Войти в почту

Что не так в Спа? Разбираемся, как сделать «Красную воду» безопаснее и не потерять легендарный поворот

Сейчас в паддоке обсуждают, что Формула 1 могла сделать, чтобы облегчить болельщикам жизнь во время долгого стояния в ожидании так и не состоявшейся гонки. Из-за этого в тень отошла другая, не менее важная, тема: трассу в Спа собираются переделать, а «Красная вода» и «Радийон» признаны опасными для гонок.

Что не так в Спа? Разбираемся, как сделать «Красную воду» безопаснее и не потерять легендарный поворот
© autosport.com.ru

«Здесь почти каждый год кто-то погибает. Трассу пора переделать», — считает Жан Алези, чей сын Джулиано стартовал в гонке Формулы 2 в 2019-м, унесшей жизнь Антуана Юбера. Ральф Шумахер и Ян Ламмерс убеждены, что эту часть легендарного автодрома в её классическом виде болельщики видели в последний раз.

Разбираемся, что не так с «Красной водой» и можно ли решить проблему.

Что это вообще было? Главные вопросы и ответы о фарсе на Гран При Бельгии

Две проблемы «Красной воды»

Антуан Юбер погиб в Спа в 2019-м. По ходу гонки Формулы 2 его машину широко выбросило из «Радийона», француз не смог сохранить контроль над автомобилем и врезался в отбойник. От удара Юбера отбросило обратно на асфальт, где в него на полном ходу врезался Хуан Мануэль Корреа.

В конце июля 2021 года во время марафона «24 часа Спа» произошла похожая авария: один из автомобилей после удара о заграждение, в этом случае — о внутренний отбойник в «Радийоне», оказался на гоночном полотне, где в него один за другим врезались несколько соперников. Джек Эйткен после этого инцидента оказался в больнице с переломами ключицы и позвонка. «Мне очень повезло! — говорил британец, лежа на больничной койке. — Спасибо Lamborghini за прочную машину!».

Джек Эйткен знает, как сделать «Красную воду» безопаснее

Уже в этот уик-энд по ходу квалификации W Series произошёл точно такой же завал. Сару Мур и следовавшую за ней Эбби Итон развернуло в «Радийоне» и в стоячие поперёк трассы автомобили врезались четверо других участниц. Бейстке Виссер и Айла Агрен в итоге оказались в больнице — обе благополучно были выписаны в течение суток.

Наконец в квалификации Формулы 1 в серьёзную аварию в «Радийоне» угодил Ландо Норрис: машину британца повело на залитой дождём трассе и бросило прямо в барьеры. MCL35M от удара вылетела обратно на гоночное полотно, где в нее неминуемо врезались бы другие пилоты, если бы шли позади Норриса. Кокпит уберёг Ландо от травм, но едва ли всё обошлось бы так же легко, если бы в автомобиль McLaren на высокой скорости кто-нибудь врезался.

Проблема «Красной воды» и «Радийона» в аэродинамике и отбойниках. Современные машины настолько эффективно «прилипают» к асфальту, что даже с перепадом высот гонщики, по крайней мере в Ф1, проезжают поворот без сброса газа и на максимальной скорости вылетают из слепого поворота.

До верхней точки «Радийона» пилот не знает, что его ждёт дальше и в принципе лишён шанса как-либо среагировать, если впереди разбитая машина. А именно там разбитая машина и окажется: из-за формы отбойника слева от трассы улетать автомобилям больше некуда. Так главные особенности поворота — расположение на подъёме и высокие скорости — стали его главными проклятиями.

Льюис Хэмилтон: Не надо трогать «Красную воду»

Проблема вне трассы

«Единственное, что могло бы нам помочь — гравий слева, — считает Кевин Эстре, гонявшийся в «24 часа Спа». — Если заменить там асфальт гравием, все поедут на 2-3 километра медленнее. Сейчас все едут там на пределе — или даже за ним, потому что знают, что в худшем случае просто срежешь поворот. С сегодняшними машинами гонщики больше боятся получить штраф, чем попасть в аварию».

У Формулы 1 уже есть план по модернизации связки «Красной воды» и «Радийона» — и он, к счастью, не подразумевает изменения конфигурации гоночного полотна. То есть в пределах трассы оба поворота останутся прежними — динамичными и с гигантским перепадом высот. Дело в том, что основная проблема этого места — зоны вылета, а не сама трасса.

Спа-ФранкоршамФото: fia.com

Слева от полотна, внутри поворота «Радийон», отбойники расположены слишком близко к трассе: при той траектории входа на подъём, которую используют пилоты, контакт с таким барьером неизбежно отправляет машину обратно на трассу. Сами по себе такие удары не несут опасности, но возникает огромный риск вторичного столкновения.

Другая проблема заключается в том, что справа от прямой «Кеммель», на которую пилоты уходят после «Радийона», асфальтовая зона безопасности. Предполагается, что так гонщику проще удержать контроль над машиной, но в итоге именно в этой зоне погиб Юбер. Будь на этом месте гравийная ловушка, машина француза увязла бы в гравии, а удар от Корреа, если бы он ехал за пределами трассы, был бы куда слабее из-за меньшей скорости.

Как рассказал в паддоке Гран При Бельгии Эстебан Окон, у FIA уже есть план реконструкции: отбойник отодвинут от трассы. При этом ранее правительство Бельгии уже выделило деньги на реконструкцию автодрома — работы подразумевают создание гравийных ловушках в пяти поворотах. Хватит ли этого, чтобы избежать трагедий, подобных той, что унесла жизнь Юбера? Покажет только время — будем надеяться, что Спа-Франкоршам удастся сделать безопаснее, не внося изменения в конфигурацию трассы. Если не получится, бельгийский трек навсегда покинет календарь Формулы 1.

Формула 1 в 2025 году: Ни одного российского гонщика и Риккардо вместо Хэмилтона в Mercedes