Гран При Бельгии: Пресс-конференция в субботу
1. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) 2. Джордж Расселл (Williams) 3. Льюис Хэмилтон (Mercedes) Интервью на трассе Вопрос: (Марк Уэббер) Джордж, второй раз в карьере вы квалифицировались в первом ряду! Потрясающий результат! Джордж Расселл: Если честно, даже не знаю, что сказать. Я думал, что после вчерашних тренировок для нас будет неплохо выйти из первой квалификационной сессии и пробиться во вторую, а получилось, что мы показали второй результат и будем стартовать из первого ряда! Команда сегодня прекрасно сработала, мы всегда выезжали на трассу в удачный момент, машина показала себя отлично, и теперь у нас уверенный настрой перед завтрашней гонкой. Вопрос: (Марк Уэббер) В начале первой сессии только вы с напарником выехали на промежуточных шинах и очень здорово провели ту попытку. Но расскажите, как прошла заключительная попытка в финале квалификации, когда вам удалось добиться достаточного уровня сцепления в условиях невероятного прессинга. Джордж Расселл: Нам повезло, пробиться в финал квалификации – нетипичная для нас ситуация, нам было нечего терять. Я полностью зарядил батарею и решил, что должен взять от попытки максимум. Понятно, что сейчас я всё ещё под впечатлением, но, конечно, самый важный день – завтра, и в гонке постараемся снова заработать очки. Вопрос: (Марк Уэббер) Со второй позиции в Спа можно бороться за лидерство. Полагаю, мы можем ждать от вас атак на Макса на всём пути до связки Les Combes! Джордж Расселл: На старте попробую побороться за лидерство, план у меня именно такой, и если вдруг представится шанс, постараюсь его не упустить! Вопрос: (Марк Уэббер) Макс, поздравляю с поулом! Для вас Гран При Бельгии – домашний. С начала уик-энда условия на трассе были непростыми, но вам приятно выиграть здесь квалификацию, не так ли? Макс Ферстаппен: Очень сложная квалификация, было сложно удержать машину на трассе и вовремя добиться эффективной работы резины. Кроме того, из-за долгого перерыва между второй и третьей частью квалификации было непросто освоиться и оценить условия на трассе. Но главное – в итоге я завоевал поул. Здесь отличная трасса, но очень сложная в дождь. Вопрос: Каково пилотировать на разных шинах. Немногие сегодня выезжали на дождевых, притом Ландо Норрис на этих шинах угодил в аварию. Насколько сложно было переключаться с промежуточных на дождевые? Макс Ферстаппен: В первой части квалификации многие гонщики, в том числе и я, выехали на дождевой резине, а эти шины были очень медленными – мы теряли много времени. Мы перешли на промежуточную резину, но эти шины не справлялись с большим количеством воды. В целом, я рад, что у нас была такая квалификация, и мы завоевали поул после летнего перерыва. Вопрос: (Марк Уэббер) Льюис, вам пришлось непросто. Со стороны могло показаться, что вам было нелегко управляться с машиной. Вы довольны тем, что смогли показать третий результат, или всё-таки рассчитывали оказаться в первом ряду? Льюис Хэмилтон: День выдался непростым для всех, но я старался сохранять позитивный настрой и оставался спокойным и сосредоточенным. Мои поздравления Максу, на последних минутах квалификации он сработал очень здорово! Первый быстрый круг получился неплохим, а на втором возникли некоторые сложности. Также поздравляю Джорджа Расселла, он выступил фантастически! Вопрос: (Марк Уэббер) Джорджу удался феноменальный круг! В гонке ожидается переменчивая погода, притом промежуточные шины здесь довольно быстро теряют эффективность. Насколько непросто будет выбрать оптимальную стратегию? Льюис Хэмилтон: Если в гонке условия будут такими же, как в квалификации, придется по-настоящему непросто. В Спа трудно добиться оптимального баланса между скоростью на прямых и достаточной прижимной силой на втором секторе. Мы приложили максимум