекордом является показатель 1,82 секунды, который поставила команда Red Bull Racing в 2019 году.
Итог. Пит-стоп – остановка болида Формулы-1 во время гонки для замены пилота и обслуживания конструкции. Обеспечивать быструю замену колёс позволяют особенности креплений и целая команда механиков.