усилий, чтобы подобрать нужные настройки, в сегодняшних условиях они оказались неоптимальными, но посмотрим, что получится в воскресенье. Я рад, что по ходу квалификации команда сохраняла спокойствие, ну а завтра будет новый день. Надеюсь, погода улучшится – болельщики сегодня явно промокли до нитки! Вопрос: (Марк Уэббер) Джордж тоже выступает на машине с мотором Mercedes. Возможно, вместе вам будет проще создать прессинг для Макса? Льюис Хэмилтон: Не знаю, что произошло у Валттери, для него результат оказался неудачным. Оба гонщика Red Bull Racing квалифицировались не так далеко друг от друга, и переиграть их за счёт стратегии будет сложнее – особенно если учесть, что Валттери потеряет пять позиций из-за штрафа. Но мы в любом случае сделаем всё, что от нас зависит. Надеюсь, дождь будет не таким сильным, как сегодня, а если погода окажется переменчивой, будет особенно весело! Пресс-конференция Вопрос: Макс, примите поздравления, для вас это восьмой поул в карьере! Насколько непростыми были условия в сегодняшней квалификации? Макс Ферстаппен: По ходу всей квалификация условия оставались сложными, было непросто вывести шины в рабочий диапазон и обеспечить себе пространство с достаточной видимостью. В целом было особенно важно удержаться на трассе и в нужный момент показать результат. Мы постепенно прогрессировали в первой и второй сессиях, а в третьей из-за аварии возникла продолжительная пауза. После этой паузы сориентироваться было довольно непросто: условия оставляли желать лучшего, казалось, что на трассе слишком много воды, и очень хотелось выехать на дождевых шинах, однако они были слишком медленными. В итоге мы выехали на промежуточных, которые не рассчитаны на такое количество воды. В общем, было непросто! В Бельгии очень здорово пилотировать на сухом асфальте, а когда случается дождевая квалификация… Не скажу, что это откровенно пугает, скорее было по-своему интересно и довольно экстремально – особенно в финале, когда требовалось атаковать на пределе. Вопрос: Насколько уверенно вы себя чувствовали в начале квалификации? Макс Ферстаппен: Сложно сказать. В субботней тренировке мы проехали не так много кругов и вдобавок не знали, какими будут условия – дождь то усиливался, то прекращался. Требовалось определенное везение, чтобы в оптимальный момент отправиться на попытку. В общем, до начала сессии сориентироваться в обстановке было очень непросто. Вопрос: В гонке ожидается переменчивая погода, никто не возьмется предугадать, в какой именно момент пойдет дождь, когда он будет стихать или усиливаться. Как ведет себя ваша машина в разных условиях, насколько вы уверены в ней на сухой и на влажной трассе? Макс Ферстаппен: Вполне уверен. Мы хорошо поработали в пятницу, с первых минут тренировки машина ехала отлично, не наблюдалось никаких сколь-нибудь серьезных проблем. Конечно, всегда можно что-то улучшить, но для начала уик-энда всё выглядело очень здорово. Сегодня на мокрой трассе было непросто, машина сильно скользила, но у меня всё-таки получилось взять поул. Надеюсь, завтра удастся без проблем преодолеть первый круг, а там посмотрим. При переменчивой погоде всякое может случиться. Вопрос: Джордж, примите поздравления, фантастический результат! Вы впервые квалифицировались в первом ряду и притом какое-то время удерживали промежуточный поул! Как оцениваете это достижение? Джордж Расселл: Наша команда сработала безупречно, в дождевых условиях машина ехала по-настоящему здорово. В подобных ситуациях всегда требуется собрать воедино множество факторов и дать гонщику необходимую уверенность. Мы не проезжали много кругов в столь быстро меняющихся условиях, в подобных ситуациях особенно важно чувствовать себя уверенно, чтобы выжать из себя и машины максимум. В финале квалификации мы поначалу ошибочно выехали на дождевых шинах, после чего у меня оставался всего один круг, чтобы показать результат. К счастью, мне повезло отправиться на попытку в оптимальный момент, я выкладывался буквально на пределе, но никак не ожидал, что в Спа смогу квалифицироваться в первом ряду! Вопрос: На какой результат вы рассчитывали? В субботней тренировке у вас был девятый результат... Джордж Расселл: Я думал, что в дождевых условиях смогу побороться за выход в финальную сессию, ведь в Спа на мокром асфальте я всегда чувствовал себя довольно уверенно. Выход в финал уже стал достижением, притом у нас не осталось свежих промежуточных шин, пришлось использовать прикатанные. Я рассчитывал оказаться девятым или седьмым, и когда инженер стал перечислять, кто из гонщиков квалифицировался позади, подумал, что результат может быть очень неплохим. В итоге только Макс ненамного меня опередил. У нас отличная стартовая позиция, однако очки за квалификацию не начисляют, так что всё внимание гонке. Вопрос: На какой результат в воскресенье вы рассчитываете? Джордж Расселл: Нужно оставаться реалистами, позади нас стартует немало быстрых машин, но если условия будут такими же, как сегодня, то скорость нашей машины позволяет бороться за места в первой десятке. Я начну гонку из первого ряда, и нет никаких оснований отказываться от попыток удержать позицию. Вряд ли я стану действовать откровенно глупо против соперников, которые явно быстрее, но в дождь у нас есть реальные шансы финишировать, скажем, на пятом месте. Задача-минимум – заработать несколько очков. Вопрос: Планируете исполнить танец дождя, чтобы призвать непогоду? Джордж Расселл: (смеётся) Думаю, да, ведь на мокрой трассе у нас больше шансов. Все мы рассчитываем на более-менее стабильные условия, но вряд ли их получим, ведь даже по ходу полутора часов квалификации в один момент машину едва можно было удержать на трассе, а в следующий можно было едва ли не выезжать на сликах. Уверен, парням на пит-уолл будет непросто спланировать оптимальную стратегию. Нужно быть готовыми действовать по ситуации и сражаться до самого финиша. Вопрос: Льюис, похоже, для вас это была одна из наиболее непростых квалификаций в Спа. Расскажите, как всё прошло. Льюис Хэмилтон: Похоже, всем сегодня пришлось непросто, притом Макс и Джордж особенно здорово сработали на последних минутах квалификации. В финальной сессии мой первый быстрый круг получился довольно неплохим, но условия были по-настоящему сложными. Хорошо, что Ландо Норрис после своей аварии остался невредим и довольно быстро покинул кокпит – уверен, если бы не тот инцидент, он бы квалифицировался в первой тройке, а то и вовсе оттеснил бы меня! Надеюсь, он сможет принять участие в гонке. По ходу квалификации на разных участках трассы дождь шёл с разной интенсивностью, мне и Валттери было очень непросто управляться с машиной. W12 ехала нестабильно, так что я рад, что сумел квалифицироваться во втором ряду. Впрочем, как уже было сказано, за квалификацию очки не начисляют, так что ждём завтрашнего дня. Вопрос: Не могли бы рассказать чуть подробнее о том, какие сложности наблюдались с машиной на мокрой трассе? Льюис Хэмилтон: Рассказывать практически нечего, уровень сцепления с трассой был недостаточным, причём у всех. Здесь у разных команд машины настроены на разную прижимную силу, мы старались найти оптимальные настройки на оба возможных сценария – как на сухую, так и на дождливую погоду, и надеемся, что в воскресенье будем вполне конкурентоспособны. Посмотрим, какими окажутся условия. Вопрос: Вы в большей степени уверены в скорости машины на длинной серии кругов? Льюис Хэмилтон: В гонке мы должны быть более конкурентоспособны, чем в квалификации, но нам в любом случае будет непросто – особенно если условия окажутся такими же, как сегодня. Вопросы по видеосвязи Вопрос: (Алекс Калинаускас) Джордж, кажется, вы уже говорили о том, что в финале квалификации поначалу выехали на дождевых шинах. Почему было принято такое решение? После первого быстрого круга вы были девятым, а после второго удерживали промежуточный поул и в итоге оказались вторым. В чем разница? Первый круг был подготовкой ко второму? Джордж Расселл: Мы рассчитывали проехать серию из быстрого, медленного и ещё одного быстрого круга, но быстро поняли, что для дождевых шин асфальт слишком сухой. Похоже, мы недооценили, насколько быстро подсыхала трасса. По ходу здешнего длинного круга мотор работает в одном режиме, но заряд батареи можно использовать по-разному – я хотел задействовать его целиком на одном круге и понимал, что лучше всего сделать это на завершающем. В первой попытке я тоже атаковал, но не расходовал заряд батареи и берег его на заключительную попытку. Вопрос: (Эндрю Бенсон) Джордж, наверняка вы понимаете, что стали автором одного из наиболее впечатляющих квалификационных результатов в истории Формулы 1. Что вы об этом думаете, и как вам это удалось? Джордж Расселл: Я удивлен слышать это, ведь в истории Формулы 1 было немало впечатляющих квалификаций – например, в исполнении Льюиса или Макса. Честно говоря, я не очень-то думаю о подобных вещах. Приятно слышать комплименты в свой адрес, но я, в конечном итоге, гонщик, и хочу побеждать, а за результат в квалификации, как уже было сказано, очки не начисляют. Наверное, это стоило бы делать, ведь поул – это достижение. Возможно, об этом следует подумать на будущее! Но сейчас я просто очень доволен тем, как сработала наша команда. В сложных обстоятельствах мы сориентировались отлично, и наши усилия окупились сполна – я очень рад за весь коллектив Williams! Вопрос: Джордж, для вас это лучший квалификационный результат в Формуле 1. Можно ли сказать, что это был лучший квалификационный круг из всех, которые вы проехали? Джордж Расселл: Сегодня правда было очень непросто. Условия менялись с каждым кругом, но пусть мы ехали значительно медленнее, чем во второй сессии, требовалось атаковать на пределе, но не перешагнуть его. Стоит хотя бы на 1% перестараться, сразу теряешь на этом почти секунду. Мне удался очень хороший круг, я рад своему результату. Вопрос: (Дитер Ренкен) Льюис, судя по всему, вы довольно прохладно относитесь к перспективе видеть Джорджа своим напарником в следующем сезоне. После этой квалификации ваше мнение не изменилось? Льюис Хэмилтон: Не изменилось. Джордж здорово проводит этот сезон, но для меня это ничего не меняет. Уверен, он, как и Валттери, чувствует прессинг от необходимости выполнить поставленные задачи, и здорово, что у него получается с ними справляться. Я не могу его в этом винить. Вопрос: (Люк Смит) Вопрос ко всем. Льюис говорил об аварии Ландо Норриса, притом в нынешний уик-энд это уже второй серьезный инцидент после пятничного столкновения в серии W. Да, в следующем сезоне тот участок трассы должны реконструировать, но интересно узнать, что вы думаете о безопасности Eau Rouge и Radillon – особенно с теми скоростями, на какие способны современные машины Формулы 1? Макс Ферстаппен: В пятницу я посмотрел, как будет выглядеть изменённый участок трассы, сама идея весьма неплоха. Связка поворотов очень скоростная, мчаться там очень здорово, но проблема в том, что защитный барьер там расположен довольно близко, и если кто-то в него врезается, его машину отбрасывает на траекторию, где может произойти столкновение с другой машиной. Если же инцидент происходит после холма, гонщики позади не могут об этом знать – именно это произошло в гонке «24 часа Спа», когда случилась массовая авария с участием сразу нескольких машин категории GT3. С предложенными изменениями ситуация должна измениться к лучшему. Конечно, гонки всегда будут сопряжены с риском, все это понимают. Но тот поворот можно реконструировать, сделав его более безопасным, и организаторы этапа этим занимаются. Уверен, через год всё будет намного лучше. Джордж Расселл: Практически нечего добавить. В пятницу мы видели планы реконструкции Eau Rouge и Radillon, с этими изменениями гоняться там будет безопаснее. Льюис Хэмилтон: Кажется, организаторы планируют избавиться от кочки на подъеме, а сам излом Eau Rouge оставят неизменным. В любом случае, они поступят так, как считают нужным, но лично я не вижу необходимости тратить средства на какую-либо реконструкцию. Вопрос: (Эдд Стро) Джордж, вы не впервые показываете впечатляющие результаты за рулем машины Формулы 1. Все вокруг активно рассуждают, где вы будете выступать в следующем сезоне, но скажите, насколько важно для вас вне зависимости от того, какое решение будет принято по вашей карьере, продолжать выступать на таком же уровне и стабильно демонстрировать, что вы заслуживаете место в топ-команде? Ваш нынешний босс, Йост Капито, не раз говорил, что своим мастерством вы заслуживаете машину, позволяющую бороться за чемпионский титул. Джордж Расселл: Знаете, Формула 1 – довольно безжалостный спорт. Возможность выступать в нём есть лишь у двадцати гонщиков, хотя достойных намного больше. По своему опыту могу сказать, что вне зависимости от каких-либо дискуссий насчёт контрактов ты должен постоянно показывать всё, на что способен, и не в праве позволять себе расслабиться, иначе тут же найдется более молодой гонщик, готовый занять твоё место. Нельзя позволять себе даже малейшее самодовольство, потому я каждый уик-энд выкладываюсь даже не на 100 – на 120 процентов. Вопрос: (Дитер Ренкен) Вопрос ко всем. Трассу в Спа гонщики обычно называют среди наиболее любимых. Вы выступали здесь при сухой погоде и в дождевых условиях – в каком из вариантов удовольствия от пилотажа больше? Льюис Хэмилтон: В дождь Спа особенно интересна! У современных машин так много прижимной силы, что на сухом асфальте излом Eau Rouge проходится с педалью газа в пол, тогда как в дождь пройти его без ошибки намного сложнее. Джордж Расселл: У меня такой же ответ, как у Льюиса – в дождь гоняться в Спа интереснее, особенно если ты вдобавок абсолютно уверен в своей машине. Макс Ферстаппен: В дождь бельгийская трасса становится очень непростой: Eau Rouge уже невозможно пройти на полной скорости, а в Blanchimont намного сложнее удержаться на траектории. Но лично мне особенно приятно гоняться здесь на сухом асфальте в финале квалификации, когда с практически пустыми баками машина максимально быстра. Потрясающе, насколько быстро мы можем мчаться в здешних поворотах – в частности, Pouhon можно пройти, не снижая скорость! Когда раньше ты гонялся здесь на машинах категории GT, F3 или Formula Renault, а затем пересаживаешься на машину Формулы 1 с минимальным количеством топлива, ощущения от пилотажа просто непередаваемые! Вопрос: (Алекс Калинаускас) Макс, расскажите о быстром круге, который обеспечил вам поул. Как он соотносится с вашими попытками в первых двух сессиях, когда вы пусть немного, но всё-таки уступали McLaren? Макс Ферстаппен: Сам круг получился очень неплохим, но не думаю… Знаете, в дождь всё зависит от того, насколько чисто ты проехал попытку, и насколько хорошо прогрел шины, которые максимально чувствительны к малейшему изменению температуры. Если они прогреты достаточно, и ты уверенно чувствуешь себя на торможении, то и тормозить можешь чуть позже, в самом повороте сцепления будет больше, а разгон на выходе – лучше. Я в целом неплохо проехал свой лучший круг, но шины были недостаточно прогреты, особенно по ходу первого сектора и в начале второго. В этом плане мы могли бы сработать лучше, но условия сегодня были по-настоящему непростыми, было сложно всё сделать идеально. Перевод: Валерий Карташев
В Ф1 планируют ограничить возможности клиентских команд